Невозможно заставить чувствовать других, если не чувствуешь сам: композитор Алексей Чинцов о киномузыке
Композитор Алексей Чинцов номинирован на IX Премию Ассоциации продюсеров кино и телевидения за «Лучшую оригинальную музыку к сериалу». Наградой может быть отмечена его работа в музыкально-биографическом драматическом проекте «Магомаев». С редакцией Moviestart Алексей поделился своими правилами работы и рассказал о том, что же такое «музыка в кино».
О киномузыке
Киномузыка – это особый жанр музыки, который живёт не только своей жизнью, как симфония или фортепианный концерт. Киномузыка живёт внутри фильма и находится в постоянном взаимодействии с его драматургией. Важная задача музыки в кино – не отвлекать внимание на себя а жить вместе с героями, помогать их эмоциям.
Музыка в кино отвечает за эмоции, она может сделать из предателя героя или наоборот, помогает зрителю сопереживать и сострадать героям.
О рабочем процессе
Для написания музыки очень важна концентрация, погружение в рабочий процесс и атмосферу фильма. Для каждой новой работы самое сложное – это начало, написать первые несколько нот, основной мотив. Когда это произошло, работа начинает выстраиваться, но каждый раз по-новому сценарию. Не бывает двух абсолютно одинаковых фильмов. Каждое новое кино ставит совершенно новые задачи. Наверное, это самое сложное и прекрасное в нашей профессии, что каждый раз делаешь ту работу, которую раньше никогда не делал, например написать Танго для струнного оркестра или погрузиться в этническую музыку Востока.
О референсах
Иногда референсы являются мостиком между режиссёром и композитором, для понимания образа и настроения. С другой стороны, если референс подразумевает написание похожей композиции, это не очень хорошо, с точки зрения оригинальности музыкальной идеи. Но оба принципа работы: с референсами и без них, имеют место в современной киноиндустрии.
О работе с режиссёром
Как режиссёр может вдохновить кинокомпозитора? Своей вовлечённостью в работу на фильмом и только личным примером.
О творческом поиске
Если все идеи исчерпаны и ничего не нравится, необходимо прерваться на какое-то время, поехать домой. Возвращаться на студию со свежими силами и продолжать поиск до тех пор пока не получится.
Об отличиях работы на фильмах и сериалах
Все зависит от конкретного проекта. В кино музыка, как правило, пишется разная под каждый эпизод. В сериале, за счёт большей продолжительности по времени, под основные линии героев пишутся музыкальные темы, различные по характеру, которые повторяются и вызывают у зрителя ассоциации с героями или обстоятельствами. Но этот принцип не везде используется Я работал на сериалах, где музыка создавалась под каждую сцену отдельно, по тому же принципу, как в кино.
О работе с оркестром
В наше время семплированные звуки оркестра звучат очень качественно, при грамотном использовании зритель может и не услышать разницу между живой и электронной музыкой, но он её обязательно почувствует: когда оркестр из прекрасных музыкантов исполняет ту же самую композицию, неплохо звучащую на семплированных звуках, музыка совсем по-другому начинает звучать и оживает. Например, как искусственные цветы, которые сделаны в точности как настоящие, но подойдя ближе понимаешь, что они очень красивые, но не живые, то же самое и с оркестром. Оркестр – это живая душа музыки.
О самом важном
Важно помнить, что мы делаем музыку для людей а не для себя. Наши музыкальные идеи должны быть понятны зрителю. Невозможно заставить чувствовать других, если не чувствуешь сам. Из лет учёбы в консерватории мне запомнилось очень точное на мой взгляд выражение: Любите музыку в себе, а не Себя в музыке.