Пять фильмов Лаборатории научного кино 2.0 будут представлены в «Сириусе»
Первые результаты работы Лаборатории научного кино 2.0 будут представлены на Конгрессе молодых ученых, который пройдет с 28 по 30 ноября в «Сириусе».
Режиссеры Лаборатории научного кино 2.0 закончили съемки короткометражных научных фильмов. Премьера киноальманаха, в составе которого семь разножанровых картин, запланирована на 8 февраля, но уже в этом месяце пять фильмов увидят участники Конгресса молодых ученых – ключевого события Десятилетия науки и технологий, который третий раз пройдет в Парке науки и искусства «Сириус».
Четверо режиссеров Лаборатории 2.0 – Артур Сухонин, Ольга Домовцева, Полина Свеженцева и Александра Шишова – в формате шоу-кейса лично представят свои картины.
Черно-белый десятиминутный фильм-катастрофа Артура Сухонина «Супермуха» снят на острую и обсуждаемую в последнее время тему: про личинок мухи «Черная львинка», которых разводят для питания. Пока что – для питания животных. Но в будущем, при плохом сценарии развития человечества, возможно, личинки войдут в рацион и самого человека. А пока что ученые Сколтеха занимаются селекцией мух, чтобы получить личинки с наибольшим количеством белка и жиров.
Полина Свеженцева – финалист прошлогодней премии «Лавровая ветвь в области неигрового кино и телевидения» – продолжает завораживать своим авторским почерком. В фильме-эссе «Время еще есть» драма о превращении плодородных земель в пустыни и о полимерах, которые помогают почве восстановиться, контрастирует с легкой авторской подачей материала и лаконичным визуальным решением. Роуд-муви, путешествие Полины в Калмыкию, портреты местных жителей, табуны лошадей, молодой ученый на химфаке – все это укладывается в десять минут поэтического повествования.
В фильме Александры Шишовой «Город засыпает» химика Романа Новоторцева преследует рисовая шелуха, которая требует решить проблему ее утилизации. Местами романтичная, местами с элементами хоррора и комедии история погружает зрителя в мир ученого, который ночами не спит, свободное время проводит в кузнице, во сне беседует с Менделеевым (памятник которому стоит возле дверей химфака МГУ) и решает все же проблему шелухи, в результате чего появляется целый завод.
Фильм PHOENIXКсении Казазаевой – драма о перовскитной батарейке, которая, с одной стороны, питается солнечным светом, а с другой, от него же и погибает. Это фильм от лица батарейки с философской интонацией и необычным визуальным решением. Ксения снимала фильм в ч/б, при этом упомянув, что с чёрно-белым изображением нужно работать как с цветным, потому что есть градация серого цвета.
Ученые Сколтеха и химфака МГУ придумали, как сделать из борщевика батарейку, и выпустили об этом статью первого апреля. Коллеги-ученые восприняли публикацию как шутку. Движение «Антиборщевик» ужаснулось тому, что наука предлагает не уничтожать борщевик, а применять его, а режиссер Ольга Домовцева сняла картину «Ситуация: борщевик!», вдохновляясь фильмами Уэса Андерсона и советской кинохроникой: во времена СССР борщевик должен был стать новой кормовой культурой).
«Одна из задач нашей Лаборатории – показать, что научное кино может быть зрительским, поэтому мы большое внимание уделили работе с жанрами и формами фильмов. В результате все фильмы имеют свой жанр и свой выраженный авторский почерк, что редкость для научного кино. Вообще научное кино развивается стремительно. Еще пять-семь лет назад само появление науки на экране было редкостью, теперь таких картин большое количество, теперь нужно заниматься киноязыком, чтобы это были не просто документально снятые фильмы про ученых и исследования, а привлекали зрителя сюжетом, стилистикой, эмоциональной подачей, визуальными решениями», – пояснила Киселёва.
На тему зрительского научного кино в рамках деловой программы Конгресса пройдет организованная Лабораторией 2.0 секция «Как производить востребованные публикой фильмы про науку: художественная ценность, научный подход и успех у зрителей», на которой участники обсудят, как вернуть научному кино интерес зрителя и научить режиссеров работать с такими фильмами, используя весь арсенал выразительных средств кинематографа. Среди спикеров – научный коммуникатор Юлия Позднякова, научный журналист и начальник пресс-службы химфака МГУ имени Ломоносова Сергей Ивашко, ученый и профессор МГУ имени Ломоносова Михаил Лебедев, продюсер и член экспертного совета Минкультуры по неигровому кино Николай Новиков, режиссеры Лаборатории научного кино 2.0.
Также на Конгрессе режиссер Юлия Киселева презентует проект полнометражного научно-популярного кинофильма «Как Иван Пигарёв сон изучал», который выйдет на киноэкраны в середине марта следующего года.
Все мероприятия Лаборатории проходят в рамкахинициативы «Инфраструктура для популяризация науки, создание контента» Десятилетия науки и технологий.
«Лаборатория научного кино 2.0» – проект режиссера Юлии Киселёвой, лауреата премий «За верность науке», «Лавровая ветвь в области неигрового кино и телевидения», известной научно-популярными кинофильмами («Мозг. Вторая Вселенная», «Робот, я люблю тебя?», «Чип внутри меня» и др.), и продюсера Лилии Сабировой. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Материалы предоставлены дирекцией «Лаборатории научного кино 2.0»