MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Продюсер Наталья Дрозд: «Лаборатория «Ленфильм-дебют» поможет довести проекты до уровня готовых к запуску сценариев»

Продюсер Наталья Дрозд: «Лаборатория «Ленфильм-дебют» поможет довести проекты до уровня готовых к запуску сценариев»

Киностудия «Ленфильм» совместно с ПЦ Potential запускает бесплатную сценарно-режиссёрскую лабораторию «Ленфильм-дебют». Заявки на участие принимаются до 15 ноября. Десять финалистов в период с весны до осени  2022 года пройдут обучение в Санкт-Петербурге и онлайн под руководством ведущих представителей отечественной индустрии. Начинающие кинематографисты смогут разработать свои проекты и довести их до уровня готовых к запуску сценариев.

В интервью корреспонденту «Мувистарт» инициатор и руководитель лаборатории, продюсер компании СТВ, основатель кинокомпании Forest Film Наталья Дрозд рассказала о том, зачем нужен «Ленфильм-дебют», историю фильма «Ничья», сформулировала проблемы начинающих кинематографистов и перечислила российские темы, которые интересны на Западе.

— Вы много общаетесь с начинающими режиссёрами – знакомитесь с ними на фестивалях, коммуницируете в рамках своей деятельности и т.д. А сейчас запускаете лабораторию «Ленфильм-дебют». Чем обусловлено её создание? 

— Действительно, я много общаюсь с начинающими режиссёрами и не только с начинающими. И, как и многие мои коллеги, сталкиваюсь с насущной проблемой – нехваткой сценариев. Подавляющее количество историй требует доработки, возможно, из тысячи сценариев можно реально запускать не больше трёх. Я начинаю разбираться в причинах и нахожу, что у авторов зачастую нет понимания того, сколько времени надо потратить на девелопмент истории. Часто они не понимают того, что разработка проекта – это самый длительный и самый ответственный этап.

Вторая причина – отсутствие интеграции дебютантов в киноиндустрию. Большое кино для молодых авторов по-прежнему остаётся неведомым миром, механизм которого им непонятен и незнаком. 

Насколько я знаю, у нас в стране не так много мест, где начинающие кинематографисты смогли бы на практике развить свои проекты вместе с опытными представителями индустрии. 

Особенно остро стоит вопрос в регионах. Это ещё одна причина, по которой мы запускаем «Ленфильм-дебют»: я родилась и выросла в Санкт-Петербурге, некоторое время жила в Москве, затем вернулась, и мне грустно наблюдать, что происходит с киноотраслью в родном городе. Поэтому я использую любую возможность внести свой вклад в ее развитие здесь. Сейчас стартует лаборатория короткого метра Kinolaboratoria в Новой Голландии, затем наша лаборатория. Надеюсь, что мы создадим некий центр притяжения, и творческий вихрь закрутится, отрасль оживится.

— Вы отбираете всего десять проектов. Почему? 

— Лаборатория будет небольшая, мы действительно планируем отработать всего десять проектов. Мы хотим поделиться с ребятами нашими знаниями, уделить им должное внимание, чтобы обучение проходило максимально качественно и продуктивно. Надеемся, что наши участники, поработав друг с другом и с нашими менторами, получат полезные навыки и заведут интересные знакомства, что это пойдет им на пользу и в плане установления рабочих контактов.

— Как продюсер, какие цели Вы поставили перед собой в рамках работы лаборатории «Ленфильм-дебют»? Есть ли вероятность того, что начнёте работать с кем-то из подопечных?

— Не кокетства ради, но отмечу, что у меня много проектов, мне есть чем заняться. Конечно, если какая-то история меня сразит, я ей займусь. Но вообще же я хочу внести свой вклад в оживление индустрии Петербурга, чтобы всё, что делается сегодня в российском кино, было не только в Москве или для Москвы. И я всегда стараюсь участвовать в разных образовательных проектах, делиться опытом. Что касается целей, думаю, что если половина проектов, разработанных в рамках лаборатории, будет реализована, снята, выйдет на экраны, это будет замечательный результат.

— Вы говорите о нехватке мест, где начинающие кинематографисты получили бы прикладные знания. Сформулируйте, пожалуйста, проблему российского кинообразования.

 — Мне сложно говорить об этом, я не нахожусь в системе образования и могу не знать деталей. Но по опыту вижу, повторюсь, отсутствие интегрированности в кинопроизводственный процесс. Если говорить об авторах сценариев, то зачастую многие из них, например, не готовы переписывать свои работы. Трудно сказать, в чём причина, связано ли это как-то с полученным образованием или у ребят какие-то внутренние установки. Иными словами, я исхожу исключительно из тех проблем, с которыми бесконечно сталкиваюсь в рамках своей деятельности: было бы здорово, если у студентов и выпускников будет больше практических навыков. Этим мы и будем, помимо непосредственно развития сценариев, заниматься.

— Говоря о внутренних установках, хотелось бы уточнить Ваше мнение по поводу обилия контента, который порой «выстреливает» совершенно неведомым образом. Бывает, смотришь на проект, в который вложены немалые деньги, которым занимались профессионалы, а качество оставляет желать лучшего. И это дезориентирует молодых авторов – зачем оттачивать своё мастерство, тратить на это силы и время, когда надо просто снимать и выкладывать? Как сохранять должное отношение к киноискусству в таком случае?

— Конечно, сегодня мы живём в век скоростей, и цифровизация открыла перед нами дополнительные возможности. Действительно, спрос на контент высок, и это иногда не лучшим образом сказывается на его качестве. Создателям историй порой не хватает времени, чтобы остановиться, переосмыслить и взвешенно подойти к тому, как и что рассказать. Большинство моих знакомых из отрасли в последние несколько лет работают не покладая рук – всем срочно нужен контент! 

С другой стороны, я не стою «на потоке», а занимаюсь авторскими историями. У меня нет задачи выпускать по два сериала в месяц, я как раз занимаюсь тем, что ищу таланты, у которых свой, оригинальный взгляд на жизнь и свое высказывание. И сказать, что думающих, глубоких людей стало меньше, нельзя. Каждое поколение отличается от другого – на уровне рефлексий, осмысления происходящего. Сказать, что люди изменились качественно, было бы несправедливо. 

— Вы были в составе жюри конкурса короткого метра на «Кинотавре» в этом году. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от работ.

— Общее впечатление – в этом году была насыщенная конкурсная программа, много действительно интересных картин. Я отметила, что существенно вырос производственный уровень, качество продакшн вэлью было более чем приличным – практически все работы были, по сути, зрелыми и серьезными, с производственной точки зрения, проектами. Другое дело – качество авторских высказываний. От просмотра некоторых историй возникало ощущение, что автор не столько хотел донести что-то до зрителя, сколько заявить о себе, мол, смотрите, как я умею, возьмите меня на работу на онлайн-платформу. Хотя были и яркие работы. Именно их мы и постарались отметить, хотя количество проектов, которые обсуждались всерьез членами жюри, было, конечно же, более трех. Но, увы, мы были ограничены одним призом и двумя дипломами. 

— А какие актуальные темы были затронуты? Пандемия?

— Вот как раз про пандемию не припомню, чтобы что-то было. Устали от нее уже, видимо. В этом году были три картины про протестное движение – такого в прошлом году не было.

— Затрагивая тему социальных проблем. Почему Вы занялись проектом «Ничья» Елены Ланских?

— Когда мы начали работать с автором, этой истории ещё не было. С Леной мы познакомились несколько лет назад. Она мне написала в соцсетях, прислала свои картины и сказала, что я должна быть её продюсером. Я посмотрела их и поняла, что мне было бы интересно с ней работать. Затем показала фильмы Сергею Сельянову, и он согласился со мной. Так мы начали сотрудничество. 

У Лены была работа про бездомных подростков, но я не планировала погружаться в тему «социалки». У меня был опыт работы над фильмом «Я не вернусь», и сейчас нет абсолютно никакого желания заниматься этой проблематикой. Настолько это жизненно, тяжело и безнадежно. И мы стали обсуждать другие варианты. А у меня некоторое время назад было сильное желание высказаться на тему материнства. Я родила в тридцать, и это был непростой период в моей жизни: тогда мне казалось, что я исчезла как личность, как профессионал, и превратилась в машину по обслуживанию младенца. У меня были довольно сложные чувства, причём в моем случае ребенок был очень желанен. Тогда я начала разговаривать с подругами, и оказалось, что многие из них испытывали похожие чувства. И я поняла, что в нашем обществе не принято говорить на эту тему, у нас всё связанное с материнством – это что-то такое идеалистичное, мимимишное, как про котиков. Но это абсолютная неправда, в этот период происходит серьёзная деформация личности женщины, и это может быть очень болезненно. Наверное, у кого-то бывает по-другому, и слава богу. Но я знаю наверняка, что многие женщины тяжело переживают постнатальный период и первые годы жизни малыша, это прямо психологические ломки. 

В общем, мне хотелось снять кино про это, и одна из предложенных Леной историй как раз затрагивала эту тему. Она очень качественно написала сценарий – на самом деле, это большая редкость, когда режиссёр может внятно составить драматургическое произведение. И тут наши желания совпали – Лена подняла тему недолюбленных, никому не нужных подростков, а я поддержала проблему, которая волновала меня. Так получился проект «Ничья».

— Фильм взял награду фестиваля в Сан-Себастьяне. На Западе по-прежнему любят чёрные истории о России?

— Думаю, да. Это социальная история, помноженная на женский вопрос. Тут получился комплекс острых тем – виктимизация женщины налицо: героиня – девочка, которую изнасиловали, она забеременела, родила, ребенок никому не нужен. Получилось такое остросоциальное российское кино с феминистским высказыванием. Но нельзя сказать, что это было конъюнктурно задуманное произведение. Это мощная история талантливого автора. Просто всё совпало.

— Какие российские истории ещё интересны на Западе? 

— Не секрет, что международные фестивали – не только про искусство, но и про актуальную повестку, сформированную в мире на данный момент. И в условиях того, что на политическом уровне мы, к сожалению, всё больше отделяемся и закрываемся от внешнего мира, любая история, отражающая актуальное состояние российского общества, будет привлекать внимание на Западе. 

— Планируете ли Вы обсуждать этот вопрос с участниками лаборатории? Проводить некую подготовку к участию в международных фестивалях? 

— Конечно. Существует большое количество копродукционных рынков, на которых авторы представляют проект именно на стадии девелопмента. Это очень важная часть процесса, и мы будем подробно об этом говорить.

— Также Вы говорили, что особенно ждёте проекты из регионов страны. Означает ли это, что у московских авторов будет меньше шансов на прохождение в финал? 

— Нет конечно. Качество проектов – прежде всего. Но мы понимаем, что у московских авторов и авторов, скажем, с Дальнего Востока, немного неравные стартовые условия, и будем принимать это во внимание в процессе оценки и отбора проектов.

— Дайте, пожалуйста, советы заявителям. Что делать, чтобы попасть на обучение в «Ленфильм-дебют»?

— Нужно точно понимать, как именно лаборатория сможет помочь Вашему проекту, какие у Вас ожидания от участия в ней. И важно прежде всего качество, стоит внимательно отнестись к составлению всех документов, входящих в заявку, чтобы мы действительно поняли, «о чем» Вы и в чем суть Вашего проекта. 

— Безусловно, рано об этом говорить, но тем не менее. Есть ли у Вас в планах сделать работу лаборатории постоянной? Возможно, с привлечением дополнительных инвестиций, возможно, частных. 

— Действительно рано. Конечно, ежегодное проведение лаборатории в перспективе могло бы стать существенным подспорьем для отрасли, но давайте двигаться поступательно. Это в конце концов и наш дебют тоже, а дебюты – как мы знаем – это всегда риск!

Напомним, что 15 декабря состоится объявление шорт-листа, а 1 февраля станут известны десять проектов-финалистов, авторы которых и примут участие в лаборатории. Сама лаборатория включит в себя три очных учебных недели в Санкт-Петербурге, индивидуальную онлайн-работу с кураторами между очными рабочими встречами и запланированный на осень 2022 года финальный питчинг перед представителями Министерства культуры РФ, фондов поддержки кино, онлайн-платформ, а также фестивальными отборщиками и ведущими российскими продюсерами. 

Подача заявок: https://lenfilm-debut.ru

Лаборатория «Ленфильм Дебют» организована при поддержке Министерства культуры РФ.

Текст – Аля Колдунова 

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять