MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Новости > «Спутник»: Как создавался первый российский сай-фай триллер

«Спутник»: Как создавался первый российский сай-фай триллер

Внимание, статья содержит множество сюжетных деталей. Перед прочтением настоятельно рекомендуем посмотреть «Спутник» в онлайн-кинотеатре.

ПУТЬ К РЕАЛИЗАЦИИ

Впервые идея научно-фантастического фильма о космонавте, вернувшимся на Землю в компании опасного пришельца, была озвучена и реализована Егором Абраменко – выпускником мастерской Владимира Хотиненко во ВГИКе – в его короткометражном фильме «Пассажир». Автором сценария камерного триллера выступил известный кинокритик, сценарист и режиссёр Роман Волобуев. Главную же роль в монофильме исполнил Артур Смольянинов.

В 2017 году картина вошла в конкурсную программу короткометражных фильмов одного из крупнейших американских фестивалей кино в жанре фантастики Fantastic Fest и российского кинофестиваля «Кинотавр», где обратила на себя внимание концептуальным сочетанием жанра научной фантастики с антуражем советского пространства и открыла возможность для полнометражного дебюта молодого режиссера.

 

В результате Егор Абраменко и продюсер Hype Film Илья Стюарт представили короткометражную работу в качестве proof of concept (заявки, наглядно иллюстрирующей потенциал полнометражного проекта) своим будущим партнёрам — кинокомпании «Водород» Михаила Врубеля и Александра Андрющенко и Art Pictures Studio Фёдора Бондарчука.

Стоить заметить, что, прежде чем приступить к работе над воплощением своего авторского замысла, режиссёр Егор Абраменко снял серию визуально и концептуально насыщенных рекламных роликов для производственных компаний Hype Production, Bazelevs, Action Film и ряда других. В них он доказал своё умение выстраивать визуальное повествование, продемонстрировал кинематографическую изобретательность и профессионализм.

Абраменко также выступил режиссёром второй съёмочной группы российского фантастического блокбастера «Притяжение» Фёдора Бондарчука, отвечавшей за второстепенные сюжетные линии и некоторые сложнопостановочные сцены фильма.

КОМАНДА МЕЧТЫ

В 2018 году началась работа над будущей полнометражной картиной. Авторами сценария, основанного на оригинальной концепции режиссёра, выступили Олег Маловичко и Андрей Золотарёв, известные по картинам «Призрак», «Притяжение» и «Лёд». Изначально сценарий наследовал название своего предтечи — «Пассажир». Однако из-за наличия множества одноимённых проектов было принято решение дать ленте новое оригинальное название.

Оператором-постановщиком фильма выступил институтский соратник режиссёра Максим Жуков. Вместе с Егором Абраменко, Жуков работал над множеством рекламных роликов, а также исполнял обязанности оператора второй съёмочной группы проектов «Викинг» и «Союз спасения» режиссёра Андрея Кравчука.

Проект стал дебютом в качестве художника-постановщика для Марии Славиной, ранее принимавшей участие в должности ассистента художника Андрея Понкратова в картинах «Дуэлянт» Алексея Мизгирёва, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Лето» Кирилла Серебренникова и «Вторжение» Фёдора Бондарчука.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Действие «Спутника» разворачивается в 1983 году. По сюжету единственного выжившего после полёта на орбиту космонавта Константина Вешнякова (Пётр Фёдоров) помещают в закрытый исследовательский институт, расположенный на бескрайних просторах Казахской ССР. Чтобы разобраться с внеземной формой жизни, проникнувшей в тело космонавта, военный куратор института – полковник Семирадов (Фёдор Бондарчук) – привлекает к сотрудничеству нейрофизиолога Татьяну Климову (Оксана Акиньшина), заслужившую неодобрение Министерства здравоохранения из-за своих нестандартных подходов к лечению пациентов.

Сюжет требовал от творческой группы картины разработать особое художественное пространство, которое соответствовало бы духу эпохи. С другой стороны, оно должно было отвечать особенностям заявленного жанра научной фантастики с элементами хоррора. Недаром общую концепцию проекта его создатели описывали друг другу как «Чужой в СССР».

 

Взявшись за работу, команда приняла для себя решение не следовать строгим ограничениям реальности, а относиться к воссозданию эпохи в соответствии с жанром. Лозунг-напоминание «Мы не снимаем историческое кино» висел над доской с референсами и эскизами на протяжении всего подготовительного этапа работы над проектом.

В частности, специально для фильма художник по костюмам Ульяна Полянская («Т-34», «Завод», «Верность») разработала военную форму и бронежилеты особого рода войск, охраняющего институт. В её основу были положены стандарты советской армии. Однако название и символика была придумана заново.

Спортивные костюмы героев Акиньшиной и Фёдорова также были пошиты по эскизам художника, но из аутентичной времени ткани.

При этом скафандры космонавтов соответствующего периода были предоставлены для съёмок открывающего фильм эпизода полёта госкорпорацией «Роскосмос». Для сцены же приземления капсулы были изготовлены их облегчённые версии. После этого скафандры сильно «зафактурили» — придали им вид, соответствующий последствиям аварийной посадки.

В ходе подготовительного периода режиссёр и оператор создали раскадровку абсолютно всех эпизодов фильма. Для особо сложных сцен с участием внеземного существа была создана компьютерная превизуализация – 3D аниматик, позволяющий точно и эффективно спланировать съёмки и рассчитать бюджет департамента VFX.

СЪЁМОЧНЫЙ ПЕРИОД

Для съёмки всех экстерьерных и некоторых интерьерных эпизодов группа отправилась в экспедицию в степной край.

В первые съёмочные дни – 19 и 20 декабря — снимались отдельные планы кульминационной сцены и эпизод с сыном Вешнякова. В роли детского дома выступил советский военный санаторий. В дальнейшем на его территории был собран целый комплекс объектов: экстерьеры и интерьеры гостиницы институтского городка, экстерьер и приёмная интерната, а также сгоревшее здание на территории института.

Последнее является декорацией. Силами художественного департамента возле одного из зданий санатория была возведена и задекорирована под последствия пожара небольшая пристройка. Попадавшие в кадр современные кондиционеры, расположенные на соседних жилых домах, специалистам VFX пришлось «затирать» на этапе пост-продакшн.

При этом сцены пробежек Татьяны и Вешнякова, а также эпизод столкновения героини с разгружающим грузовик спецконтингентом, снимались в одном из степных городков. А КПП закрытой зоны института — на территории заброшенного вертолётного завода, расположенного в отдалённом от него посёлке.

Таким образом облик засекреченного институтского городка складывался кинематографистами из самых разных объектов, находящихся в десятках, а то и сотнях километров друг от друга.

Съёмки в замкнутом пространстве

Эпизоды с военным вертолётом снимались на удалённой взлётной полосе в степи с участием настоящего МИ-8, с которого специалисты VFX впоследствии удалили надписи принадлежности к ВВС РФ.

В силу относительно скромных габаритов, в салоне вертолёта, помимо актёров Фёдора Бондарчука, Оксаны Акиньшиной и Александра Шама, могла разместиться лишь малая часть съёмочной группы. Вследствие этого второй режиссёр вынужден был исполнять обязанности реквизитора, скрипт-супервайзер – «хлопушки», фокус-пуллер помогать с освещением, а звукорежиссёр самостоятельно размещать микрофоны и петлички.

Открывающий сцену полёта план на иллюминатор, за которым виднеются разносимые ветром капли дождя, был снят при участии команды спецэффектов (SFX) Михаила Марьянова. С помощью поливальной установки и мощного генератора ветра (именуемого для простоты «ветродуем») на стеклах был создан соответствующий условиям полёта дождевой рисунок.

Интересно, что в дальнейшем погода сыграла злую шутку с кинематографистами. Вокруг вертолёта начался настоящий ливень, который препятствовал записи чистовой фонограммы и практически не позволял находящейся внутри вертолёта группе покинуть его салон. В определённый момент съёмку даже пришлось прервать. Из-за сильнейших порывов ветра пилоты вертолёта вынуждены были специальными тросами закрепить хвостовую часть и винтовые лопасти летательного аппарата, дабы избежать их повреждения.

«Пробивной» трюк и освоение натурной декорации

Контрольно-пропускной пункт городка, через который въезжает кортеж Семирадова, а затем с боем вырывается Татьяна с Вешняковым, снимался на горном плато. Вокруг зданий, принадлежащих бывшей лётно-планерной школе, было возведено более 100 метров забора с колючей проволокой, установлены механические ворота и прожектора.

Прорыв ворот в одной из финальных сцен фильма был настоящим. Игровой УАЗ с каскадёром за рулем действительно проезжал сквозь детонирующие пиротехнические посадки, размещённые командой SFX на воротах. Несмотря на готовность восстановить ворота и повторить трюк, он был снят двумя камерами с одного дубля.

Кульминация фильма

Насыщенный событиями финальный эпизод картины, в котором разрешается судьба всех её главных героев, снимался на протяжении трёх дней. Дорога до горного массива, выбранного в качестве площадки для битвы, занимала около трёх часов. Для проезда же на съёмочную площадку, расположенную на плато, требовался специальный транспорт с повышенной проходимостью.

Пётр Фёдоров, в образе раненого Вешнякова, самоотверженно провёл два дня лёжа на промёрзлой декабрьской земле, прибегая к помощи дублёра лишь на немногочисленных общих планах.

Здесь же, в реальных условиях, была снята сцена столкновения Семирадова с инопланетным монстром. В сочетании пластического грима, созданного Алексеем Ивченко, и компьютерной графики от компании Main Road Post был достигнут ужасающий эффект рассечения черепной коробки харизматичного полковника в исполнении Фёдора Бондарчука.

Интересно, что масса, которой тошнит Вешнякова, была изготовлена из перетёртого авокадо и пищевой крови со вкусом мяты. Благодаря её натуральному составу и вкусу актёр имел возможность раз за разом удерживать «заготовку» во рту от начала дубля до специальной команды режиссёра. За это Пётр Фёдоров был очень благодарен сотрудницам гримёрного департамента, изготовившим смесь.

Не просто снимался и, казалось бы, элементарный крупный план на пистолет, из которого совершает выстрел Вешняков. По замыслу режиссёра, после выстрела из ствола должен был струиться лёгкий дымок. По сведениям консультантов по оружию, подобный эффект не происходит в реальной жизни. Однако, памятуя о генеральной концепции фильма, авторы хотели подчеркнуть драматизм момента с помощью данной детали. В условиях плотного съёмочного графика и короткого светового дня, времени на тестирование различных заготовок не было. Поэтому специалисты SFX разместили в дуле игрового пистолета спичечную головку, которая, после зажжения и команды «Мотор», дымилась несколько секунд, а затем «затухала» в кадре.

Новогодняя смена

Один из первых эпизодов картины, в котором пастух обнаруживает приземлившуюся в степи капсулу, снималась в ночь с 30 на 31 декабря 2018 года. Примерно в полночь начался обильный снегопад. И хотя несколько планов сцены уже были сняты, возможности переснять эпизод позднее у группы не было. Поэтому съёмки продолжились. В конечном итоге, снег, подсвеченный мигающими красными бортовыми огнями капсулы, ещё более усилил чувство тревоги в сцене и задал напряженную атмосферу всему фильму.

Второй съёмочный блок

Уже 5 января 2019 года группа продолжила работу над картиной в Москве, где были сняты все основные интерьерные эпизоды.

Пространство несуществующего военного института – его лаборатории, кабинеты, процедурная, картотека и многочисленные коридоры – снималось в уникальном здании Института биоорганической химии Российской академии наук (ИБХ РАН), построенном в форме цепочки ДНК. Его интерьеры, решённые в стиле советского модернизма, идеально соответствовали концепции секретного, а значит передового НИИ.

Чтобы наполнить пространство института обстановочным и игровым реквизитом соответствующего периода, ассистент режиссёра по реквизиту Анна Кокорнова провела масштабный поиск – закупила или арендовала на время съёмок аутентичные бобинные магнитофоны, осциллографы, кардиографы и раритетный велотренажёр.

Также она познакомилась с Виктором Боевым – известным реставратором и коллекционером советской вычислительной техники. Он предоставил для съёмок уникальные экземпляры из коллекции возглавляемого им клуба «Истории и развития информатики ЭВМ»: находящиеся в рабочем состоянии электромеханические арифмометры, мониторы, калькуляторы и, конечно же, разнообразные персональные компьютеры времен СССР – ДВК-1, Robotron и другие.

Мониторы «Электроника», на которых зритель видит первое появление пришельца, часто начинали «моргать» и выходили из строя в процессе съёмки. Восстановить их работу помогал проверенный советский метод – удар кулаком по корпусу.

Работающих камер видеонаблюдения того времени, однако, найти не удалось. Создателям фильма было важно, чтобы полученное с камер изображение не казалось современным. Поэтому Анной были закуплены аналоговые б/у камеры, которые Виктор вмонтировал в сохранившиеся с советских времен корпуса.

Он также лично присутствовал на площадке — консультировал реквизиторов относительно правильности расстановки вычислительной техники на рабочих местах и помогал в настройке оборудования. Благодаря его участию, актёры массовых сцен играли в компьютерную игру из 1980-х в перерывах между дублями.

Контейнер для изоляции и взаимодействие с пришельцем

Декорация исследовательской комнаты и контейнера, в котором содержится Вешняков, была спроектирована и построена под руководством Марии Славиной на территории Научно-производственного центра «Астрофизика».

Именно здесь Татьяна впервые встретилась с пришельцем из космоса и даже осмелилась вступить с ним в прямой контакт.

Интересно, что когда Татьяна надевает хромированный скафандр и готовится войти в контейнер, в снятом со спины общем плане обнаружилась незапланированная рифма с знаменитым кадром из фильма Стенли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея».

Чтобы сделать взаимодействие Оксаны Акиньшиной с инопланетным персонажем, которого впоследствии предстояло создать с помощью компьютерной графики, максимально достоверным, применялись различные ухищрения.

Например, когда пришелец, впервые увидев Татьяну, бросается на бронированное стекло, один и сотрудников художественного департамента специально сконструированной «перчаткой» бил по стеклу за пределами кадра, чтобы имитировать его вибрацию.

Трюк с нападением пришельца на Татьяну, осмелившуюся войти в контейнер, снимался с помощью специальной системы тросов, прикреплённых к ноге дублёра-каскадёра. По команде режиссёра, механически запускаемая система сбивала каскадёра с ног и тянула по полу. Параллельно другие тросы «раскачивали» его в перпендикулярном по отношению к первым тросам направлению. Таким образом имитировалось «животное» поведение пришельца, впившегося пастью в ногу Татьяны и трясущего её из стороны в сторону.

Для следующей, уже более «мирной» встречи Татьяны с пришельцем, был изготовлен макет существа в предполагаемую «натуральную величину». Это помогло актрисе непосредственно взаимодействовать с инопланетным гостем – точно понимать его высоту и фокусировать на нём свой взгляд.

Этот же макет использовался в эпизоде, когда пришелец в угрожающем виде предстаёт перед нацелившимися в него солдатами. Таким образом лучи фонарей на винтовках могли естественным образом находить предмет и преломляться на нём.

Однако в некоторых планах, по просьбе CG-супервайзера, макет заменялся штативом с прикреплённым к нему теннисным мячом. Таким образом удавалось менять высоту пришельца для эпизодов, в которых он «встаёт» в полный рост.

Сама концепция облика, эволюции и поведения инопланетного существа была разработана ещё в подготовительном периоде, что позволило создать подробные 3D аниматики и упростило работу с несуществующим персонажем на съёмочной площадке.

За последующее воплощение образа опасного пассажира из космоса взялась команда специалистов по компьютерным эффектам под руководством Армана Яхина, ранее обогатившая визуальный мир таких картин, как «Обитаемый остров», «Сталинград», «Притяжение» и «Вторжение» Фёдора Бондарчука, «Особо опасен» Тимура Бекмамбетова, «Солнечный удар» Никиты Михалкова и многих других.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СЪЁМОЧНЫЙ БЛОК

Как и в многих жанровых, сложнопостановочных проектах, после того, как была смонтирована «первая сборка» фильма и проведены тестовые показы для аудитории, было принято решение о внесении в историю некоторых корректив.

В частности, открывающий картину эпизод в космосе был снят уже осенью 2019 года. В одном из павильонов киностудии «Амедиа» была построена модель космической капсулы с отъёмными стенами, что позволило снимать космонавтов внутри капсулы с помощью проникающего в неё телескопического крана с различных ракурсов.

Интересно, что на актёрах были надеты скафандры с работающими шлемофонами, в которых они не могли слышать происходящее вокруг. Егор Абраменко был единственным, кто мог общаться с исполнителями ролей космонавтов Вешнякова и Аверченко во время съёмки с пункта видеоконтроля (playback) через аналогичный шлемофон.

Восстановление декораций

Декорацию «Палата Вешнякова», в которую космонавта переводят по просьбе Татьяны, возводили трижды. Первоначально все сцены в ней были сняты на территории Московского государственного строительного института, одна из аудиторий которого и превратилась в палату медицинского блока. Затем, чтобы снять всего два крупных плана, в которых Вешняков выплевывает таблетку снотворного, в декорации «Закрытая зона» была сделана «выгородка» — часть стены, шкаф, кровать и тумбочка из «палаты». В третий же раз, уже в период дополнительного съёмочного блока, декорацию полностью восстановили в одном из павильонов. В ней была снята новая версия сцены, в которой Татьяна уговаривает Вешнякова совершить побег.

Подобная участь постигла и декорации «Контейнер Вешнякова» и «Гостиничный номер Татьяны», фрагменты которых были скрупулёзно восстановлены для досъёмки. Благодаря тщательной работе художественного и операторского департаментов, снятый в них материал идеально сочетался с уже готовыми сценами.

В совокупности съёмочный период картины составил 30 смен основного блока, прошедшего с 19 декабря 2018 года по 11 февраля 2019 года и 3 смены дополнительного съёмочного блока, который состоялся 12-14 сентября 2019 года.

3 марта 2020 года стало известно, что дебютный полнометражный фильм Егора Абраменко вошёл в престижную жанровую программу Midnight международного кинофестиваля «Трайбека» (Tribeca Film Festival), проходящего ежегодно в Нью-Йорке.

«Спутник» стал первым российским крупномасштабным проектом, премьера которого состоялась на онлайн-платформах 23 апреля 2020 года в обход традиционного кинотеатрального показа.

Фото: Глеб Суковатых, Юлия Смирнова, Максим Ли, Михаил Мокрушин.

Автор: Константин Тищенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA ImageChange Image

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять