MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > «Русский док: история и современность» > Алексей Киселев: Мы снимаем док с Оскаровским номинантом

Алексей Киселев: Мы снимаем док с Оскаровским номинантом

фото: из личного архива А. Киселева

Алексей Киселев – продюсер и сооснователь «Студии Видеопрокат» – побеседовал с Сусанной Альпериной специально для проекта «Русский док: история и современность». Он рассказал о том, как создавались документальные сериалы «Большая битва» и «Как я познакомился со своей мамой», о художественном многосерийном фильме «Неверные» с Оксаной Акиньшиной в главной роли, про новый док «Тайны Карениной». А также поделился эксклюзивами про документальные проекты «Меценаты» и о том, как снимался сериал «Балет».

— Почему ваша с Сергеем Бондарчуком студия «Видеопрокат», которая делает такие крутые сериалы, как, например, «Псих», Happy End, «Балет» или «Актрисы», посмотрела в сторону документального кино?

— Потому что мы пытаемся расширяться. Да, мы начали с дебютного сериала Федора Бондарчука «Псих». Причем, подчеркну, что работаем в дебютном направлении всё время. Сейчас выходит игровой сериал «Неверные», в марте. Такую героиню, как та, которую играет Оксана Акиньшина, в российском сериале зрители увидят впервые.

Студия потихонечку растет, и документальное направление всегда было интересно, как мне, так и моим партнерам. Меня лично немного вдохновило и мотивировало, когда вышел американский документальный спортивный мини-сериал «Последний танец» («The Last Dance») про Майкла Джордана на самом крупном стриминговом сервисе мира. И какое-то количество на нем выходили документальные фильмы, которые были сделаны в стиле художественного повествования. И качество, и посыл, и «упаковка» данного документального произведения не уступала во многом игровым фильмам и сериалам.

Я всегда наблюдал за этим процессом со стороны. Например, много качественного документального контента делает History Channel. Леонардо Ди Каприо продюсировал очень интересный документальный фильм про Джорджа Вашингтона, в котором они снимают постановочную историю с совершенно неизвестными актерами, и параллельно идет рассказ о реальных событиях. И они воссоздают ту сцену, про которую рассказывают. И это далеко не единственный документальный проект, который продюсировал Ди Каприо.

— И вы начали работать сами в этом направлении…

— В нашей студии разворот в эту сторону как раз случился с появлением проекта, в котором Сергей Федорович Бондарчук стал шоураннером. Расскажу, как это было. К нам пришли коллеги из «Медиа Телеком» и сказали, что у них есть идея, сделать что-то про ММА. Мы сидели на встрече, и я сразу включился по полной: «ММА? Круто!». И прямо под столом начал писать SMS-ку Сергею: «Тебе надо срочно ко мне подъехать, через полчаса быть». Потому что я знаю, насколько он сильно увлекается этим видом спорта, как разбирается в нем, как дружит со многими, общается, вовлечен в ММА. И пока мы разговаривали, Сергей приехал. И прямо с ходу рассказал, как бы он видел эту историю. И мне кажется, в этот момент мы просто поняли, что нам надо запартнериться, а Сергею – шоураннить такой проект.

Документальный сериал получил название «Большая битва». Это был наш первый опыт, и, конечно же, мы хотели его снять в стиле «The Last Dance». То есть когда зрители могут общаться непосредственно с героями, к которым только Сергей смог попасть, использовать и хронику, и школы, и интегрировать туда культурный код нашей страны, потому что эти школы разбросаны по разным регионам – каждый со своей культурой. ММА в России – это и семейный код: в каждом клубе свои правила, все друг друга уважают. Нам показалось, что это надо показать по-настоящему, что у нас, кажется, и получилось.

— Да, сериал очень хорошо пошел. Я лично его отбирала на два фестиваля: Original+ Doc и «Послание к человеку». Такой сериал единственный в своем роде, такого в России до этого никто не делал.

— Мы долго его снимали. Это было довольно сложно, так как все участники у нас очень разные, к каждому нужен был индивидуальный подход. Но у Сергея, мне кажется, получилось просто идеально это сделать. И собрать команду молодых единомышленников – оператора, режиссера, монтажера и других. Где-то я ему помогал, с какими-то решениями, как креативный продюсер проекта, но глобально он сам сделал всё с нуля. Конечно же, это открыло нам определенную дверь в мультипрофильность компании, и мы стали снимать документальное кино. Далее последовала моя идея пойти к своей маме и предложить ей…

— …Ну да, зачем далеко ходить, если можно пойти к маме.

— Да, конечно (смеется). Я сказал ей: «Мы последние четыре года снимаем сериалы, почему бы нам с тобой не сделать проект про Россию, про разные места в стране?» Дальше все очень долго работалось и перерабатывалось, мы долго искали ДНК проекта, чтобы это не было похоже на какой-то условный «Орел и решка». У меня есть сериал, один из любимых «Как я встретил вашу маму» («How I Met Your Mother»). Я просто смотрел одну серию, в то время, как мы вошли в какой-то креативный тупик, потому что никак не могли нащупать, как бы привязать личности к путешествиям. И тут я подумал, почему бы не поиграть в настоящее? Я, как продюсер, в реальном времени прихожу к своей матери, Марии Шаховой, которая имеет определенный бэкграунд в телепроизводстве, – делала «Дачники» и «Фазенду» для Первого канала, получила «ТЭФИ». Почему бы прямо не проиграть это.

И вот по итогам недавняя новость – проект «Как я познакомился со своей мамой» попал в шорт-лист номинации «Лучший документальный сериал» на престижной премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения АПКиТ. Мы в тройке финалистов.

— Поздравляю! Порадовалась за вас тоже.

— И вам спасибо большое, потому что поддержали нас. Помню, как рассказывал вам, что мы снимаем, и как нашли режиссера Атану Агрбу, и операторов. И как Нина Гомиашвили работала шоураннером. Именно она посоветовала нам подключить к сериалу как соведущего Сашу Радаева, автора и админа канала «Парнасский пересмешник». Не могу не поблагодарить Институт развития интернета. ИРИ нам помогли не только финансово, но и редакционно, чтобы, как говорится «все буковки сошлись». Всю команду видеосериса Wink и отдельно Александра Косарима. И, конечно же, мама, которая так раскрылась снова и при этом в довольно личной форме. И еще меня заставили чуть-чуть посниматься, хотя я очень этого не люблю.

Сейчас у нас начинают другие доки выходить. Кстати, оператор, который снимал «Как я познакомился со своей мамой», вообще был номинирован на «Оскар» с фильмом про моржей «Выход» («Haulout»).

— Вы Максима Арбугаева имеете в виду?

— Да. Не всё он снимал у нас в сериале, он только один из наших операторов. Тот момент, когда я еду в Екатеринбург – это всё с Максимом мы снимали. И я стыжусь того, что только на площадке неожиданно узнал, кто такой Максим. Пожал ему руку: «Вау, классный фильм».

— Алексей, а вы с Максимом еще планируете работать?

— Да Сейчас у нас новый совместный проект в разработке. И не один совместный проект, я надеюсь, потому что у него тоже есть определенные мысли, где мы можем «заколлабиться». Он совершенно потрясающий, талантливый парень.

Также сейчас в нашей студии мы хотим делать документальный сериал про усадьбы и меценатов. В 2012-м году был издан указ правительства, в соответствии с которым меценаты начали выкупать усадьбы и их реставрировать. Это, в основном, делают потомки тех, кому эти родовые гнезда принадлежали. Рабочее название проекта «Меценаты».

— Когда вы планируете это начинать снимать?

— Надеюсь, что весной или летом этого года. Сейчас ищем режиссера. А мама в этот раз выступит креативным продюсером. Опять ее привлек (смеется). И есть еще один проект, в котором я ее задействовал. Этот док мы будем делать опять с Ниной Гомиашвили. Он про наше прикладное искусство. Мы сейчас его пишем вместе с Музеем декоративно-прикладного искусства: Нина недавно делала там большую выставку.

И, конечно же, у нас в работе сейчас документальный сериал «Тайны Карениной». По книге «Подлинная история Анны Карениной» Павла Басинского, где он рассуждает, про кого на самом деле писал Толстой. Права на книгу мы приобрели. И буквально на днях выпустили пресс-релиз о ходе съемок документального сериала.

— Мы с Павлом Басинским работаем в одной газете. Как вам пришло в голову сделать документальный сериал по его книге? В свое время эпизод из другой его книги «Лев Толстой. Бегство из рая» лег в основу сценария фильма «История одного назначения» Авдотьи Смирновой.

— Это была идея Насти Корецкой и Ани Колчиной. Они нашли эту книгу, познакомились и вышли на связь с Басинским и разработали весь концепт. Показали его Сергею Бондарчуку и мне, и мы сказали: «Во! Идея супер!». Плюс это мировая классика, и, конечно же, всем будет интересно. Плюс концепт тоже игровой, постановочный. У нас там Женя Сангаджиев играет режиссера, который проводит кастинг в съемочном павильоне, где идет живой, развивающийся процесс идеальной экранизации романа «Анна Каренина». У нас снимались Мила Ершова, Мария Мацель, Софья Гершевич, Роман Евдокимов, Даниил Киселёв, Игорь Миркурбанов, Павел Ворожцов, Виталий Коваленко, Елена Морозова и другие.

— Да у вас там столько звезд заявлено, не могу представить, как они все поместятся в проекте.

— Да. Алла Михайловна Сигалова – звезда нашего сериала «Балет» – к нам вернулась.

— Как раз хотела у вас спросить: спектакль Аллы Сигаловой «Каренина. Процесс», который идет в Театре Наций с прошлого года, войдет фрагментарно в ваш док? Вы ее пригласили, потому что она такой поставила или просто так?

— Нет. Она прошла кастинг. Настя Корецкая, шоураннер и автор идеи Анна Колчина ее утвердили. Всё по-взрослому.

Хай-концепт проекта очень крутой, и мы его полностью с Сергеем Федоровичем поддержали. А также у проекта поддержка ИРИ, онлайн-кинотеатров Wink и KION. Да-да, мы начинаем работать с платформой KION, это наш первый док и не последний. Скоро будем вам новости рассказывать. Мне очень нравится, что у нас есть огромное количество идей, тем, героев, о которых еще не было сделано стильного, модного, культурного, ознакомительного, академического, документального сериала. Мы, конечно же, хотим делать всё больше и больше, и много планируем. Более того, сейчас есть такая определенная тенденция в индустрии, когда, снимаешь сериал, параллельно на эту же тему делать и документальный проект.

— Федеральные телеканалы – Первый, Россия и другие – такое практиковали еще много лет назад. Только, в основном, они снимают фильмы. То есть выходит у них какой-то сериал, и тут же – фильм документальный по теме. Или о герое, если был прототип в реальной жизни. С фактами, архивными материалами.

— А сейчас платформы это перезапустили. И, конечно же, общаясь сейчас с разными нашими партнерами и предлагая им сериалы на определенную тему, у нас всегда возникает вопрос: а можем ли мы сделать док про это? И плюс, если ты пишешь сценарий и начинаешь общаться с экспертами, консультантами, людьми, которые участвовали в истории, или с их родственниками, то параллельно можно всё снимать. И получается потрясающий, оригинальный материал.

— Как раз хотела спросить: «Псих», «Балет», «Актрисы» – про что-то из них есть док?

— «Псих» – наш дебютный проект, там была огромная ответственность, и производственная, и перед Федором Сергеевичем Бондарчуком, и вообще. Было некогда. А «Балет» – вообще отдельная история. Однако, расскажу вам первой в этом интервью – у нас есть документальные материалы о том, как мы готовили сериал «Балет», в частности – мы снимали, как шла работа над спектаклем, показанным в сериале. Мы работаем над документальным фильмом, куда вошли эти съемки.

— А что вы вообще думаете о ситуации с документальным контентом сегодня в стране? Вы же, наверное, не зациклены на своей компании, а еще и поглядываете вокруг.

— Мне кажется, сейчас все проснулись. Опять же, возвращаюсь к тому, что у нас огромное количество тем и героев – ученых, писателей, инженеров, крупных личностей из мира театра и кино. Кстати, на меня большое впечатление произвел документальный фильм про Сергея Бондарчука.

— «Бондарчук. BATTLE». Меня тоже он впечатлил.

— Считаю, что именно он задал какой-то импульс индустрии. Многие поняли, что можно делать качественные доки. Сейчас все хотят делать документальные сериалы, их интересно смотреть. Они же еще имеют образовательный эффект, что важно. Огромное количество людей узнает новое про, скажем, известного инженера, хоккеиста, футболиста. Это же всё очень интересно. И есть огромные возможности. Вот недавно запущен «НМГ Док» – подразделение в холдинге НМГ по созданию документального контента, и у этой структуры большие планы. В какой-то момент начался такое же всплеск интереса к художественным сериалам, а вот сейчас по тому же пути идут документальные. И, конечно же, есть много идей, и, к счастью, есть поддержка, и хочется снимать и не останавливаться. Это какое-то даже успокоение для души – делать такие проекты. Я, как продюсер, прямо наслаждаюсь, так мне по сердцу производить документальное кино. Очень захватывает еще на стадии идеи и производства, а потом – на стадии разработки – еще интереснее.

— А может быть такое, что вы, как продюсер, снимете документальное кино про Федора и Сергея Бондарчуков?

— Этот вопрос надо задавать Федору Сергеевичу и Сергею Федоровичу. Когда-нибудь – может быть.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять