MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Новости > Департамент кинематографии провел онлайн-сессию для соискателей субсидий

Департамент кинематографии провел онлайн-сессию для соискателей субсидий

В Министерстве культуры РФ 6 июля состоялась онлайн-сессия ответов на вопросы претендентов на субсидии на производство национальных фильмов. 

Мероприятие провели директор Департамента кинематографии и цифрового развития Светлана Максимченко и ее заместитель Галина Сыцко. Представители ведомства рассказали о новых условиях предоставления субсидии и порядке отбора и оформления документов в составе заявки на получение господдержки.

Отметим, что нововведения отражены в Постановлении Правительства РФ от 08.10.2020 № 1634 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Спикеры отметили, на что необходимо обратить внимание:

  • Если раньше документы подавались в подрядную организацию, то с этого года – напрямую в Департамент кинематографии. Проверка документов будет осуществляться сотрудниками департамента, через одно окно.
  • В этом году будет расширен состав экспертных комиссий: ведомство привлечет больше специалистов для более качественного изучения и оценки предоставляемого материала.
  • Планируется формирование трех экспертных советов: по игровому кино, неигровому (документальному) кино и совета по анимации. В рамках этих 3 категорий запланировано проведение 11 конкурсов.
  • Заявитель должен показать свою кинематографическую деятельность (согласно ОКВЭДу), а также статус коммерческой организации (НКО, ИП не смогут получить поддержку).
  • Важный момент, на который спикеры просят обратить особое внимание: поддержку не смогут получить организации, имеющие задолженность перед Министерством культуры и Фондом Кино, включая персональные задолженности руководителей организаций. Поэтому в пакете документов необходимо предоставить выписку из ЕГРЮЛ и справку об отсутствии задолженности и уплате налогов.
  • Более того, будет учитываться еще и задержка по срокам. 

«Мы будем смотреть на количество проектов в работе, то есть на количество несданных проектов. Мы уверены, что организации, способные выполнить в срок свои обязательства, будут и дальше их выполнять и наоборот», – пояснила Светлана Максимченко

Представители ведомства напомнили, что поддержку могут получить только национальные фильмы, то есть фильмы, соответствующие критериям, сформулированным в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», а также фильмы с миноритарным участием РФ. Если вы представляете проект в копродукции, необходимо подтвердить для него статус международного проекта.

Спикеры добавили, что фильм продолжительностью менее 52 минут считается короткометражным, а продолжительностью 52 минуты и более – полнометражным.

Представители профильного департамента также призвали заявителей обратить внимание на список приоритетных тем проектов, ежегодно утверждаемый Министерством культуры. В их числе – детские темы, темы культурного наследия нашей страны, социально значимые темы и т.д. Таким образом, фильм, претендующий на господдержку, должен соответствовать как минимум одной из этих тем. 

При этом участники встречи напомнили, что закон о государственной поддержке кинематографии определяет, что размер субсидии не может превышать 70% от производственного бюджета. При этом не исключаются, что уже в следующем году будут внесены изменения в закон, в результате чего дебюты смогут рассчитывать на 100%-е финансирование.

Кроме того, с этого года действуют следующие нововведения:

  • Ведомство будет принимать сценарий только в его финальной версии. По словам Светланы Максимченко, в комиссии имеется опыт, когда сценарий, предоставленный в заявке, не соответствовал тому, по которому был снят фильм.
  • В этом году объявлено два конкурса с поддержкой дебютных фильмов. Один для выпускников государственных ВУЗов (получивших специальное образование в течение последних 5 лет), второй – «для  иных дебютантов». Возрастных ограничений нет. Верхняя планка для дебютов – 30 млн руб.
  • Изменения коснулись и неигровых спецпроектов – этой категории не будет. По словам спикеров, в данный момент идет актуализация нормативно-правовой базы, и пока не сформулировано понятие неигрового фильма. Однако сейчас используется понятие «неигровой полнометражный фильм».
  • Научно-популярные фильмы выделены в отдельную категорию. Все полнометражные игровые, короткометражные и научно-популярные фильмы будут проходить отбор через этапы очной защиты. Более того, будут запрашиваться комментарии научных учреждений.

«Мы хотим удостовериться, что ваш фильм действительно популяризует какое-либо направление в науке», – пояснила Галина Сыцко

  • Пересмотрена концепция поддержки анимационных сериалов и анимационных циклов. Министерство готово поддержать создание анимационных сериалов и профинансировать их первые серии – приоритет будет отдаваться стартапам. 
  • С этого года Министерство культуры и Фонд Кино поддерживают только те проекты, которые находятся в производстве, т.е. еще не готовы как продукт. 
  • Новый пункт – заверение организаций. Согласно Постановлению Правительства, необходимо в одной справке предоставить заверения о том, что организация не находится в процессе реорганизации, фильм не получает субсидию из Фонда Кино и т.д. Сформирован полный перечень заверений, с которым можно ознакомиться детально. 
  • Обеспечение заявки. Для любых дебютов, игровых и неигровых, обеспечение заявки не требуется. Для всех остальных случаев заявка обязательна.
  • Предварительные договоренности о реализации. По игровым фильмам (за исключением дебютов) необходима поддержка кинотеатрального дистрибьютера, для анимационных – поддержка телевизионного канала.

Также приветствуется предоставление сведений о дополнительной дистрибьюции: чем больше каналов распространения, тем лучше для проекта.

«Мы пригласили представителей всех наших онлайн-платформ. Надеемся, что они будут активно участвовать в работе экспертных советов и отражать позицию отрасли по тому контенту, которые они хотят или не хотят видеть у себя», – подчеркнули спикеры.

С другой стороны, в Минкульте уже не обращают внимание на участие фильма в фестивале.

«Мы не ждем, чтобы ваш фильм вошел в программу какого-либо фестиваля. Для нас эта информация не несет никакой смысловой нагрузки», – уточнила Светлана Максимченко.

  • Необходимо предоставить договоры с авторами фильма (сценаристом, режиссером). С композитором наличие договора не обязательно, потому что предполагается, что на данной стадии реализации проекта его может и не быть. При этом если вы собираетесь экранизировать литературное произведение, необходимо показать переход права на экранизацию от его создателя.
  • В числе нововведений – наличие продюсерской концепции, которая составляется в свободной форме. 

«Нам нужно понимать, что у проекта есть продюсер, способный охарактеризовать его актуальность, который четко осознает, для чего создается этот фильм», – пояснили представители Департамента кинематографии. 

  • Также в комиссии ожидают больше информации о режиссере: список (или нарезку) учебных работ, портфолио. Экспертам необходимо сформировать максимально четкое представление о нем – что художник успел сделать до того, как приступил к реализации представляемого проекта.
  • С этого года ведомство отказывается от сизлов (все устали смотреть нарезки с Брэдом Питтом в стиле Квентина Тарантино), а также обязывает заявителей предоставлять трейлер или тизер – нужно показать, что главный герой реально существует. По словам Светланы Максимченко, в прошлом были прецеденты, когда участие актеров в проектах не было согласовано. При этом видеоматериалы необходимо предоставить в виде ссылок – так их удобнее отправлять членам экспертных советов.
  • Обновлен перечень расходов для игровых и неигровых фильмов. Теперь на этапе подачи заявки нужна информация по общему бюджету. Детальное обсуждение расходов подразумевается с получателями субсидий.

В заключение онлайн-сессии спикеры дали советы по оформлению документов. Все документы сшиваются в один том. ОТДЕЛЬНО к нему прикладывается сопроводительное письмо, флешка с файлами – всё это нужно сложить в конверт и подписать его, указав название организации, направление проекта, контактные данные. Пока документы принимаются в бумажном виде, однако в Министерстве делают все возможное, чтобы уже в следующем году можно было подавать заявку онлайн. 

Список получателей субсидий, по планам, будет сформирован к середине октября, далее в течение 90 дней пройдут подписания соглашений, а затем – выплаты. Максимальный срок производства фильма при финансовой господдержке – три года. Исключение составляют сериалы.

Дополнительную информацию заявители получат на сайте Минкульта, а также на следующей онлайн-сессии, проведение которой запланировано через две недели. Полную запись встречи можно посмотреть здесь.

Текст – Аля Колдунова

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять