Вопросы кинообразования в странах Каспия обсудили на Международном Каспийском кинофоруме
Врамках деловой программы Международного Каспийского кинофорума 17 октября прошел круглый стол на тему: «Кинообразование стран Каспийского региона: пути взаимодействия и развития».
В дискуссии приняли участие:
Роза Ахмадиева (РФ)– ректор Казанского государственного института культуры;
Иоанн Клиндухов (РФ)– руководитель чемпионата «АртМастерс-регионы», проректор Института развития профессионального образования Министерства Просвещения РФ;
Алексей Захожий (РФ)– директор Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры СПбГИКиТ;
Дмитрий Якунин (РФ)– заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа;
Рамиль Алекперов (Азербайжан)– пресс-секретарь киностудии «Азербайджанфильм», сценарист, преподаватель Азербайджанского государственного университета культуры и искусств;
Мехди Шафии (Иран) – генеральный директор Отдела киноисследований и кинематографических навыков;
Талгат Тайшанов (Казахстан) – кинооператор, режиссёр, доцент факультета «Режиссура, арт-менеджмент и операторское искусство» КазНУИ;
Азат Хакимов (Казахстан) – режиссёр, продюсер, директор медиа-кинолаборатории, руководитель образовательной программы «Цифровое кинопроизводство» Школы Медиа и Кино, Ассоциированный профессор Алматы Менеджмент Университет.
Модератором встречи выступила ведущий научный сотрудник, начальник отдела разработки и апробации методик кинопросвещения ВГИК им. С. А. Герасимова, кандидат исторических наук Нина Кочеляева.
Открывая дискуссию, модератор отметила, что круглый стол является не только презентационной площадкой различных киношкол и образовательных проектов.
«Наша цель – наметить пути взаимодействия и развития – посмотреть, как кинообразование может быть включено в развитие киноиндустрии и в международное сотрудничество на платформах, связанных с кинопроизводством», – пояснила эксперт.
Нина Кочеляева рассказала, что на данный момент ВГИК является флагманом в области кинообразования в России.
«Сейчас во ВГИКе есть направление, которое реализуется в рамках программы специалитета – пятилетнего обучения по специальностям: актерское искусство, живопись, графика, режиссура кино и телевидения, звукорежиссура аудиовизуальных искусств, кинооператорство, продюсерство, киноведение. Также есть бакалавриат», – рассказала Кочеляева.
Она добавила, что два года назад в Ташкенте открылся первый зарубежный филиал ВГИКа, сообщив, что в конце 2024 – начале 2025 года главный кинематографический вуз страны готовится открыть филиал в Хабаровске.
«ВГИК, как кинематографическая школа на территории всего земного шара, открыта к сотрудничеству, в том числе в рамках летних киношкол, и здесь у нас уже есть опыт взаимодействия с Ираном», – рассказала Нина Кочеляева.
Рамиль Алекперов отметил, что в 2023 году «Азербайджанфильм» и Бакинское театральное училище отмечают свое столетие. Он особо подчеркнул, что училище на протяжении 100 лет готовило актеров и режиссеров не только для Азербайджана, но и Узбекистана, Туркменистана, а также для Дагестана и других регионов России. Первый набор студентов был проведен на факультет театрального искусства, актерского мастерства и режиссуры.
«В 1945 году был основан Азербайджанский Театральный институт. С 1968 года – Азербайджанский Государственный Институт Искусств, а в 1991 году был переименован в Азербайджанский Государственный Университет Культуры и Искусств. Именно здесь в 1988 году была основана кафедра кино и телевидения. До этого все актеры, режиссеры, операторы и другие специалисты учились во ВГИКе в Москве и Ленинграде. Именно ВГИК дал толчок к развитию азербайджанского кинематографа. У нас обучаются студенты из Турции и Ирана. В наших планах – сотрудничество с Казахстаном», – поделился Рамиль Алекперов. Спикер также отметил, что совсем недавно студенты из Азербайджана принимали участие в фестивале ВГИКа.
Генеральный директор Отдела киноисследований и кинематографических навыков Мехди Шафии подчеркнул, что на сегодняшний день российско-иранские связи в области образования и кинообразования достаточно устойчивы. По его словам, иранские кинематографисты предлагают конструктивные идеи. Спикер предложил создать виртуальную образовательную платформу, где ведущие специалисты из Каспийского региона могли бы давать обучающие курсы, мастер-классы для всех, кто желает учиться. Это могут быть не только студенты творческих вузов, но и другие заинтересованные лица, так как платформа будет носить открытый и общедоступный характер.
В ответ иранскому коллеге Нина Кочеляева отметила давние связи между иранскими и российскими институциями в сфере образования. Она также подчеркнула, что сейчас активно развивается сотрудничество между ВГИКом и ведущими киношколами в Иране.
Талгат Тайшанов рассказал, что до 1993 года в Казахстане не было ни одного киновуза. Именно с этого года здесь открылись свои киношколы. Участник дискуссии отметил важность копродукции между учебными заведениями стран Каспийского региона.
«В нашем университете проходит республиканский конкурс короткометражного игрового кино. В этом году мы назвали его “У каждого свой Годар”. В этом конкурсе принимают участие наши казахстанские киношколы и киновузы. С 2018 года мы проводим фестиваль, который сейчас называется “Томирис”, куда мы хотим приглашать наших коллег из стран Каспийского региона», – рассказал Тайшанов.
Режиссер поделился идеей заключить меморандум между ведущими киновузами Каспийского региона.
«Этот меморандум дает нам возможность двигаться дальше и развиваться. На этой базе мы хотим создать совместный студенческий киноальманах странами-участниками Каспийского региона. Каждая страна на базе своей киношколы должна снять две новеллы хронометражем 10-15 минут. Всего в киноальманахе предполагается 10 новелл, которые мы предлагаем снять студентам третьего курса факультета “Режиссура игрового кино”», – предположил участник дискуссии.
Азат Хакимов добавил, что у Казахстана большой исторический опыт в создании совместных работ.
«У нас есть опыт в создании копродукции. Это более 500 проектов: анимационные, игровые, неигровые. На Киностудии “Казахфильм” создавались проекты совместно с художниками, которые к нам приезжали», –отметил эксперт.
Он также рассказал, что в республике хорошо работает закон об авторском и смежном праве. По его словам, в Казахстане есть постановление Правительства о концепции развития креативных индустрий.
«В этом направлении предпринимается много усилий, чтобы индустрия работала. Общественные объединения, которые помогают кинематографистам взаимодействовать, – это Союз кинематографистов Казахстана, Лига кинематографистов Казахстана о объединение специалистов в сфере неигрового кино QazDoc. В Казахстане работает Киностудия “Казахфильм” имени Ш. Айманова, а также много частных, независимых кинокомпаний. Есть компании, которые занимаются специализированной деятельностью: озвучание, дублирование, создание компьютерной графики. Есть много рентал-компаний и дистрибьютеров», – перечислил казахстанский представитель.
Также он отметил, что на сегодняшний день в стране действует четыре вуза – два государственных и два частных. Они взаимодействуют между собой в рамках республиканской предметной олимпиады по режиссуре и операторскому искусству. В апреле 2021 года была создана школа Media & Film School, которая находится в прямом взаимодействии с киностудией «Казахфильм».
«Школа взаимодействует как с сотрудниками, так и имеет доступ к павильонам и оборудованию. В школе представлены четыре образовательные программы: связь с общественностью (PR), Digital Filmmaking, New Media, Content Marketing and Data Analysis (Media). В образовательном аспекте мы предлагаем создание программы повышения квалификации для действующих кинодеятелей через киновузы, создание системы летних киношкол, создание Союза киношкол (Лиги киношкол)», – рассказал Азат Хакимов.
Ректор Казанского государственного института культуры Роза Ахмадиева подчеркнула, что современный кинематограф – это огромная индустрия, которая включает в себя абсолютно все жанры и новые современные цифровые технологии. Спикер отметила, что сегодня региональный кинематограф в России переживает «необычный всплеск», и национальные фильмы из Якутии, Башкирии, Бурятии и других регионов страны выходят в международный прокат. Представитель Татарстана добавила, что современное кинообразование представляет собой сложную систему по подготовке кадров по самым разным направлениям.
«В связи с этим есть и особые требования к вузам. Например, педагогам необходимо постоянно повышать свою квалификацию. С 2022 года в нашем вузе образована базовая кафедра режиссуры кино и телевидения, которой стала ВГТРК “Татарстан”. Студенты всех курсов в рамках занятий оттачивают практические навыки работы с оборудованием, принимают участие в съемках сюжетов, документальных фильмов, готовят интервью, занимаются монтажом. Такая связь с работодателями позволяет повысить качество педагогического состава. У нас существует центр прототипирования, где каждый желающий может создать свой продукт», – отметила Ахмадиева.
Заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа Дмитрий Якунин рассказал всем участникам дискуссии о важных образовательных проектах Фонда и ПЦ MovieStart. Он подчеркнул, что сам организации не являются киношколами.
«Мы проводим воркшопы или образовательные краткосрочные программы. В прошлом году для проектов, которые поддержал ФПРК, мы провели Лабораторию документального кино Pro Cut в рамках кинофестиваля “Флаэртиана”. В Пермь мы привезли 15 участников из 12 регионов России, и в течение недели под руководством опытных мастеров они дорабатывали свои проекты. В рамках Лаборатории представители грантовых конкурсов рассказали, как получать деньги на кино. Конечно же, это повысило уровень этих проектов. В этом году у фильмов ФПРК, которые прошли через эту Лабораторию, очень много фестивальных призов», – подчеркнул участник дискуссии.
Еще один образовательный проект, о котором рассказал Дмитрий Якунин, будет реализован в рамках Международного фестиваля Short Film Days, который приурочен к самому короткому дню в году – 21 декабря.
«В рамках фестиваля этого года мы проведем финальный питчинг сценарной лаборатории ФПРК “Формула пути”. Главная задача фестиваля – интеграция молодых кинематографистов в киноотрасль. Наши предложения рассылаются в Минкультуры России, Администрацию Президента РФ и другим заинтересованным учреждениям. В этом году мы отберем в программу ровно 21 фильм, а 21 декабря вручим награды. Помимо этого в течение двух месяцев мы проводим “эхо” фестиваля», – рассказал представитель ФПРК.
Также он выразил готовность оказывать информационную поддержку кинематографистам стран Каспийского региона – на сайте moviestart.ru.
Иоанн Клиндухов рассказал о чемпионате «АртМастерс-регионы», который проводится в различных уголках страны. Он включает в себя межрегиональные индивидуальные соревнования по компетенциям, а также командные соревнования между сборными регионов федеральных округов.
«Главная задача, которую мы решаем – остановить отток талантливой молодежи из регионов. Нам важно насытить местные кинокомпании кадрами, развивать региональный кинематограф, а также привлечь внимание к съемкам аутентичного кино. Наша цель – сформировать девять команд по федеральным округам, которые снимут девять короткометражных фильмов на заданную тему, в заданных условиях, с одинаковым бюджетом и в определенный срок. Далее, в Москве, они представят на суд жюри эти проекты, чтобы получить финансирование на съемки полнометражного фильма», – пояснил Иоанн Клиндухов.
Напомним, что Международный Каспийский кинофорум проходил в гибридном формате 17-18 октября. Его участников приветствовали министр культуры России Ольга Любимова, министр иностранных дел России Сергей Лавров, председатель Союза кинематографистов Никита Михалков. Подробности работы первого дня форума читайте в материале.
Задачи:
- укрепление отношений между городами и государствами Каспийского региона;
- поддержка киноискусства стран региона и кинематографистов в реализации совместных оригинальных идей и проектов (копродукция);
- обмен опытом, специалистами, создание благоприятных условий для творческого сотрудничества.
Организаторы: Союз кинематографистов России, Фонд поддержки регионального кинематографа, при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Партнеры: Министерство культуры Астраханской области, Ассоциация продюсеров кино и ТВ (АПКиТ).
Фото.
Андрей Яковлев