MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Новости > Думай как Marvel, но будь собой – шоураннеры поделились секретами создания успешного веба

Думай как Marvel, но будь собой – шоураннеры поделились секретами создания успешного веба

Форматы веба, залог его успеха и трансформацию этого типа контента обсудили российские продюсеры, шоураннеры и медиаменеджеры в ходе работы круглого стола «Куда приводят вебы: развитие формата. От полного метра до высокобюджетных проектов стримингов». Дискуссия завершила деловую программу IV фестиваля веб-сериалов Realist Web Fest, который проходил с 29 июля по 1 августа в Нижнем Новгороде.

Модератором круглого стола выступила Мария Токмашева – отборщик фестиваля Realist WebFest, заместитель главного редактора портала Digital Reporter. Свои кейсы представили как молодые режиссёры и шоураннеры, так и более опытные игроки отрасли: Велимир Русаков и Владимир Болгов – шоураннеры, продюсеры проекта «Закон и беспорядок»; Алексей Фомин и Сергей Васильев – создатели «Русской кибердеревни»; Гавриил Гордеев – продюсер, директор по развитию нового бизнеса «СберМаркетинг», член совета директоров медиахолдинга «Русская медиагруппа»; Александра Нелюбина – директор производства и продвижения контента «Амедиатеки»; Владимир Малыженков – директор по маркетингу и prвидеосервиса More.tv.

В ходе своих выступлений спикеры перечислили тенденции, которые существуют в мире веба.

Мария Токмашева, представляя спикеров, обозначила одну из ключевых тенденций – общество, по её мнению, буквально за последние несколько лет познакомилось с форматом веба и уже имеет некоторое представление о нём.

«Мне нравится, что за четыре года существования фестиваля мы ушли от вопроса “что такое веб-сериал”, который много обсуждался в самом начале существования Realist Web Fest. Сегодня, на фоне разнообразия этого формата, мы приходим к выводу, что пора даже переосмысливать термины “веб-сериал”, “интернет-сериал” – разрабатывать более точную формулировку», – отметила модератор. 

По мнению участников круглого стола, веб-сериал, как и другие виды художественного произведения, должны нести понятный зрителям посыл и откликаться в их сердцах. 

Именно этим, по словам Гавриила Гордеева, был обусловлен успех проекта «Батя». 

«Это тема отношений современных молодых отцов со своими отцами. Я сужу по себе и по своим друзьям – мы воспитываем детей в тепличных условиях, оберегаем их, а сами росли абы как. В связи с этим у всех нас осталась некая недосказанность со своими родителями, это глубоко засело внутри, мы не можем обсудить с ними наше прошлое, не можем поговорить об этом со своими жёнами, друзьями и т.д. Думаю, эту недосказанность чувствуют многие россияне, иначе не было бы такого успеха у картины “Батя”», – пояснил продюсер.

Он добавил, что «девяностые» представлены в фильме с другого ракурса.

«Мы показали не бандитские 90-е, а бытовуху – это была наша жизнь, мы с этим росли», – подчеркнул Гавриил Гордеев.

Кроме того, спикер рассказал историю создания проекта.

«“Батю” мы обозначили как первый сериал для мессенджеров. В мессенджерах мы, как правило, обмениваемся ссылками, и проходя по ним, попадаем на контент, который предлагается посмотреть. И вот этот переход по ссылке является неким барьером, который мы хотели преодолеть, и начали делиться сразу видео. Тогда у нас не было идеи создать историю в стиле роуд-муви, в ходе которой молодой отец тащит свою семью на юбилей к своему отцу. Изначально это было три скетча хронометражом не более 2 минут каждый», – поделился Гавриил Гордеев.

По его словам, проект изначально был предназначен для показа на фестивалях, однако его высоко отметили продюсеры, в результате чего получился полнометражный фильм «Батя», а также одноимённый веб-сериал. 

Помимо умения попасть в сердце аудитории, необходимо, по мнению Гавриила Гордеева, стремиться к созданию качественного произведения.

«В своей работе мы использовали кинематографический подход: объединили истории из 90-х с историями про современность. Это сработало. Реакция последовала незамедлительно – люди попросили ещё. И мы начали делать это “ещё” – появились тонны скетчей, которые сложились в веб-сериал. Но это, по сути, скетчком, за который осмелились взяться некоторые продюсеры», – рассказал представитель «Русской медиагруппы» и анонсировал продолжение истории главного героя Максима и его семьи.

Более того, продюсер подчеркнул, что сегодня недостаточно просто снять веб – скорее всего, он потеряется в информационном пространстве. Для того чтобы его заметили, необходимо попытаться сделать свой проект частью какого-либо большого и понятного события – чтобы его пришло посмотреть и обсудить достаточное количество человек.

Таким образом спикер обозначил ещё одну тенденцию в мире кино: в настоящее время формируются экосистемы проектов.

«Есть основной проект, а вокруг него появляются веб-сериалы. Формируется экосистема, свой мир. Чем хорош Marvel – тем, что, помимо основной, традиционной формы, в его Вселенной параллельно вырастают дополнительные истории (короткие формы, аудиосериалы, веб-сериалы и т.д.)», – напомнил продюсер. 

При этом он отметил, что веб-сериалы не приносят прибыли онлайн-платформам, а работают пока лишь на привлечение аудитории. Удерживают же зрителей «большие» проекты. С ним согласилась Александра Нелюбина.

«Онлайн-сервисы зарабатывают на подписке. “Коротыши” по 5-10 минут могут работать на промоушен, но не работают на подписчиков. Подписчиков этим не удержать», – подчеркнула представитель «Амедиатеки».

Однако основным преимуществом веб-сериала, по мнению Владимира Малыженкова, является то, что этот тип контента не требует серьёзных финансовых вложений.

«Любая платформа ограничена своим бюджетом. В зависимости от того, насколько проект дорогой, ты думаешь, стоит ли в него вкладываться. На веб-сериалы, как правило, тратится меньше денег, веб создаётся меньшими силами, и тут главное – рассказать историю, цепляющую зрителя», – отметил Владимир Малыженков.

На примере сериала «Трудные подростки» продюсер рассказал, как раскручивается маховик дистрибуции контента, полюбившегося зрителями.

«Второй сезон “Трудных подростков” буквально взорвал TikTok. Именно на этом этапе мы начали серьёзно вкладываться в продвижение проекта. Мы увидели, что люди хотят жить с ним: на официальной странице сериала в Instagram сейчас около 200 тысяч подписчиков. За два сезона суммарно сериал посмотрело более 100 миллионов человек, причём первая серия набрала порядка 20 млн просмотров – сериал попал в тройку лидеров по популярности смотрения», – добавил продюсер.

Не всегда интересный проект сразу выглядит привлекательно для самих создателей. Таковым был «Батя», таковым оказался и сериал «Закон и беспорядок».

«Когда Велимир принёс сценарий, в текстовом варианте он выглядел недостаточно убедительно. Единственным вариантом проверить его жизнеспособность был “пилот”. И когда на него обратили внимание представители отрасли и наградили нас – в том числе на Realist Web Fest, – мы решили взяться за него, сделали сериал, который в итоге оказался на IVI»– рассказал Владимир Болгов.

Обратить на себя внимание зрителя можно не только интересной историей и актёрской игрой. Сериал «Русская кибердеревня», по словам его авторов, выразителен компьютерной графикой.

«Если бы мы понесли “Кибердеревню” в текстовом варианте, вышло бы не очень – проект стал хорош, облачившись в аудиовизуальную форму. У нас компьютерная графика является одним из главных актёров», – подчеркнул Сергей Васильев.

Его дополнил Алексей Фомин, отметив, что компьютерная графика – довольно молодая индустрия в нашей стране. «Проект, выполненный с помощью аудиовизуальных приёмов, привлекает зрителя. Он интересный и непривычный – в отличие от тех работ, где на первый план выходит игра актёров», – резюмировал участник дискуссии. 

Таким образом, можно сделать вывод, что слагаемые успеха веба – это чёткое попадание в целевую аудиторию, новый формат сторителлинга и верность принципам создания кинематографического произведения.

Веб стремительно развивается в киноиндустрии, разрастаясь не только количеством проектов, но и средствами выразительности и методами привлечения аудитории. Отношение у продюсеров к данному типу контента, скорее, позитивное – веб-сериалы относительно недорого и несложно снимать – однако они не являются основной статьёй дохода для онлайн-платформ, однако играют свою немаловажную функцию, как часть экосистемы и средство привлечения дополнительной целевой аудитории.

Текст – Аля Колдунова

Проект «Русские веб-сериалы: от бумеров до зумеров» реализуется при поддержке АНО «ИРИ».

Еще больше о русских веб-сериалах вы можете узнать здесь.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять