Андрей Апостолов: Музыкальные доки в ближайшие пару лет останутся трендом
XXII Международный фестиваль кинодебютов «Дух огня» прошел в Ханты-Мансийске с 23 по 26 марта. Андрей Апостолов, известный российский киновед, программный директор фестивалей «Окно в Европу» и «Горький fest», главный редактор киностудии «Ленфильм», привез на фестиваль ленфильмовскую игровую картину «Последняя цена», а также принял участие в нескольких дискуссиях в рамках деловой программы кинофестиваля.
В своем интервью MovieStart Андрей Апостолов рассказал о значимости кинофестивального движения в России сегодня, о том, каким критериям должен соответствовать док, чтобы быть отобранным в конкурсную программу фестиваля, а также почему «Ленфильм» снимает документальное кино. Интервью подготовлено в рамках спецпроекта «Русский док: история и современность», реализуемого при поддержке АНО «Институт развития интернета».
– Андрей, недавно Вы вернулись с международного фестиваля «Дух огня». В центре внимания некоторых дискуссий на площадках смотра было кинофестивальное движение в России. Об этом мне хотелось бы спросить в первую очередь. По Вашему мнению, в чем важность кинофестивального движения в нашей стране сегодня?
– В нынешних реалиях значение кинофестивалей принципиально не меняется. Пожалуй, только усиливается. Традиционно роль кинофестивалей в том, чтобы, во-первых, быть площадкой интенсивной коммуникации для представителей индустрии, во-вторых – чтобы открывать новые имена, потому что это трамплин для входа в большую карьеру для многих режиссёров, актеров, ну и в целом кинематографистов.
Неслучайно в связи с этим в последнее время на фестивалях усиливается акцент на дебютантах. Как раз фестиваль «Дух огня» – дебютный. Есть и другие фестивали, которые работают с дебютантами. Например, фестиваль «Короче» имеет полнометражную секцию дебютов. Появился фестиваль дебютов «Новое движение» в Великом Новгороде. Последние два года работает фестиваль «Одна шестая» в Екатеринбурге. В общем, сейчас это магистральное направление для фестивального движения в России.
Ну и, конечно, фестиваль – это зона альтернативы широкому прокату. Это не значит, что фестиваль составляет какую-то оппозицию прокату. Большинство фильмов, которые участвуют в киносмотрах, конкурсных программах, рассчитывают в дальнейшем и на кинопрокат, где-то ограниченный, а где-то и более весомый. Всегда есть усредненный зритель, который в кинотеатрах добирается исключительно до блокбастеров-миллиардеров. А фестивальное движение – это средство для знакомства публики, в том числе в регионах, с актуальным российским кино, включая авторское.
– Насколько, по Вашему мнению, важно развитие фестивального движения в регионах?
– Я думаю, что как раз в регионах фестивальное движение и нужно развивать. Когда я слышу новости о появлении очередного фестиваля в Москве, я, честно говоря, даже некоторое недоумение испытываю по этому поводу. Хотя у каждого фестиваля есть своя цель, но складывается ощущение, что Москва уже потребности в фестивалях не испытывает. А для регионов фестиваль – это не просто знакомство публики с актуальным кинопроцессом, это еще и инвестиция в развитие региональной кинематографии. Обычно это работает так: продюсер в качестве участника фестиваля приезжает в регион, за время работы фестиваля проникается каким-то интересом к этому региону, видит, какие там есть возможности для съемок, локации, и дальше снимает в этом регионе кино. Таких историй – десятки и сотни.
Для региона фестиваль – это всегда еще и средство развития собственных инфраструктурных и туристических возможностей. Как-то ко мне на фестивале «Горький fest» подошли две женщины, приехавшие из Ленинградской области. Рассказали, что за год до нашей встречи в качестве туристок посетили Нижний Новгород. Гуляли по городу, увидели афишу фестиваля. Поскольку показы бесплатные, им стало любопытно. Они заглянули, потом пришли на следующие сеансы. А в этом году эти женщины уже заранее взяли себе отпуск специально на дни проведения фестиваля, готовились к нему. Понятно, что это только два человека, но они внесли свой вклад в развитие регионального туризма исключительно благодаря фестивалю. А сколько еще таких, как они…
– В связи с этим можно ли говорить о том, что кинофестивали способствуют воспитанию зрительской культуры?
– В этом есть некоторое преувеличение. Когда мы говорим, что фестиваль способствует развитию зрительской культуры, культуры восприятия, смотрения и т. д. – то речь о фестивалях, которые работают вдолгую. А мне представляется, что фестивальная публика тоже переживает постоянную ротацию. В принципе, она в большом проценте уже изначально заинтересована в кинематографе. А когда мы говорим о регионах, особенно удаленных от центров производства кино, там фестивали служат зачастую просто площадкой для знакомства зрителей с современным кинематографом.
– Могут ли международные кинофестивали в России содействовать продвижению российских фильмов на международные рынки?
– Международные фестивали всегда способствуют продвижению национальных фильмов на международные рынки. Другой разговор, какое место занимает фестиваль в фестивальной иерархии, насколько он встроен в рыночно-прокатную конъюнктуру. Поэтому я бы делил фестивали на два уровня. Есть фестивали класса «А», которые действительно способствуют продвижению, продаже фильма, влияют на выход фильма за пределы национального рынка и контекста. А что касается фестивалей другого калибра, тоже международных, они скорее служат задачам налаживания связей, диалога между представителями разных кинематографий, творческого взаимного опыления, и в меньшей степени они встроены в рыночно-прокатную систему.
– Вы являетесь программным директором фестивалей «Окно в Европу» и «Горький fest» уже на протяжении нескольких лет. В конкурсной программе обоих фестивалей участвуют неигровые картины. Расскажите, пожалуйста, исходя из Вашего опыта, как изменился док в России за последние несколько лет? О чем сейчас снимают? Появились ли новые темы?
– Я бы сказал, что какая-то динамика, безусловно, есть. При этом док – это очень широкая область, в которой сложнее выделять какие-либо четкие тенденции, чем в кино игровом. Тем не менее, с одной стороны, я бы отметил настрой на поиск каких-то позитивных тем, положительных жизненных примеров или ролевых моделей. Это такая черта последних пары лет. Может быть, это продиктовано отчасти и тем, что авторы, изначально ориентируясь на те государственные институции или окологосударственные фонды, которые оказывают финансовую поддержку кино, пытаются попасть в какую-то условную конъюнктуру и стараются обходить острые углы. И порой это приводит к тому, что я бы назвал бесконфликтностью. Некоторые фильмы сегодня выглядят как растянутая в хронометраже социальная реклама.
С другой стороны, можно заметить, что появилось много музыкальных фильмов. И мне кажется, что это само по себе очевидная тенденция. Можем вспомнить, что еще недавно проект Евгения Григорьева «Про рок» выделялся на общем фоне своей музыкальностью, был таким документальным мюзиклом. Но сейчас мы регулярно сталкиваемся с музыкальными биографиями. Яркие примеры: документальные фильмы Дарьи Иванковой «Анатолий Крупнов. Он был…» и «Михаил Горшенёв. Легенда о Короле и Шуте». Есть фильмы про группы «Чайф» и «Ва-банкъ». Это большая и плодотворная ниша. Я думаю, музыкальные доки в ближайшие пару лет останутся трендом.
– Как много документальных работ присылают из регионов? Какие регионы самые активные?
– Действительно, большая часть документальных работ приходит из регионов. Всегда так было. Это не тенденция последних лет. Хотя, конечно, появление Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК) влияет на ситуацию, добавляет региональному кино масштабов. Особенно активно снимают на Урале, особенно Пермь – там традиционно сильная документальная школа. Сейчас добавился мощный приток из Сибири: из Хакасии, Красноярска, Омска. Конечно, Якутия. География дока сейчас весьма широкая.
– Качество региональных работ отличается от работ, снятых в Москве или Санкт-Петербурге?
– Меня смущает сам термин «региональное кино». Как будто мы выделяем такое кино в какой-то резервуар и относимся к нему с некоторой снисходительностью. Я всегда говорю, что делится оно на кино «нормальное» и собственно «региональное». Вот «региональное» – это то, которое нуждается в скидках на регион происхождения. Но этого не должно быть. Мы видим много замечательных примеров обратного. В Красноярске ребята запустили межрегиональный проект «Там, где наш дом», в рамках которого снято уже две части. И этот проект превращается во франшизу. Также иркутские ребята, «Кинокомпания Юрия Яшникова», запустили проект «Киноинтервью», тоже очень оригинальный. И он также превращается во франшизу. То есть у нас в регионах снимается кино, которое не выглядит «региональным».
На мой взгляд, регионам нужно изначально ориентироваться на то, что их кино не должно отличаться по уровню сценария, истории, а также технического воплощения, аудиовизуального решения от фильмов, которые снимаются в федеральных центрах. Авторам не нужно прибедняться и делать самим себе скидки, потому что они из региона и у них другие условия. Поскольку уже есть многочисленные примеры того, что регион не значит, что кино будет слабее, чем столичное.
– Расскажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать док, чтобы быть отобранным в конкурсную программу фестиваля?
– Здесь всегда существует только один базовый критерий: интересно или не интересно. А уже как его производная может рассматриваться критерий оригинальности, потому что очень часто интересным становится то, что оригинально, уникально, то, что не выглядит форматно.
Что касается фестивалей, то они до сих пор остаются территорией чествования авторов. И важно, чтобы в работе какой-то авторский взгляд, авторское преломление было видно. В самом по себе форматном доке, телевизионном или платформенном, ничего страшного нет. Я, например, большой поклонник платформенного сериала «Время «Спартака»». Но при этом часто формат подминает автора. Для фестивальных площадок приоритетно, чтобы авторское решение было на виду.
Приведу еще один пример – документальный фильм «Мельников» режиссера Марины-Марии Мельник, который был у нас в программе на «Окне в Европу» в прошлом году. Он получил потом «Золотого орла». Это добротный, околотелевизионный байопик, но, тем не менее, сделанный на таком высоком уровне драматургического и монтажного мастерства, что ты понимаешь, почему он оказывается в фестивальной программе, – потому что он выделяется. Если документальное кино, даже с интересной историей, сделано в соответствии с какими-то привычками, особенно не выделяется на общем фоне, то оно не зацепит внимание отборочной комиссии, которая смотрит поток.
– Если рассматривать доки, которые демонстрируются на фестивалях и на онлайн-платформах, отличаются ли качественно эти работы?
– Это могут быть одни и те же фильмы, например, вторая часть документального фильма «Михаил Горшенев: Легенда о Короле Шуте». Мы с удовольствием проводили его премьеру на фестивале «Горький fest» перед тем, как фильм оказался на платформе Okko, которой он и был заказан, потому что это кино, которое одновременно может и быть фильмом для онлайн-платформы, и в конкурсной программе фестивалей участвовать. В большинстве своем фильмы из цикла «История российских тюрем», демонстрирующиеся на платформе KION, участвовали в конкурсе ММКФ, а один из них даже оказался победителем этого конкурса. Поэтому здесь нет такой демаркационной линии.
– Сегодня онлайн-платформы стали одной из важных площадок, на которых показывают док. Какие фильмы, по-Вашему, соответствуют формату платформ?
– Для платформ свойственен ревизионистский формат телевизионной документалистики, просто чуть более острый и сделанный с учётом разницы возрастной аудитории платформ и телевидения. Но при этом это часто истории заранее брендированные. Даже тот же самый «Михаил Горшенев» и замечательный, хотя и с некоторыми оговорками, документальный сериал платформы «Кинопоиск» – «Время «Спартака»», да и тот же цикл платформы KION про историю российских тюрем – везде так или иначе сюжеты и герои заранее узнаваемые, с определённой историей.
Авторский док, о котором мы говорим в связи с фестивалем, все же носит более локальный характер. Например, история отдельно взятого человека, отдельно взятой семьи в конкретных обстоятельствах нашей современности или недавнего прошлого. То есть история, которая заранее по своему названию, по своей аннотации, может быть, не привлекает внимание какой-то широкой аудитории. Все-таки платформа, учитывая ориентацию на широкую аудиторию, должна думать о вещах узнаваемых и резонансных.
– Вопрос Вам как главному редактору «Ленфильма». Сейчас на киностудии, кроме игрового, вы производите и документальное кино. Почему вы беретесь за док? Какие перспективы видите у таких фильмов?
– Перспективы документального кино могут быть разные. Это зависит от формата. А почему беремся? Я считаю, что государственная киностудия «Ленфильм» с ее историей, возможностями, материально-технической базой не имеет права не эксплуатировать эти ресурсы. Любая возможность производства кино, игрового или нет, должна нами использоваться.
Например, первой премьерой для нашей продюсерской команды «Ленфильма», в том числе и для меня, была премьера как раз неигрового фильма «Последний теплоход» Ильи Желтякова. В результате мы пришли к победе этого фильма на международном фестивале документального кино «Докер». То есть документальное кино на «Ленфильме» уже приносит свои плоды.
Беседовала Анастасия Сотникова