MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Обзоры > Как одевали героев сериала «Слово пацана» – обзор от художников по костюмам

Как одевали героев сериала «Слово пацана» – обзор от художников по костюмам

фото: Киностудия им. М. Горького

Сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» стал одним из самых ярких событий не только в отечественной киноиндустрии, но и общественной жизни страны. Драма о татарстанских уличных хулиганах периода перестройки вызвала горячие дискуссии в прессе, не оставив равнодушным никого из зрителей. 

Кроме захватывающей истории, харизматичных актеров (Иван ЯнковскийЛеон КемстачРузиль МинекаевАнастасия КрасовскаяЕлизавета Базыкина, Сергей Бурунов, Анна Пересильд и другие), немаловажную роль в фильме играют исторические костюмы и реквизит, переносящие нас в атмосферу конца 1980-х. Костюмы главных героев выполняюти более важные функции: раскрывают особенности характера персонажей, принадлежность их к той или иной социальной группе, даже становятся драйверами конфликтных ситуаций, переломных моментов в судьбах героев: вспомним знаменитую кепку-фернандельку, которую Андрею подарил Марат как признак того, что и он теперь стал частью группировки «Универсам», и которую Андрей в одной из последних сцен фильма без сожаления обменяет на букет цветов для любимой девушки, приняв решение начать новый этап в своей жизни. 

фото: Киностудия им. М. Горького

С задачей подбора костюмов для сериала мастерски справилась художник по костюмам Дарья Фомина («Перевал Дятлова», «Эпидемия» и др.). Художник по костюмам выполняет важные функции в процессе создания фильма: разрабатывает бюджеты на одежду героев и массовки; отвечает за то, чтобы костюм в кадре гармонично сочетался с интерьером, создавал необходимое настроение и атмосферу; подбирает готовые костюмы на складах киностудий, если необходимо, на барахолках, в магазинах секонд-хенд; обеспечивает пошив изделий специально для фильма, а также отвечает за логистику костюмов по местам съёмок. 

Чтобы погрузить зрителя сериала в атмосферу конца 1980-х гг., некоторые костюмы Дарья и ее команда шили специально для фильма, другие, уже готовые, подбирали на киноскладе «Жар-птица», на складах киностудий: Мосфильм и им. М. Горького и в других местах. Редакция MovieStart пообщалась с Дарьей Фоминой и руководителем комплекса костюма и реквизита Киностудии имени М. Горького Натальей Левиной, предоставившей часть костюмов, использованных в съемках сериала.

Мы выражаем огромную благодарность Дарье и Наталье за беседу, которая легла в основу данной статьи.

Теперь давайте рассмотрим процесс создания образов персонажей для сериала «Слово пацана» более подробно, начиная с первого этапа работы художника по костюмам – изучения сценария.

 

Чтение сценария, общение с режиссёром

Как нам рассказала Дарья Фомина, перед началом работы ей высылают либо сценарий полностью, либо несколько первых серий, иногда синопсис – зависит от этапа готовности сценария. В случае с сериалом «Слово пацана» Дарье дали для ознакомления первые две серии. 

– Я прочитала, составила представление об образе героев. Потом мы встретились с режиссером, обменялись идеями. Формирование образов персонажей – это всегда диалог.

 

Разработка образов героев и подготовка мудбордов и референсов для фильма

По словам Дарьи Фоминой, если она на этапе обсуждения образов героев с режиссером понимает, что они нашли общий язык, то делает мудборды по основным персонажам, чтобы составить визуальное представление о костюмах героев. 

– Я не рисую эскизы, а собираю мудборды, чтобы определить настроение, подбираю референсы: какие-то кадры из фильмов, хроник. И если мы синхронизируемся с режиссером, понимаем, что у нас один взгляд на то, что должно быть в кадре, то меня утверждают как художника по костюмам. Потом я читаю сценарий полностью. 

Чтобы составить представление о том, как одевались в конце 1980-х, Дарья начала с ресерча в интернете, с поиска фотографий, хроник разных городов страны конца 1980-х гг. Просмотрела специализированные сайты, описывающие моду 80-90-х. По ее словам, из 10 фотографий обычно одна подходит. Отсматривала фильмы, снятые во второй половине 1980-х. Так как история основана на реальных событиях, необходимо было изучить хронику именно этих событий – борьбу молодежных криминальных группировок Казани в конце 1980-х годов. 

фото: Киностудия им. М. Горького

Это исследование было необходимо, чтобы создать аутентичную атмосферу в фильме. Ведь кроме главных героев в нем присутствуют и актеры массовых сцен, эпизода: учителя школы, люди в ресторане, врачи в больнице и т. д. Не только реквизит и интерьер, но и костюм создает необходимую атмосферу, погружает в эпоху.

А потом Дарья Фомина углубилась в профильную историю.

– В кадре присутствует много пацанов, и нужно понимать, как они должны выглядеть. У каждой субкультуры, группировки есть некая мода, есть свои правила, по которым они одеваются. Кто-то надевал телогрейки поплотнее, потому что шли на драку и нужна была защита. Шапки натягивали на уши, или наоборот. То есть были особенности, по которым ты узнавал, кто перед ними: свой или чужой. Мы не делали на этом сильный акцент, но, например, для сцены драки между «универсамовскими» и членами группировки «Хади Такташ» в лифте и в больнице мы одели «хадитакташевцев» в телогрейки – чтобы показать, что перед нами лютые, по-боевому настроенные ребята. Чтобы понять эти нюансы, нужно погружение в отдельно взятую субкультуру. Здесь нельзя просто ограничиться модой 80-х. 

Дарья занималась не только костюмом, но и реквизитом, который был непосредственно в руках у героя, – сумки, часы и др. А это совместная работас коллегами: художником-постановщиком и художником по реквизиту. Вместе смотрели, согласовывали, утверждали у режиссера. Дарья утверждает, кино – это всегда командная работа.

– И с режиссером шло постоянное общение, согласование, внесение корректировок. У режиссера я интересуюсь, какой бэкграунд у героев. Костюм на актере – всегда отражение его биографии, его личностных особенностей. С режиссером обсуждаем, какой характер мы хотим создать и как это лучше воплотить. Потом отсматриваем костюмы на примерке. Создание образа героя – это всегда диалог с режиссером, оператором-постановщиком. Ведь костюм не просто в вакуумном пространстве находится. Интерьер, цвет, локация – все это должно выглядеть гармонично.

 

Подбор и пошив изделий

Для сериала необходимо было подобрать готовые костюмы в большом количестве. Их искали на «Авито», барахолках, в секонд-хэндах. Обращались на киносклад «Жар-птица», на киностудии: Мосфильм, имени М. Горького, которые помогли подобрать много оригинальной одежды той эпохи.

фото: Киностудия им. М. Горького

По словам Натальи Левиной, художник по костюмам обычно приходит на Киностудию им. М. Горького и озвучивает, какой у него проект, в какую эпоху разворачивается действие. Если художник не знаком с их ассортиментом, его отводят на склад и показывают костюмы интересующей их эпохи. Художники обычно работают самостоятельно, какправило, с помощниками. Потом они делают отвесы на отдельные кронштейны, отбирают костюмы, которые им подходят для проекта, и резервируют их. Как правило, при подготовке к большому проекту эта работа длится одна-две недели. 

– Для сериала «Слово пацана» у нас брали много школьной формы, одевали классы, вся форма у нас оригинальная. Вообще, у нас самая большая коллекция школьной формы в Москве. Брали также много спортивных костюмов, верхней одежды. Всего было одето 300-400 человек массовки из сериала.

Дарья Фомина отметила, что для фильма не только подбирались готовые костюмы, но и шились новые. Для главных героев, например, это было соотношение 50/50: половина костюмов подбиралась на складах, половина изготавливалась специально для фильма.

– Если нам что-то нравилось, мы вязали, например, свитера для главных героинь. Это делала прекрасная мастерица из Питера – Алена Морозова. Шили брюки, если понимали, что нужна не одна пара, а три. Так как это исторический фильм, трудно было найти три одинаковых пары джинсов или три одинаковых свитера. Поэтому то, что нам требовалось, шили или вязали. 

Подготовительный период длился три месяца: с начала декабря по начало марта, когда был мотор. За это время Дарья Фомина и ее команда постарались максимально подготовиться к съемкам. 

– Нужно понимать, что в этом фильме много экшена, драк, поэтому нельзя было обойтись без дублей костюмов. Если я еще на подготовительном этапе понимала, что какие-то костюмы под угрозой того, что будут в крови, в грязи, то мы шили несколько экземпляров. Марина, мастер, шила дубли, это был просто конвейер. Но такая предварительная работа того стоила. Дубли были нужны, чтобы не задерживать съемочный процесс. Например, сняли сцену, где герой в грязной рубашке. В следующей сцене рубашка уже должна быть чистой. Тогда мы используем дубль. Но если героиня, например, идет на дискотеку, то можно было просто поискать наряд на складе в единственном экземпляре.

фото: Киностудия им. М. Горького

Немаловажно, что сериал «Слово пацана» – про то время, которое многие люди помнят. Они хорошо помнят ту моду. Поэтому хотелось найти вещи, которые отзывались бы в сердце зрителя, пробуждали воспоминания. Хотелось погрузить его в некую ностальгию. 

И, надо сказать, Дарье Фоминой это удалось. Те зрители, кто застал конец 1980-х, прекрасно помнят меховые шапки, женские и мужские, какие были у Андрея, его мамы, Кащея, Желтого, отца Марата, драповые пальто (их носят Андрей, его мама, Айгуль), джемперы с ромбами (как у Вовы Адидаса, Желтого и Кащея), вязаные капоры (его можно было заметить на Айгуль), ну и, конечно, шапки-фернандельки и спортивные костюмы, как у большинства пацанов.

 

Костюм помогает рассказать историю персонажа

Рассмотрим в качестве примера образ одного из главных героев сериала – Андрея. В начале фильма он одет в драповое пальто и меховую шапку-ушанку, но, когда сближается с Маратом и хочет стать частью группировки «Универсам», Марат в первую очередь дарит ему шапку-фернандельку и спортивный костюм как признак принадлежности к группировке. Андрей надевает фернандельку, которую будет носить вплоть до последней серии, но оставляет пальто – некий атрибут из «прошлой» жизни. Как пояснила Дарья Фомина, каждый персонаж держится за какие-то свои ценности. 

– Андрей обратился к пацанам в начале фильма, чтобы они его защитили, поэтому захотел стать частью группы, о чем свидетельствует фернанделька. Но на нем осталось его пальто. Мы даже в определенный момент думали его переодеть, но решили, что не нужно. Это тоже проявление его характера. Периодически на Андрее мы видим какие-то детали одежды, характерные для пацанов, например, олимпийка, но он все равно остался в брюках. То есть до конца он не стал пацаном. Это еще и поиск себя для героя. 

В подростковом возрасте люди часто ищут себя, пытаются себя как-то идентифицировать. На мой взгляд, это вообще кино про внутренний поиск и становление. На зле, негативе, нельзя прожить всю жизнь, все равно придет осознание, какие-то поступки вернутся бумерангом. Универсамовские – это группа подростков, каждый из которых задается своими внутренними вопросами, например, что для тебя важнее: слово пацана, или есть что-то выше этого? Таким вопросом в конце фильма задавались Марат после трагического случая с его девушкой Айгуль, и его сводный брат Вова Адидас.

Вова возвращается в мирную жизнь после службы в Афганистане. Сначала мы видим его в военной форме, потом он переодевается в штатское, но на нем остается неизменная тельняшка. По словам Дарьи Фоминой, это была тонкая попытка провести персонажа, показать его характер. Ведь одежда – это отражение внутреннего ощущения персонажа, его личностных характеристик. Тельняшка – способ показать, что герой прошел через войну, многое пережил, что не могло не оставить свой отпечаток на его характере, и это сформировало его как личность.  

 

Съёмочный период

Необходимо, чтобы костюм в кадре гармонично вписывался в интерьер, создавал необходимое настроение, атмосферу. Дарья Фомина рассказала, как это осуществляется на практике.

– Иногда на этапе подготовки есть уже утвержденные объекты, и можно подбирать костюмы, которые будут гармонично смотреться в них. Но не всегда такой готовый объект имеется. Тогда я разговариваю с режиссером, художником, оператором-постановщиком. Мы обсуждаем, какие цвета хочется добавить, а чего мы будем избегать. Обсуждаем какие-то тональности. Например, может быть, ярко красный цвет притушить, сделать уходящим в бордо. Ты утвердил костюм, а актер находится в объекте, и костюм не работает. Были моменты, когда на площадке приходилось быстро что-то придумывать, чтобы это исправить. Пока фильм не вышел на экран, есть возможность что-то изменить. 

Дарья рассказал, что не всегда присутствовала на съемочной площадке. 

– Например, если только сегодня утвердили актера, а завтра – съемочный день, то я буду сидеть на площадке, чтобы его одеть. Но иногда возникаетряд задач, которые я должна решить на подготовке.Такого не бывает, что за три месяца подготовительного периода тебе утвердили всех актеров, ты их всех отмерил. Съемочный период – это постоянная работа, внесение корректировок. Тогда я уезжаю на подготовку, и здесь я должна сказать спасибо своей команде, ассистентам и костюмерам, с которыми мы все нюансы проговариваем заранее, – и все работает. 

 

После съёмок

Дарья Фомина рассказала, что костюмы, сшитые специально для съемок, обычно пакуются и замораживаются, пока не выйдет проект, потому что бывают досъемы, пересъемы, какие-то доработки. Потом Дарья сдает костюмы продакшену, чьей собственностью они являются, и продюсеры решают, что с ними делать. Часто костюмы хранят на складах, либо они могут попасть в костюмерную. 

Таков процесс работы художника по костюмам на крупном проекте, таком как сериал «Слово пацана». Но куда обратиться дебютанту, которому нужны костюмы для съемок, например, короткометражного фильма?

Наталья Левина рассказала, что Киностудия им. М. Горького открыта также для небольших проектов и частных арендаторов, которые берут костюмы на мероприятия, фотосессии. 

– У нас регулярно берут костюмы студенты киношкол. Они предъявляют письмо из деканата с информацией о проекте, и мы им делаем значительную скидку. Киностудии более 100 лет. За это время у нас скопилась большая коллекция, около 200 тыс. экземпляров – костюмов, реквизитов, мебели разных эпох. И до сих пор мы постоянно пополняем коллекции. Нам и население приносит костюмы в дар. Кто-то разбирает свои шкафы и находит старые вещи. Для людей очень важно, чтобы их вещи потом получили вторую жизнь в кино. Так оно и случается, и эти предметы попадают на экран. У нас также ведется отшив исторического костюма непосредственно для проектов. 

Сейчас мы проводим каталогизацию, у нас работает фотограф. Каталог уже выложен на нашем сайте: https://services.gorkyfilm.ru/. Мы ежедневно по готовности фотографий пополняем его, делаем описание. Там же можно сделать заказ. Безусловно, художник по костюмам не может ориентироваться только на фото, все равно приезжает, чтобы потрогать, пощупать, посмотреть фактуру. Но каталог дает представление о том, что у нас есть.

По словам Натальи Левиной, их коллекция также доступна на Московской КиноПлатформе: https://film.moscow. Это централизованное окно для входа специалистов и просто интересующихся, удобная платформа, где собрана информация о костюмах, реквизитах, площадках для съемок.

 

Текст – Анастасия Сотникова

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять