Уолтер Мёрч «Искусство монтажа: путь фильма от первого кадра до кинотеатра»
Уолтер Мёрч, прославленный мэтр Голливуда, обладатель трех Оскаров, впервые на русском языке издал свою легендарную книгу «In the blink of an eye». Более 30 лет она является главной настольной книгой для кинематографистов и одновременно увлекательным гидом в мир кино для широкой публики. Специально для издательства «Бомбора» Мёрч дополнил и обновил свое произведение.
С момента первого издания прошло 32 года — четверть истории кинематографа. За это время аналоговое кино превратилось в цифровое, но оскароносные принципы монтажа Мёрча до сих пор работают и используются профессионалами всего мира. В своей книге он рассказывает:
- Почему монтаж работает? И как воздействие фильма на зрителей оправдано с точки зрения нейробиологии.
- Какие формулы описывают идеальную кинокартину
- Впервые в новых главах Уолтер Мёрч рассказывает о своем подходе к звуку в кино как метафоре.
- Описывает как зарождалось авторское кино в Америке в 60е – 70е годы и как они втроем с Френсисом Фордом Копполой и Джорджем Лукасом создали легендарную киностудию AmericanZoetrope.
«Это невероятная, но очень понятная экскурсия по трудностям и чудесам искусства монтажа, которое является, на мой взгляд, сердцем киноискусства. Глубина понимания этого процесса Уолтером Мёрчем поражает. Эта книга – обязательна к прочтению каждому, кто стремиться понять процесс создания фильмов». Джордж Лукас
«Эта небольшая книжка передает богатство знаний о тайнах рождения кино из самых первых рук. Я думаю, что это большая ценность не только для профессионалов кино, но и для всех влюбленных в кинематограф». Фред Циннеман
«Первый раз я увидел Уолтера Мёрча, когда он спал прямо на монтажной машине, проработав всю ночь над фильмом «Разговор». Это единственный монтажер, из всех кого я знаю, кто действительно спит со своими фильмами. А точнее, Уолтер заводит любовный роман с каждым фильмом, на котором работает. Эта книга – своего рода летопись страстей. И здесь он наконец-таки раскрывает некоторые интимные подробности этих романов». Филип Кауфман
В связи с тем, что книгу будут читать не только профессионалы, в ней есть подробный глоссарий терминов, так что разобраться в теме не составит труда. При этом Мёрч — блестящий рассказчик, который не только объясняет технические вопросы, но и проводит читателя за кулисы процесса создания фильма.
В книге есть место и курьезным историям. Например, Фрэнсис Коппола, играя со «шпионской» авторучкой, нечаянно разбрызгал слезоточивый газ в кабинете, где шло сведение звука для фильма «Люди дождя». До дедлайна три часа, а вся команда кашляет и плачет! Героическими усилиями работа была закончена в срок и фильм получил главный приз на фестивале в Сан-Себастьяне.
Обновления и дополнения, которые Уолтер Мёрч внес в издание на русском языке, касаются, в частности, особенностей монтажа и работы со звуком в кино в цифровую эпоху, а также влияния коронавируса на киноиндустрию. Кроме того, в новых главах Уолтер Мёрч рассказывает о своем новом опыте работы на документальных фильмах в этом стремительно развивающемся виде кинетографа.
Прочитав книгу, вы будете иначе смотреть кино, обращая внимание на тайный язык монтажа, и больше ценить мастерство, с которым фильм был создан — и ваше понимание фильма будет более полным и глубоким.
Об авторе. Уолтер Мёрч — режиссер монтажа и саунд-дизайнер, работавший над культовыми фильмами «Разговор», «Крестный отец», «Апокалипсис сегодня», «Талантливый мистер Рипли», «Невыносимая легкость бытия», «Английский пациент», «Люди дождя», «Холодная гора», «Призрак». В своей карьере он сотрудничал с Джорджем Лукасом, Фредом Циннеманом, Филипом Кауфманом, Фрэнсисом Фордом Копполой. Кроме упомянутых трех Оскаров, Мёрч является обладателем трех премий британской киноакадемии BAFTA и единственным человеком, кому присудили награды и за звук, и за монтаж одного и того же фильма.
Переводчик: режиссер Лика Алексеева