MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Обзоры > В рамках Сибирского молодежного кинофорума прошла форсайт-сессия по развитию регионального кинематографа

В рамках Сибирского молодежного кинофорума прошла форсайт-сессия по развитию регионального кинематографа

16 мая в рамках Сибирского молодежного кинофорума, который состоялся в столице Хакасии Абакане, была проведена форсайт-сессия по развитию кинематографа в Республике Хакасия.

В мероприятии приняли участие: Светлана Окольникова, министр культуры Республики Хакасия; Михаил Калинин, оргсекретарь Союза кинематографистов России; Дмитрий Якунин, руководитель проекта «Всероссийский молодежный кинофорум», продюсер, исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России; Александр Архипов, главный редактор кинокомпании «СТВ»; Алам Сарфараз, организатор «Недели российского кино в Индии»; Владислав Рубин, креативный продюсер продюсерского центра «Яндекс. Студия»; Юрий Курочка, руководитель Представительства Союза кинематографистов РФ в Республике Хакасия, а также представители Алтайского края, Республики Алтай, Красноярского края, Кемеровской и Томской областей.

Дмитрий Якунин, открывая дискуссию, выразил надежду на то, что, благодаря Сибирскому молодежному кинофоруму, в Республике Хакасия будут расширяться производственные и образовательные проекты в сфере кино, а также более системной станет поддержка местных кинематографистов, будет расширяться и развиваться представительство Союза кинематографистов России. Кроме этого, он предложил провести своеобразный мозговой штурм. «Очень хочется, – обратился он к участникам встречи, – чтобы мы сегодня с вами подискутировали по поводу того, как может развиваться кино в Хакасии. По итогам ваших предложений будет сформирована дорожная карта, которую руководство региона может принять к сведению в своей деятельности по развитию кинематографа в регионе». 

Представитель индийского кинематографа Алам Сарфараз рассказал, что нужно сделать, чтобы индийские продюсеры снимали кино в Хакасии. По его мнению, безусловно, нужны хороший сценарий (история), актеры и локации, но нельзя обойти вниманием и финансы. Даже крупные продюсеры с большим бюджетом все же стараются сделать съемки дешевле. Для этого важны субсидии со стороны властей, система рибейтов. Например, в Индии снимают 2 000 фильмов в год. Часто кинематографисты из Индии снимают в Европе и США. Европа (например, Швейцария или Франция) притягивает своими красивыми локациями и хорошим кэшбэком (от 20 до 40 %). 

«Я в прошлом году снимал фильм в Санкт-Петербурге, – заметил Алам Сарфараз. – Съемки длились около месяца. Локации у вас не хуже, чем в Европе. Однако инфраструктура не так развита. Нет системы рибейтов и недостаточно рекламной информации о красивых локациях. Мы о них просто не знаем. Очень важно в ближайшее время сделать карту локаций России. Кинематографисты из других стран приезжают в Индию на кинофестивали и рекламируют свои локации. По мнению гостя из Индии, этот ресурс россиянам необходимо активно использовать. По его словам, в Индии основное развлечение – это кино. Население Индии насчитывает более миллиарда человек. Если им нравится фильм – они хотят попасть в те места, где этот фильм снимался. Когда индийские кинематографисты начали снимать фильмы в Испании, там на 22 % вырос туризм. Это увеличило доходы страны. То есть кинематограф – это и способ привлечения туристов».

Дмитрий Якунин добавил, что в 22 регионах России либо уже создана, либо создается система рибейтов. Что касается международных рибейтов, то Российский экспортный центр в 2019 году объявил, что 25 млрд рублей будет выделено как раз на приезд иностранных съемочных групп. К сожалению, сейчас эта сумма уменьшилась до 100 млн руб., но все же это существенные деньги, которые могут способствовать привлечению в Россию иностранных кинематографистов.  

Юрий Курочка уверен, что на уровне власти в регионе должна быть создана специальная структура (например, кинокомиссия), которая занималась бы вопросами кинопроизводства. Кроме того, он отметил особую привлекательность Хакасии для кинематографистов. В республике есть не только красивые локации, но и заповедные зоны, где можно встретить диких животных. Имеется и особо охраняемая природная территория – место миграции множества птиц. Такие места могут привлекать кинематографистов, заинтересованных не только в производстве художественных фильмов, но и фильмов о дикой природе.  

Дмитрий Якунин добавил, что важно заинтересовать в создании некоммерческих региональных проектов федеральные интернет-платформы, тогда у них будет намного больше возможностей для финансирования, в том числе привлечения частных инвесторов. Он также подчеркнул важность создания в регионе если не кинокомиссии, то киносообщества, арт-площадки, где бы регулярно собирались кинематографисты, обсуждали проекты. «Так формировалось киносообщество в Якутске», – отметил Дмитрий Якунин

Александр Архипов согласился с тем, что в регионе должен быть посредник между местным сообществом и федеральными структурами, чтобы молодые ребята знали, к кому прийти за помощью, советом. Что касается крупных киностудий, перед приездом в регион им нужно быть уверенными в том, что процесс кинопроизводства пройдет гладко. С этой целью нужно растить киносообщество, способное обеспечить необходимую инфраструктуру и техническую базу на месте. 

Согласился с этим и подчеркнул важность подобных улучшений и Владислав Рубин. «Хотелось бы, чтобы базовое оборудование было на местах. Чтобы мы как продюсеры привезли с собой только камеры, а соответствующая инфраструктура уже находилась в регионе. Отсутствие этого для продюсера – дополнительные экспедиционные расходы, которые любая кинокомпания старается снизить», – отметил он. 

В декабре 2020 года было принято решение о запуске программы «Креативлаб», в рамках которой уже в текущем году на территории России выберут 10 регионов, где откроются креативные кластеры. Проект одного из таких кластеров уже разработан в Самарской области. О нем рассказал Андрей Антипенко. Он выделил несколько основных шагов, которые предприняли разработчики проекта. Во-первых, с целью систематизации был создан Фонд российского кино в Тольятти как организация с полным циклом кинопроизводства. Этот шаг должен обеспечить прокат своих фильмов. Во-вторых, пандемия показала, что важны коммуникации не только с властью (вертикальные коммуникации), но и с сообществом (горизонтальные коммуникации). По мнению спикера, «горизонтальные коммуникации делают любой бизнес стабильным и перспективным, потому что дают возможность быстрой кооперации». Но если при этом наличествует еще и вертикальная связь (с властью и потребителем), то эта структура начинает интенсивно развиваться. Он также отметил, что нужно делать упор не только на локальных (внутренних) производителей, но и на внешних. 

В завершение встречи Дмитрий Якунин подчеркнул, что при создании фильмов важно помнить о смыслах, о месседже; о том, с какими чувствами, в каком настроении зритель выйдет после просмотра фильма; о том, какую идею фильм несет. Он напомнил, что после показа фильма «Движение вверх» на 50 % увеличилась запись в баскетбольные центры в Москве и Санкт-Петербурге. Дело в том, что подобный социальный эффект от фильма можно просчитать. Поэтому «перед тем, как начинать проект, важно понимать, для чего вы снимаете, кто ваша целевая аудитория и какой эффект ваш фильм окажет на общество», – заключил Дмитрий Якунин.

Его поддержал Михаил Калинин, оргсекретарь Союза кинематографистов России, который отметил: «Вектор выбран правильно, нужно расширять вокруг себя творческое и административное пространство. Такого рода мероприятие должно донести до руководства регионов нашей страны важность социальной ответственности отечественных создателей кинематографа».

Подводя итоги форсайт-сессии министр культуры Республики Хакасия Светлана Окольникова подчеркнула: «Наши ребята из Хакасии неплохо показали себя на питчинге. Это очень радостно. Сейчас на нашей территории уже сформировалось несколько киностудий, молодёжные кинокомпании, яркие, дерзкие. Я думаю, мы движемся медленно, но в нужном направлении. Уверена, необходимо создавать кинокомиссии, есть перспективы и возможности. Ведь Хакасия – земной шар в миниатюре: от пустыни до ледников».

Материал подготовила Наталья Тонких

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять