«Гори, гори, моя звезда»: день рождения Александра Митты
Александр Митта – советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр и педагог. За годы творчества он завоевал безусловную любовь зрителей, а сегодня отмечает 89 лет!
В 1960 году Александр Митта окончил ВГИК, где учился у Михаила Ромма вместе с Василием Шукшиным и Андреем Тарковским. Творческая среда взрастила большой интерес у Александра к режиссёрскому ремеслу. Первая его дипломная работа оказалась очень успешной – её посмотрели ни много ни мало, 24 миллиона зрителей. После фильма талант Митты был признан, его стали приглашать на более крупные проекты.
Александр Митта внёс большой вклад в развитие режиссуры, а также совершил несколько актёрских «находок» и стал талантливейшим педагогом.
Зритель знает его по фильмам: «Без страха и упрека», «Звонят, откройте дверь», «Точка, точка, запятая…», «Гори, гори, моя звезда» и, конечно же, по первому в СССР фильму-катастрофе «Экипаж», который стал лидером проката в советском кинематографе и произвёл большой фурор у публики.
Мы поздравляем Александра Наумовича с днём рождения! А вам предлагаем прочесть несколько его высказываний.
- Сценарий переписывают два, три раза – это совершенно нормально, поскольку есть основа, скелет, на котором всё держится.
- С одним актёром фильм может стать философской притчей, а с другим – трагической клоунадой о главных ценностях жизни.
- Работа над сценарием – это самая квалифицированная часть литературной работы. Из тысячи людей, пишущих прозу, буквально трое-четверо могут работать как драматурги, потому что в драме очень сильно рациональное начало.
- Драма, в сущности, повод для того, чтобы артисты начали работать, чтобы зрители непрерывно наблюдали действие, чтобы это действие внятно начиналось, быстро развивалось и максимально захватило зрителя.
- Сценаристу нужно, во-первых, так увлечь режиссёра, чтобы он захотел «рассказать» придуманную им историю, а во-вторых, увлечь огромную аудиторию зрителей этой историей.
- Почитайте чеховскую прозу – она полна невероятной красоты и изящества русской речи, а потом почитайте его пьесы – «Три сестры», «Вишнёвый сад»: сухие реплики, короткие указания. Чехов понимал, что литература прозы и литература пьесы различаются, как два разных человека. Его пьесы дают простор творческому воображению и актёра, и режиссёра.
- Сегодня людей, которые хотят выразить себя в искусстве, очень много. Гораздо больше, чем может выдержать рынок.
- Телесериалы становятся важнее фильмов. Появилась эта тенденция в Америке. У них там в основном упорядоченная жизнь. Человек работает, потом приходит домой и садится перед телевизором. Ему интересно каждый день смотреть телесериал. В России жизнь иная – беспокойная, совсем неупорядоченная. Тем не менее, телесериалы прижились и у нас.
- Счастье – когда ты вечером от усталости с трудом добираешься до кровати, а проснувшись, вновь торопишься на площадку.
- Тогда было такое время: снял первую картину успешно – всё, ты уже непотопляем и можешь снимать следующую.
- Бегать и проводить много времени на ногах мне довелось немало. Вопреки стереотипам, профессия режиссёра очень подвижная.
- По-моему, современная российская комедия может стать международным брендом как гонконгские кунг-фу-фильмы.
Материал подготовил Борис Иосько – по данным открытых источников