В ЦДП обсудили вопросы интеллектуального права в киноиндустрии
Круглый стол «Киноиндустрия и интеллектуальные права: новые герои, новые перспективы» прошел 2 марта в столичном Цифровом деловом пространстве.
В мероприятии, которое прошло в рамках проекта «Интеллектуальная мастерская ART LawFT», приняли участие одни из лучших специалистов в области авторского права России.
В их числе: Алла Берлинова, NBC Universal Russia; Елена Трусова и Антон Нефедьев, Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP, Виталий Калятин, Исследовательский центр частного права им. С.С. Алексеева; Денис Шарко, генеральный директор Sync Lab, музыкальный продюсер Comedy Club Production.
Модератором дискуссии выступил Максим Кульков, «Кульков, Колотилов и партнеры».
Участники круглого стола рассказали о тонкостях защиты авторского права в киноиндустрии, разобрали случаи в российской и мировой практике, а также поделились советами для авторов аудиовизуального контента.
Алла Берлинова рассказала об особенностях продакт-плейсмента. По ее словам, необходимо грамотно интегрировать рекламу в контент. Сложнее всего это сделать в сериалах, к тому же здесь необходимо «не переборщить», превратив серию в рекламный ролик.
«Если у вас получилось слишком много рекламы, эпизод может быть признан рекламой, с точки зрения показа контента на ТВ. Всем известно, что показ рекламы ограничен, и у канала могут быть проблемы из-за вашего проекта», – пояснила юрист.
Также она призвала кинематографистов не поддаваться соблазнам выгодной сделки с компаниями, реклама чьей продукции ограничена, например, алкоголя. Как правило, чтобы продемонстрировать свой товар, производители алкогольной продукции готовы платить неплохие деньги, однако нужно помнить о том, что сцены со спиртным в кадре должны быть уместны и соответствовать сюжету. Иначе картину могут просто не выпустить.
Среди других необходимых мер Берлинова отметила очистку прав музыкальных произведений, тщательную проработку договоров со всеми актерами, включая актеров дубляжа, появляющихся в эпизодах и т.д., а также внимание к возрастному рейтингу проекта.
Елена Трусова и Антон Нефедьев выступили на тему «Острые вопросы защиты авторских прав в кино».
«В интеллектуальной собственности нет четких прав: как докажешь, так и будет», – заявила Трусова и продемонстрировала вместе с Нефедьевым случаи из мировых и российских практик: как судились производители кино, компьютерных игр и мобильных приложений, музыканты, руководители телепередач и т.д.
В формате интерактивной игры участники выступили в роли судей, где попытались определить на примерах из практики, есть ли в том или ином деле нарушение авторского права, или же доводы истца являются несостоятельными. Как, например, в случае с сюжетом фильма «Марсианин», где суд не признал авторство литературной основы произведения за российским писателем, посчитав, что указанные название, место действия произведения, статус космонавта не обладают признаками оригинальности и отличительных особенностей от других произведений.
Виталий Калятин рассказал об авторском праве и дипфейках. Появившись в 2017 году, это явление стало очень востребованным в различных сферах, включая индустрию кино. Однако дипфейки вызвали резко негативную реакцию государства – по данным спикера, во всех крупных соцсетях запретили дипфейки.
Калятин отметил, что с одной стороны, дипфейки открывают новые возможности для творческой реализации, используя в своих замыслах образы людей, которых не существует. Однако с помощью этого инструмента можно воздействовать на сознание людей, и его доступность настораживает государственные структуры, отсюда различные ограничительные меры, связанные с использованием дипфейков.
Вместе с тем правовед подчеркнул, что на данный момент в России дипфейки пока никак не регулируются, и в своих проектах их пока «можно использовать наиболее безопасно, если делать это грамотно». Указать в титрах, например.
Денис Шарко поднял проблему очистки прав на использование музыки в своих проектах. По его словам, о музыке зачастую вспоминают в последний момент. В связи с этим он дал несколько советов кинематографистам: думать о трейлере проекта заранее, проверять музыкальный репертуар на этапе сценария, скачивать референсы из понятных источников.
«Не всегда к нам попадает информация на стадии препродакшна. Не всегда с нами консультируется режиссер или креатив. Творческие люди зачастую не думают про деньги и права – они всегда хотят сделать красиво», – пояснил Шарко.
Также он не рекомендует скачивать музыку из социальных сетей, использовать ремиксы и семплы, советует быть внимательными с использованием ретро-репертуара и пока избегать использования западного репертуара.
В завершение вечера прошел показ фильма Максима Кулькова «Сказка» и фуршет.