Андрей Богатырев о работе над фильмом «Красный призрак»: «Мы острые углы не обходили»
10 июня в прокат выходит долгожданная военная картина Андрея Богатырева «Красный призрак». Фильм уже успел получить специальный приз жюри на Московском международном кинофестивале в рамках фестиваля стран БРИКС и стал лучшим зрительским фильмом на смотре «Окно в Европу». На недавнем фестивале военного кино картина завоевала два приза – за лучшую мужскую роль второго плана (актер Вольвганг Черни) и специальный приз им. Евгения Родионова за патриотизм. Редакция Moviestart пообщалась с Андреем о работе над «Красным призраком» и о дальнейшей судьбе проекта.
Андрей, как тебе пришла в голову идея снять это кино и как долго шла реализация?
Все началось семь лет назад. Ко мне приехал мой друг и актер Павел Абраменков, который в итоге сыграл одну из главных ролей. Он сказал, что у него есть идея фильма, который называется «Про войну». Вообще комедия по сути. Он приехал и рассказал мне начало фильма – первые 20 минут. Честно признаюсь, у меня давно не было такого откровения, я детально увидел начало фильма. Дальше я, актер Павел Абраменков, актер Вячеслав Шехолиев и наш общий друг Константин Симонов, который был обладателем прекрасного деревенского дома в Калужской области, где мы и снимали фильм, заключили друг с другом дружеское соглашение, что мы напишем сценарий, ребята там сыграют, а я выступлю как режиссер. Мы мечтали снять фильм именно там, где мы его писали, а писали мы у Константина под Масальском в деревне «Низовская». Пусть на нашу мечту и потребовалось семь лет, но она полностью реализовалась.
Важно сказать, что при подготовке к этому фильму, мы взяли камеру, ездили и снимали ветеранов Калужской области, Масальского района, Медыни. Ветераны рассказывали нам очень много историй. Мы пытались их разговорить, чтобы они рассказывали нам нюансы из своей жизни. Многие истории из их жизни вошли в наш фильм. У нас даже есть материалы, где мы можем показывать, что говорят ветераны, а потом показывать это и в фильме.
Это скорее байки, да?
Да, это такие байки по сути. То есть сюжет у нас свой (определенная история, определенные моменты), а случаи у нас взяты из жизни. Даже один артефакт попал в наш фильм. Мы брали интервью у одной бабушки, а потом я увидел у нее большого Ленина, а в Ленина воткнута икона. В итоге у нас этот артефакт перешел в фильм и под него даже маленький эпизод есть в фильме. Мы, в каком-то смысле, православные коммунисты и еще язычники.
Вы сняли фильм более 3 лет назад?
Фильм был снят в 2018 году. Уже три года он находится в дополнительных приключениях. На фильм ушло 35 съемочных дней и одна дополнительная смена на съемки выстрелов, снега и так далее.
А кто-то из ветеранов, с которыми ты общался, видел кино?
Совсем мало, кто видел. Дело в том, что пока фильм идет к экрану, к сожалению, большая часть ветеранов, которых мы снимали, так и не дождались премьеры этого фильма. И не увидели те моменты, о которых они нам рассказали в фильме. К сожалению, у нас в России (это я говорю как человек патриотически настроенный) истинного патриотизма очень мало. Это и есть проблема нашей жизни. По этой причине многие ура патриотические фильмы уже вышли, а наш не вышел до сих пор. Хотя у нас, на мой взгляд, именно патриотический фильм в полной мере этого слова.
Трейлер и сам фильм не совсем коррелируются. Трейлер немного грубее, а фильм тоньше и глубже. Это было намерено сделано?
Когда делается фильм, ты не контролируешь весть цикл. Я уже не контролирую ни постер, ни ролик. Я уже не могу на это влиять. Иногда рекламный материал расходится с фильмом. Поэтому режиссеру контроль над фильмом очень сложно осуществлять. Я счатлив, что все производство фильма было полностью под нашим контролем. Не у каждого режиссера есть такая возможность. Что касается дальнейшего распространения рекламы, здесь уже входит прокатчик, идет рекламная компания.
Если я не ошибаюсь, фильм уже был продан в разные страны, да?
На данный момент фильм продан больше чем в сто стран мира. Я не ожидал, что он так хорошо продастся в мире.
Он уже где-то был показан?
Он был показан на разных международных кинорынках. В других странах мы имеем право запускаться только после проката. На данный момент фильм продался на IVI.
Те люди, которые уже посмотрели кино (я знаю, что было достаточно публичных показов) как отзывались о фильме? Может какой-то зрительский отклик особенно запомнился.
Я учился в Академии Михалкова и для меня важно, что Никита Сергеевич посмотрел фильм, и он ему понравился. Он даже нам помогал и публично высказывался о фильме. Для нашей группы это была очень важная оценка. Мне понравился отзыв Сергея Сельянова, который тоже очень хорошо отзывался о картине. Я каждый раз остаюсь в зале и смотрю фильм вместе со зрителями. Я вижу отклик именно в тех местах, где мы и запланировали. Это очень приятно. На данный момент я доволен теми показами, которые были. Конечно фильм хочется делать еще лучше и лучше, но на данный момент, люди реагируют хорошо. На выборгском кинофестивале «Окно в Европу» журнал «Афиша» нас очень высоко охарактеризовал. Он назвал нас лучшим боевиком года. Также «Сеанс» очень хорошо о нас написал, поставив нас в пятерку лучших фильмов на выборгском кинофестивале.
Случались какие-то интересные моменты во время съемок? Совпадения или наоборот вам что-то мешало, но вы с этим справились.
В целом, съемки проходили в дружеской атмосфере. Мы посмотрели огромное количество советских фильмов, потому что для нас было важно совместить рассказы ветеранов и советское кино. Был момент с объективом, когда пришлось переснимать из-за того, что объективы в мороз не работали. У нас из-за этого два съемочных дня было в расфокусе. Потом мы стали мерить весь оставшийся съемочный период как в Советском Союзе — линейкой. В морозы ничего не работало, было градусов 25-30.
Какие фильмы вы смотрели?
Мы детализировали фильм «На войне как на войне», несколько раз смотрели фильм «Они сражались за Родину». Это для нас были главные референсы.
Ты сам монтировал фильм?
Да, итоговый монтаж по сути — мой. У нас был очень хороший монтажер на площадке. Он очень неплохо смонтировал фильм. Потом я приехал в Москву, скорректировал данную версию,сделав поверх нее свою. Эта версия и стала основной. После моей версии Юлия Любомирова еще добавила некоторые моменты. Она даже перемонтировала бой.
Ты бы посоветовал режиссерам, особенно начинающим, чтобы был монтажер на площадке?
Я считаю, что монтаж на площадке в современных условиях дает возможность контролировать фильм. Речь всегда идет о творческом контроле режиссера над своим собственным произведением. Все, что тебе облегчает эту работу, я рекомендую использовать. В частности, это монтаж на площадке. Это довольно быстро дает тебе возможность примерно понять, какой эпизод ты снял. Ты на следующий день уже можешь посмотреть то, что было снято вчера.Иногда может сразу выстроиться эпизод.
Когда нужно снимать другую сцену, а ты посмотрел монтаж и понимаешь, что там есть косяки, начинаешь думать о них, это не мешает?
Мне абсолютно не мешает. Я стараюсь «быть водой» по выражению Брюса Ли, стараюсь быть мобильным, принимать ситуацию. На площадке очень важна вот эта гибкость. Честно признаюсь, я когда уже снимаю сцену, примерно представляю как она будет выглядеть на монтаже. Я редко ошибаюсь. Поэтому у меня не было каких-то разочарований. Мне помогало,что я мог смотреть за ритмом, понимать, где подставить другие дубли. Все это дает больше контроля за процессом.
По какому принципу выбирали музыкальное сопровождение в картине?
Изначально фильм мы сделали как истерн. Истерн – это противостояние сильных мужских характеров. Для нас это было противостояние на всех уровнях — личное противостояние, противостояние менталитетов. В музыке мы пытались соблюсти два момента: момент советского саунда 60-70 годов и момент истерна. Наш фильм с точки зрения современных технологий – современный, но в нем читаются тарантиновские и советские нотки. Для нас было важно выстроить культурную традицию советского кино. От американского кино у нас очень мало в картине.
Как обстоят дела с исторической достоверностью?
У нас на площадке был исторический консультант и военный консультант. Могли ли они в чем-то ошибаться? Конечно могли. Многие зрители сами ошибаются, когда замечают исторические нестыковки. У нас, на мой взгляд, таких нестыковок очень мало. Поэтому с исторической точки зрения я оцениваю фильм вполне реалистично. Хотя конечно там есть определенные упущения. Это все-таки фильм. Но техника, оружие, обмундирование — все как и должно быть на стыке 1941-1942 годов.
В некоторых отзывах тех, кто уже успел посмотреть кино, я проследила аналогию с Тарантино. В частности говорили о «Бесславных ублюдках», проводя параллель, что не побоялся затронуть такую святую тему для русского народа и в то же время сделал это очень тонко, чтобы никого не обидеть. Вы изначально ставили себе задачу обходить острые углы или это получилось само собой?
Честно сказать, мы острые углы не обходили. Самым важным было то, что нам говорили ветераны. Поэтому именно такая достоверность, с точки зрения существования актеров и каких-то ситуаций, абсолютная. Я за каждое мгновение готов отвечать. В этом смысле у нас принципиальная позиция. Второй момент: мы с уважением отнеслись к немцам. У нас все люди и все живые. Это наш принцип фильма. Сами ветераны, как ни странно это прозвучит,продиктовали нам тарантиновский стиль. Главный тон задали именно ветераны. Главный посыл многих, с кем мы общались, это был именно юмор. Они говорят, что не выжили бы, если бы его не было. Я ко многим вещам относился так, что это для персонажей тяжело, а для зрителей даже смешно. То есть я не пытался излишне драматизировать этот момент и не пытался найти излишнего пафоса. На мой взгляд, там есть пафосные моменты, но их только два. В остальных местах мы попытались сделать все по-честному. Истории были одновременно и смешные и жестокие. Это и есть Тарантино.