Интервью с продюсерами картины «Вмешательство»: «У нас была шикарная команда!»
Второй полнометражный фильм Ксении Зуевой «Вмешательство» с Аней Чиповской в главной роли уже побывал на ряде ключевых фестивалей России и Европы, а недавно состоялась большая премьера картины в Москве. Редакция Moviestart пообщалась с продюсерами этого независимого проекта об авторском кино, реализме и страсти в кинематографе и о вызовах индустрии.
На днях состоялась премьера вашей картины. Как она была принята зрителями? Довольны ли вы реакцией зала? Какие отзывы вам особенно запомнились?
Олег Евдокименко: Мне показалось, что картина вызвала интерес и глубокое сопереживание зрителей. Конечно, наш фильм драматический и требует от зрителя внимания и работы сердца и ума. Но, к счастью, мы нашли нашего зрителя, для которого кино – это не просто развлечение и порция попкорна.
Марика Михарёва: Мы очень довольны и чутким, эмпатичным «залом», и самой премьерой в целом. Во время обсуждения картины зрителями было сказано очень много тёплых слов о фильме, актерах, самой истории. Люди подключались к главной героине, переживали вместе с ней – для нас это очень ценно. Был на показе и Константин Райкин, мастер Ани Чиповской по школе-студии МХАТ, который выразил своё восхищение актерской игрой Ани и фильмом в целом, что для нас конечно же является высшей похвалой.
Картина уже принимала участие в ряде фестивалей, в том числе, зарубежных. Расскажите, пожалуйста, как приняла фильм фестивальная публика. Есть ли различие между показами в России и в Эстонии, например?
Марика Михарёва: Да, фильм был показан уже на многих фестивалях, даже, учитывая крайне сложный пандемийный период с локдаунами по всему миру, нам удалось показать картину и на Международном фестивале в Карловых Варах (в рамках секции work-and-progress), и на Международном Таллинском фестивале «Тёмные ночи», и на ММКФ, и на любимом «Кинотавре», где и состоялась премьера фильма, и на многих других фестивалях. Мы очень благодарны Ситоре Алиеой за возможность показать впервые картину публике именно на «Кинотавре».
Отвечая на Ваш вопрос про реакции зала: где-то публика реагировала более эмоционально, где-то менее. У нас был случай, когда мы показали фильм в Новосибирске и после показа люди не могли себя сдержать и очень эмоционально пытались выяснить, почему у нас столько откровенных сцен в фильме. Хотя, на самом деле, от всего фильма (двух часов) эротические сцены у нас занимают максимум пять минут. Не знаю, насколько это зависит от географического фактора, но почему-то именно в Новосибирске зрители максимально ярко на это реагировали. Во Владивостоке же наоборот, после показа к нам подходили зрители: и молодые парни, и люди пенсионного возраста, и говорили абсолютно в унисон: «спасибо, что показали нам нашу жизнь, спасибо, что не держите нас за дураков и мы видим правду на экране, а не очередное враньё».
Олег Евдокименко: Мне кажется, что наша история и блестящая игра (можно даже сказать – жизнь на экране) актеров задевает за живое зрителей независимо от их национальности или страны проживания. Зрители на разных фестивалях, в которых мы участвовали, смотрели картину с большим интересом и пониманием.
«Вмешательство» – второй полнометражный фильм актрисы и режиссёра Ксении Зуевой. Почему вы как продюсеры решили взяться за эту историю?
Марика Михарёва: Я работала с Ксенией в продюсерской группе на ее дебютном фильме «Близкие» и была абсолютно поражена ее режиссёрским видением, талантом и трудолюбием. Ксюша – это локомотив. Когда она рассказала мне про сценарий «Вмешательства», это происходило на ее дне рождении, я за пять минут приняла решение, что буду частью этого проекта, и мы его снимем. Других вариантов не было. Случилась абсолютная любовь со сценарием и Ксюшиной задумкой. Я точно понимала про что, будет этот фильм.
Олег Евдокименко: История, которую мы показали – это история любви и надежды. Ксения Зуева прекрасно показала зрителям чувства, которые испытывали герои, потому что для нее это не просто очередной фильм, а часть жизни, которую она сама проживала в той или иной мере. Как продюсера меня привлекают проекты, в которых есть личные эмоции и переживания режиссера, и именно это я почувствовал в истории «Вмешательства».
На первый взгляд, «Вмешательство» – очень авторский фильм, в котором Ксения смогла реализовать все свои режиссёрские задумки. Какова ваша позиция как продюсеров: в каких моментах важно принимать участие и ключевых решениях, а в каких – доверить все режиссёру?
Олег Евдокименко: Да, действительно «Вмешательство» – авторское кино, и мы дали возможность режиссеру воплотить на экране свою историю и своё представление о мире. Нам казалось, что видение Ксении и ее воплощение замысла фильма на экране должно взволновать зрителей и быть им интересно. Конечно, многие решения продюсеру важно принимать совместно с режиссером – выбор актеров, локаций; конечно продакшн и постпродакшен картины; продвижение фильма. Я считаю, что в креативных вопросах нужно довериться чутью и мастерству режиссера (иначе не надо с ним и работать) и работать вместе с ней. А в вопросах финансирования и продвижения режиссеру лучше довериться продюсеру.
Марика Михарёва: Я считаю, что стоит четко понимать, работаете ли вы над авторской картиной или более жанровой и ориентированной на массового зрителя. Если мы говорим про фильм, как про авторское высказывание, то я полагаю, что лучшее, что можно сделать для режиссера – это создать максимально комфортные условия для творчества и слегка его направлять. Но, главный здесь должен быть творец со своим видением, мировосприятием и мироощущением. Если же мы говорим про жанровое кино, клипы, рекламы, то здесь конечно работает совершенно иная схема.
В фильме очень звездный актерский состав. Каково в целом было работать с такой командой?
Олег Евдокименко: Это было потрясающе интересно; талантливейшие актеры, которые выложились в фильме «на полную катушку «. Невозможно не сказать об Ане Чиповской, которая сумела отказаться от своего обычного амплуа и неожиданно для всех великолепно сыграла «девчонку на районе». Моей любимой актрисой всегда была Ксения Раппопорт. К сожалению, от ее роли в фильме остался лишь маленький кусочек (но и этого достаточно, чтобы зритель почувствовал всю глубину переживаний). Зато мы смогли показать всю непростую линию сыгранную Ксенией в минисериале «Вмешательство». Ну и конечно удивительна «химия», случившаяся между Аней Чиповской и молодым актером Пашей Поповым.
Марика Михарёва: У нас была действительно потрясающая актерская команда! Наша главная актриса Аня Чиповская совершила невозможное в фильме, продемонстрировав тем самым высший уровень своего мастерства и таланта. Киновед и кинокритик Андрей Плахов написал, что порой становится страшно за Аню, потому что создаётся ощущение, что она действительно болеет, умирает и возрождается вместе со своей героиней. Актёр Андрис Кейшс («Нелюбовь» А. Звягинцева) прилетал к нам из Риги, досыпал на больничных стульях между сценами, когда мы снимали в НИИ Склифосовского, и стоически переносил все тяготы.
У нас правда была шикарная команда! Актриса Даша Екамасова, которая приезжала на площадку с совсем крошечным месячным ребёнком и отрабатывала на миллион процентов. Ксения Раппопорт, Наталья Павленкова, Ваня Твердовский – все действительно были невероятно вовлечены в процесс и выкладывались на все сто! Наталья Павленкова вообще на свою единственную смену привезла целый чемодан, набитый вещами и реквизитом, чтобы создать более полный образ своей героини. Павел Попов – это вообще наше открытие. Актер, невероятного таланта и мастерства, а ещё и потрясающий человек. Паша – это лучшее, что может случиться с продюсерами во время съёмок!
Если бы вас попросили охарактеризовать фильм одним словом, что это было бы за слово?
Олег Евдокименко: «Страсть».
Марика Михарёва: Вся наша картина – это «страсть». Страсть режиссера, продюсеров и всей группы, потому что большинство в нашей команде отлично понимали про что этот фильм, имели схожий опыт в жизни, поэтому захотели работать на этом проекте. И когда некоторые критики писали, что так «не бывает в жизни», мы все от души смеялись, потому что понимали, что у половины группы и актеров именно «так» все и было. В самом фильме все завязано на дикой страсти одного человека к другому, второго к третьему. Все об этом. Все, как в жизни. Мы за реализм.
Вместе с фильмом выйдет также четырехсерийный сериал. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее.
Марика Михарёва: На стриминговой площадке Premier ориентировочно в сентябре выйдет одновременно наш полнометражный фильм «Вмешательство» и одноименный сериал. Разница между ними будет колоссальная. Если полнометражный фильм – это авторское высказывание, так называемый акт искусства, то сериал мы сделали более жанровым, ориентированным на более массовую аудиторию. В сериале будет больше динамики, меньше «воздуха», появятся новые линии персонажей. Например, героини Ксении Раппопорт будет намного больше в сериале. Стоит отметить, что мы специально привлекли совершенно другую команду для работы на пост-продакшене, чтобы сделать диаметрально иной контент.
Олег Евдокименко: Фильм – это концентрированное выражение жизни героев. И у фильма есть лимит экранного времени. мы сосредоточились на судьбе главной героини Ани Чиповской – Маши . Но в результате съёмок у нас получилась такая живая и многогранная динамика жизни основных героев (во многом благодаря выдающейся работе актёров и режиссера), такие драматические линии персонажей, что невозможно было отказаться от этого. Поэтому мы решили доснять материал и сделать мини-сериал. Это совершенно отдельное кинопроизведение. В сериале вы узнаете и почувствуете жизнь каждого из основных персонажей и увидите, как неумолимо жизнь столкнула их и вовлекла в водоворот событий. Сериал «Вмешательство» – это история о тот, как Вмешательство в жизнь другого человека может в мгновение изменить все.
Для продюсера Олега Евдокименко это первый фильм. Почему вы выбрали именно этот проект? Каковы были ожидания? Оправдались ли они?
Олег Евдокименко: Да действительно до этого я продюсировал только короткометражные фильмы. Я всегда очень интересовался кино: моя старшая дочь режиссёр кино в Англии и Америке. Отчасти поэтому я решил поучаствовать в российском Кинематографе. Из всех проектов, которые я рассматривал, «Вмешательство» показалось мне наиболее трогательным, необычным и настоящим. Я бы сказал, что ожидания не просто оправдались, а даже превзошли себя.
Как вам кажется, с какими вызовами сейчас сталкиваются российские продюсеры и как их можно решить?
Олег Евдокименко: Я считаю, что наиболее серьезная проблема – это маленькое количество достойных сценариев. Трудно найти и довести до достойного уровня действительно хороший проект. Кроме того, подавляющее большинство предлагаемых проектов – это проекты исключительно для русского рынка. Почти невозможно найти проект, который мог бы быть воспринят на международном рынке. Есть авторские фильмы, успешные на международных фестивалях, но и они имеют ограниченный прокат за пределами России. Конечно, есть продюсеры, которые успешно работают и на русском и на международном рынке.
Марика Михарёва: Я здесь соглашусь с Олегом, что действительно сложно найти какие-то яркие, новаторские сценарии. Как правило, все повторяется, постоянно предлагается один и тот же контент, облечённый в разные оболочки. Сейчас действительно от индустрии идёт огромный запрос на новые идеи, выходящие за пределы так называемой «матрицы», хочется “out of the box”. Но, большинство предлагают копирку на копирку.