Успешные «кейсы» маркетинга – на Контент Форуме обсудили развитие дока в стране
В рамках ежегодного Международного Контент Форума, который прошел в сентябре в Санкт-Петербурге, состоялось обсуждение процессов, происходящих на рынке документального кино в России, проблему его продвижения среди широкой аудитории и возможностей, которые дает док региональным кинематографистам.
В дискуссии на тему «Неигровое кино: перезагрузка. Продвижение non—fiction контента», организованной Фондом поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России (ФПРК), приняли участие руководители продюсерских центров, киностудий и медиахолдингов. Эксперты поделились своим мнением на тему того, как сделать документальное кино более востребованным у аудитории.
Иван Кудрявцев, заместитель генерального директора АО «Цифровое телевидение», автор и ведущий программы «Индустрия кино»:
- Очень важно собрать «критическую массу неравнодушных людей». Такой очаг призван давать примеры, которые в дальнейшем можно было бы «масштабировать». При этом интерес к нон-фикшн контенту и кинохождение на него – это два разных вопроса.
- Выставки блокбастеров «Цой» и «Балабанов. Колокольня. Реквием» показали, что у людей огромный интерес к этому типу контента. Безусловно, здесь важен элемент коллаборации. Возможно, в тех точках, куда люди ходят смотреть такое кино, нужно продавать книги по этой теме или героям.
- Также можно использовать разные способы неформатного проката. Конечно, важно активно работать с фестивалями. В целом у нон-фикшн контента есть мощное поступательное движение вперед.
Дмитрий Якунин, заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК):
- Нужно находить механизмы для расширения зрительской аудитории документального кино. Нам кажется интересным опыт успешного продвижения non-fiction литературы. Читатели – те же зрители – им интересны подлинные истории. И этот опыт мы внимательно изучаем сейчас.
Любовь Щипцова, ведущий менеджер по проектам онлайн-кинотеатра Okko:
- У компании на сегодняшний день самая богатая библиотека, с точки зрения альтернативного контента, куда входит и документально кино, и образовательные циклы.
- Интерес смотрения документальных проектов ниже, потому что в основном зритель к нам приходит развлекаться.
- У нас есть совместный проект с продюсерским центром «Мувистарт» – это «Михаил Горшенёв. Легенда о Короле и Шуте» (режиссер Дарья Иванкова – ред.), который стал самым успешным документальным фильмом нашей платформы. С точки зрения активной промокампании, наши конкуренты заявили о нем ярче и быстрее, чем мы. Обратившись к фестивальной поддержке, мы запустили информационные поводы и также выступили с заявлением, что покажем правдивую историю о лидерах группы «Король и Шут». Премьеру первой части проекта мы уже провели на Московском Международном кинофестивале в рамках конкурсной программы, собрав аншлаг. Вторую часть фильма представили на фестивале «Горький fest». На платформе фильм выпустили к 10-летию гибели Михаила Горшенёва. К его юбилею картина вышли в российский прокат в 26 городах, дав фанатам возможность посмотреть обе части на большом экране».
Алексей Рязанцев, президент кинокомпании «Каропрокат»:
- Документальное кино в большом прокате – это важная и нужная история, которую необходимо развивать.
- Постепенно объём и количество перерастают в качество, и документальные фильмы вскоре будут попадать на большие экраны. В нашей практике пока не было докудрамы, которую можно было бы предложить кинотеатрам.
Елена Яковлева, руководитель RTDocumentary:
- Платформа RT Documentary создана в первую очередь для того, чтобы объединить всех неравнодушных к документальному кино людей.
- Изначально мы создали конкурс документального кино, в котором любой желающий мог принять участие по предварительному отбору. Далее мы запустили онлайн-школу документального кино, которая базируется на нашем телеканале. Здесь достаточно иметь идею и желание быть сопричастным. Объединив фестивальную идею и идею конкурса, мы пришли к выводу о необходимости создать онлайн-кинотеатр, где мы соберем лучшую коллекцию документальных фильмов. На данных момент уже собрано 400 фильмов. Коллекция пополняется каждую неделю. Еще мы планируем выпускать в прокат наши фильмы, но лишь с той идеей, чтобы делать событийные показы, совмещая их с образовательной деятельностью в одном городе.
Константин Нафиков, генеральный директор компании «Рефлекшн Филмс»:
- Мы пришли к выводу, что массово у российского зрителя нет опыта просмотра документальных фильмов в кинотеатрах. Для масштабных документальных проектов важно, чтобы опыта просмотра было как можно больше. Однажды посмотрев документальный фильм на большом экране, люди готовы всё чаще ходить на него в кинотеатры.
- Наша компания выпустила в прокат докуфикшн ФПРК «Тонкой нитью», сборы которого составили порядка миллиона рублей.
Михаил Анисимов, генеральный продюсер компании «Триколор»:
- Помимо онлайн-кинотеатра у нас есть 36 своих каналов и 40 миллионов зрителей. Я как документалист могу сказать, что огромное количество фильмов о людях нашей страны не видят своего зрителя, и это очень печально.
- «Триколор» пошел по другому пути: мы создали инструмент, как донести до каждого зрителя, что в определенный момент времени он должен посмотреть тот или иной фильм. Мы пишем письма, отправляем смс-сообщения, ставим межпрограммные баннеры. В конечном итоге зритель начинает смотреть то, что мы ему предлагаем.
- Моя задача и задача «Триколора» заключается в том, чтобы начать продвигать истории людей.
Ирина Белова, генеральный директор КГАУК «Енисей кино»:
- Поддержка документального кино в Красноярском крае является системной, начиная с 2014 года. Максимальная грантовая поддержка у нас составляет 3 миллиона рублей. За 10 лет по грантовой программе было снято 38 документальных фильма.
- У нас есть специальные киноустановки, где показываются фильмы, снятые на территории Красноярского края. Они похожи на проект «Социальный кинозал» в Перми.
- Мы фильмы не бросаем, и после фестивального показа идет «эхо», в ходе которого фильмы демонстрируются по всему краю. На нашем портале «Енисей кино» мы транслируем также новости со съемочной площадки, рассказываем о героях, о чем снимается фильм. Ведь сам процесс производства документального кино не менее интересен, чем контент.
Панельная дискуссия «Неигровое кино: перезагрузка. Продвижение non—fiction контента» составила деловую программу Контент Форума по актуальным вопросам индустрии кино, ТВ и медиа.
Санкт-Петербургский Международный Контент Форум – это единственный в России, странах СНГ и Балтии ежегодный форум контент-индустрии и индустриальных развлечений, объединяющий кинотеатральный прокат, телевидение и цифровые медиа. ПЦ «Мувистарт» выступил партнером мероприятия.