Режиссёр Артур Соколов о том, как месяц путешествовал с Canon по Сибири
«Мувистарт» продолжает беседу с российскими кинематографистами, работающими в доке. Большинство из них выбирают технику компании Canon и объясняют, почему. В этот раз мы связались с молодым художником из Сибири Артуром Соколовым, который более 5 лет работает в доке в качестве оператора и режиссёра, а в скором времени представит свой новый документальный фильм «Созвездие».
Артур не имеет т.н. «классического» образования кинематографиста: он закончил Суриковское художественное училище, получив там специальность художника. Азы в кино он освоил в сценарной резиденции SiberiaDoc. Там же и начался путь Артура в индустрии.
«Док привлек меня доступностью. В условиях тех возможностей, которые нам дают современные технологии, тебе достаточно телефона, чтобы работать в этом жанре. Док – самый правильный путь для тех, кто хочет что-то сделать в кино. Документальная среда есть у каждого, вокруг нас ежедневно вращаются какие-то истории, и ты можешь научиться их рассказывать с помощью документального метода, тут исключены барьеры, характерные для игрового кино», – пояснил Артур Соколов.
Он добавил, что при создании документальных проектов нивелируется типичный страх новичков из-за отсутствия опыта, а также сводится на нет потребность в целой съемочной группе. Более того, художник отметил запрос на правду у современного зрителя.
«Сегодня игровое кино имеет тенденцию становиться похожим на док по методам повествования, стилистике. Все стремятся к правде, зритель хорошо чувствует отдельные постановочные моменты. Игровое кино хочет быть похожим на документальное», – подчеркнул режиссёр.
Для него док – это почва для эксперимента в полном метре. «Есть к/м, который в игровом кино является некой экспериментальной лабораторией. А в полном метре – это безусловно док», – отметил собеседник «Мувистарта».
Артур Соколов с 2014 года начал снимать документальные фильмы, сначала в качестве оператора проекта, а 2019 году, выступил уже с режиссёрским дебютом, представив свой фильм «Мотылёк».
Свои проекты он снимал на технику Canon. По его мнению, решения этой компании стали революционными в отрасли кинематографа и открыли дверь в этот мир многим авторам.
«Компания Canon со своим фотоаппаратом Mark открыла двери в мир кино практически каждому. Это была одна из первых фотокамер, которая способна снимать видео, по качеству достойное уровню кино. Свой первый фильм “Мотылёк” я начал снимать на камеру DSL Canon 60D. Canon подарил привилегию, благодаря которой ты можешь свои размышления реализовывать в визуальном искусстве. Самые мои первые шаги были с камерой Canon в руках. Я с ней не расстаюсь и сейчас», – рассказал Артур Соколов.
В прошлом году режиссёр стал победителем Сибирского питчинга дебютантов, его проект «Созвездие» занял первое место в категории «Документальный фильм». Canon оказала ему техническую поддержку.
Это история про цирковую семью, которая ездит по различным регионам страны и показывает небольшие представления. Муж, жена с пуделями, обезьянкой и ёжиком на небольшом грузовичке приезжают в малочисленные населённые пункты к людям, у которых нет возможности доехать до крупных городов и отвести детей в зоопарк или цирк.
Артур Соколов запечатлел трудовые будни цирковой семьи – в рамках месячного путешествия по Сибири они объехали более 20 населённых пунктов. Для съёмок фильма «Созвездие» была использована камера Canon C70.
«Для этого проекта мне нужна была маленькая и надёжная камера, которая выдерживает экстремально низкие температуры – съёмки проходили зимой. Камера очень удобна в полевых условиях: здесь и встроенные ND-фильтры 10 ступеней, и 4-канальный 24-битный звук LPCM 48 кГц, и BNC вход под тайм код, и матрица от “старшего брата” Canon С300 Mark III, и свой Speed Booster, который, по сути, дает возможность снимать с фокусным расстоянием оптики, как на full frame. EF объективы или новые EOS R, охлаждение камеры, 2 слота для SD карт, цифровой стабилизатор, питание от привычных BPA-30,60. И всё это в корпусе зеркального фотоаппарата. Да, это настоящая видеокамера, которая каким-то чудом поместилась в корпус фотоаппарата! В ней нет записи Raw файлов, но для дока этого и не нужно. Шарнирный ЖК-дисплей 3,5 дюйма, конечно, маловат, но с ним можно работать», – отметил Артур Соколов.
На съемках этого фильма он использовал объективы Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM, Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM, Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM.
«Эти т.н. “святая троица Canon”. Они покрывают все фокусные расстояния. Когда ты находишься в документальном проекте и тем более в дороге, тебе нужно иметь суперуниверсальную базу, которая подойдёт под решение разных задач. Фактически ты можешь снимать кино с одним рюкзаком. Это тоже определённый технический прорыв», – пояснил режиссёр.
При этом он обратил внимание на некоторые моменты, которые возникают в процессе съёмки.
«Фокус я обычно кручу вручную, но ради эксперимента попробовал автофокус. Результат неоднозначный: AF работает неплохо, если лицо хорошо видно, если нет, часто “ошибается”. В камере много настроек автофокуса, возможно, я что-то упустил. На удивление, Canon EF 70-200mm фокусируется лучше других объективов, хотя камера “ругается”, когда его ставишь: выдаёт ошибку “работа с этим объективом может не поддерживать некоторые функции”. Цифровой стабилизатор в связке со стабом объектива работал не очень хорошо, приходилось его отключать. Думаю, что с EOS R объективами камера функционирует лучше.
Canon C70 успела показать себя и в экстремально низких температурах. В -54С она работает, но есть один нюанс. Дисплей достаточно быстро замерзает, сначала кристаллы начинают двигаться всё медленнее и медленнее, а через час дисплей и вовсе ничего не покажет, кроме диагональных полосок. Сенсорный дисплей “плывёт” и при -20С, но не так критично.
Я проверил и энергопотребление камеры. С собой у меня было 2 аккумулятора BPA-60 и один BPA-30. За самую долгую смену я разрядил один BPA-60 и BPA-30. 9300mAh за 12 часов – это очень хороший результат.
Герои моего фильма каждый день приезжали в новую деревню. Большая камера наверняка привлекала бы к себе лишнее внимание. Но работая с С70, мне удавалось оставаться незамеченным. В условиях, когда всё оборудование должно поместиться в один фоторюкзак, С 70 – это прекрасный вариант.
Подводя итог, я бы сказал, что для меня это почти идеальная камера. Единственный её минус, это дисплей. Небольшой, плохо работающий при низких температурах, и, если бы он откидывался вверх, а не в бок, снимать с рук было бы удобней», – пояснил Артур Соколов.
При этом он добавил, что для зимних съёмок использовал бы С300 MarkII или С300 MarkIII.
Свой первый опыт в игровом формате, короткометражку «Осколки» (в данный момент фильм на стадии постпродакшн), режиссёр снимал на С300 MarkII. В будущем он так же планирует работать с техникой этой фирмы.
«Для многих своих проектов я выбираю Canon, особенно для документальных. Canon для меня, как и для других кинематографистов, – это прежде всего простота и надежность», – резюмировал собеседник портала.
Текст – Аля Колдунова