Импакт-контент. Просто о важном
Как бы сложно в этом мире ни жилось, а говорить о насущных проблемах стоит. И не просто говорить, а решать их или хотя бы пытаться. Вопросы экологии, защиты женщин, буллинга в школах и многие другие темы сегодня крайне остро волнуют общественность. И казалось бы, причем тут кино. Ведь фильмы — это entertainment. Но даже призванное развлекать и расслаблять искусство может реально менять мир в лучшую сторону. Эта прерогатива принадлежит импакт-контенту, тому, что обнажает социальные проблемы, ставит во главу угла сложные вопросы, а также способствует их решению.
1 сентября в конференц-зале Центрального Дома кинематографистов в рамках Х Московского международного кинофестиваля “Будем жить” состоялся open-talk “Продвижение импакт-контента в России”. На встрече специалисты и эксперты киноиндустрии раскрыли значимость импакт-контента, поделились успешными реализованными кейсами, а также обозначили приоритеты в развитии данного направления.
Модератором мероприятия выступил директор АНО Лаборатория социального кино “Третий Сектор” Никита Тихонов-Рау. Приглашенными спикерами стали президент Московского международного кинофестиваля “Будем жить”, председатель Московской организации Союза кинематографистов России Евгений Герасимов, директор Московского международного кинофестиваля “Будем жить” Дмитрий Якунин, руководитель направления КСО, Национальная медиа группа, эксперт по КСО и социальному маркетингу Мария Залунина, продюсер, сценарист компании Art Pictures Vision Константин Маньковский, режиссер Гаянэ Петросян, режиссер Евгения Юстус, режиссер Юлия Сапонова, продюсер Олеся Овчинникова и другие.
Основная задача импакт-контента – влиять, воздействовать на зрителя. При этом данное понятие является измеримым. То есть все улучшения в жизни людей, произошедшие в результате соприкосновения с фильмом, фиксируются и анализируются. В ходе исследований специалисты выявляют не только эмоции, которые фильм вызвал у зрителей, но и то, что последние предприняли после просмотра. Сначала меняется взгляд на проблему у одного человека, затем у сообщества, а после меняется среда, в которой люди существуют.
“Посмотрел фильм про волонтеров — решил стать волонтером”, — Никита Тихонов-Рау.
Никита Тихонов-Рау рассказал о пяти шагах, необходимых для создания импакт-контента.
Шаг 1. Фокусировка на сильной человеческой истории.
За каждым импакт-продуктом стоит сильная человеческая история, которая трогает сердца зрителей. Законы драматургии не чужды социальным картинам.
Шаг 2. Осознание проблемы.
Каждый фильм должен раскрывать ту или иную реально существующую проблему. Темы из воздуха не берутся. Создатели всегда думают о том, как история может отозваться у людей.
Шаг 3. Вовлечение партнеров.
Каждый проект объединяет большое количество организаций, которые вместе работают над продвижением контента и над решением выбранной проблемы.
Шаг 4. Импакт-дистрибуция.
Импакт-дистрибуция отличается от классического продвижения фильмов. Социально значимое кино кроме кинотеатров, онлайн-платформ и ТВ, показывают там, где его может заметить лицо, принимающее важные решения в жизни общества (например, депутат).
Шаг 5. Оценка эффектов проекта.
Коммерческую ценность фильма определяют сборы. Фестивальную и художественную – оценивают по количеству призов, рецензиям и критике. А оценка социального эффекта заключается в количестве людей, которые улучшили что-то в своей жизни.
“Импакт-контент должен обладать сверхзадачей – определять, что именно волнует людей и как можно решать те или иные проблемы”
#чтоговорятспикеры
Никита Тихонов-Рау заявил, что зачастую фильмы, которые имеют большое количество просмотров, не имеют значимого влияния на публику. И наоборот. Картины, имеющие огромный социальный эффект, мало смотрят. Люди, которые занимаются импакт-контентом, стремятся создавать такие проекты, чтобы оба этих показателя были на максимуме, объяснил Тихонов-Рау.
Мария Залунина рассказала, что во время пандемии резко выросли случаи домашнего насилия. В то же время вышел сериал “Чики” (реж. Эдуард Оганесян), который очень остро отражает проблему насилия в целом. В связи с этим было принято решение напрямую поговорить с женщинами, которые смотрят этот продукт, и помочь им в решении проблем. В несколько серий был интегрирован телефон горячей линии некоммерческих организаций, занимающихся решением соответствующих проблем. В результате, за 3 месяца показа сериала на горячую линию позвонили более 2,5 тысячи женщин. И каждая из них получила помощь.
Аналогичный инструмент был интегрирован и во второй сезон сериала “Трудные подростки” режиссера Рустама Ильясова, где затрагивается тема травли в школе. Количество звонков на горячую линию после просмотра сериала увеличилось на 60 тысяч.
“70% молодых людей принимают решения на основе просмотренного контента” — Мария Залунина.
Мария Залунина также подчеркнула, что режиссерам, продюсерам и ключевым людям в медиаиндустрии критически важно, как их продукт влияет на зрителя.
Константин Маньковский поделился, что в развлекательном формате гораздо легче подавать социально значимые темы, поскольку они не будут восприниматься чем-то сложным и страшным. В качестве примера он привел сериал “Родком” (реж. Мария Кравченко), который рассказывает об отце, решившим в одиночку воспитывать своего ребенка.
Режиссер Евгения Юстус отметила, что в России молодые кинематографисты очень часто используют для своих фильмов плавающие на поверхности, не особо актуальные темы. По ее словам, специалистов необходимо привлекать к созданию импакт-контента. Также она добавила, что развлекательный контент не должен выполнять исключительно развлекательную функцию. Именно в такие проекты стоит упаковывать социальные темы.
“Хорошая история должна проникать в сердце” — Евгения Юстус.
Документальный фильм режиссера Гаянэ Петросян “Рожденные свободными” рассказывает об эксплуатации морских животных в дельфинариях и других развлекательных учреждениях. За яркими и красочными шоу стоит серьезный бизнес. При этом жизнь самих морских обитателей мало кого заботит.
После показа этого фильма многие зрители отказались от посещения дельфинариев, а в Госдуме начались обсуждения, связанные с защитой животных. Более того, один из крупнейших океанариумов в мире, находящийся в Джорджии, США, главным источником дохода которого являлись белухи, принял решение больше не покупать зубатых китов.
В России весной этого года для продвижения импакт-контента был создан клуб “Хедлайнеры. Импакт Медиа”, в задачи которого входят экспертизы конкретных фильмов, обмен опытом, анализ существующих кейсов, инициирование создания новых проектов.
София Иосько