MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Обзоры > «Как привлечь киногруппы в регионы?» обсудили их представители на CPS 2022

«Как привлечь киногруппы в регионы?» обсудили их представители на CPS 2022

В рамках 18-ой международной выставки оборудования, услуг и новых технологий для кинопроизводства и новых медиа CPS 2022 24 марта состоялась конференция на тему «Как привлечь киногруппы в регионы?».

В обсуждении участвовали региональные представители из Северного Кавказа, Калининграда, Мурманска, Владивостока и Москвы, а также оператор Иван Поморин, продюсер Александр Жигун и представитель кинокомпании «Гамма» Галина Лифанова. Модератором встречи выступил Максим Катков, продюсер, директор «Гильдии продюсеров и локейшен-менеджеров подготовки кинообъектов России», создатель ресурса Киноагенство.ру.

В начале обсуждения региональные представители из разных уголков страны рассказали о том, как обстоят дела с кинопроизводством в их областях. Спикеры поделились своим опытом, рассказали о главных достоинствах своего региона и порассуждали о проблемах кинопроизводства.

Руководитель киностудии «Чеченфильм» и Северо-Кавказского кинокластера Беслан Терекбаев перечислил главные преимущества съёмок на Северном Кавказе. Он отметил, что это не только уникальная природа, широкий спектр различных климатических зон и хорошая инфраструктура, но и высокое техническое оснащение для кинопроизводства. По словам Терекбаева, сейчас на основной базе, расположенной в Пятигорске, строится большой павильон, уже закуплена часть техники и налаживается логистика. Официальное открытие планируется в июле. Как считает спикер, ещё одно преимущество съемок в этом регионе – наличие работников второго состава, на которых могут значительно сэкономить продюсеры.

«Мы создаем материально-техническую базу на Северном Кавказе, объединили все семь регионов в единую площадку для кинопроизводства. Логистически у нас очень удобно снимать, летом можно снять зиму, потому что в горах всегда лежит снег. <…> Мы сейчас создаем единую базу локаций, актеров, киноработников. В следующем году у нас уже будет полноценный павильон на тысячу квадратных метров и водный павильон», – сообщил Терекбаев.

Также спикер рассказал об открытии первого в России восточно-ориентированного онлайн-кинотеатра «ТурТВ». В апреле будет выпущено официальное приложение, которое можно будет скачать на смартфон. С помощью стримингового сервиса создатели хотят отрыть окно в мусульманский мир Северного Кавказа.

Руководитель центра развития кино во Владивостоке Илья Чистов также поделился преимуществами съемки в регионе. Прежде всего, это богатый опыт: Центр уже сотрудничал с корейскими и китайскими кинематографистами и предоставлял локации для съемок как российских, так и зарубежных проектов. Во Владивостоке нет программы рибейтов, но недавно появилась инициатива перевести рибейт в «натуральную компенсацию».

«Это будет что-то вроде субсидии, чтобы сделать работу в регионе с точки зрения затрат максимально прозрачной. Чтобы продюсер, который рассчитывает затраты перед поездкой в регион, не считал, сколько ему, возможно, компенсируют, а точно знал, что, к примеру, перелет будет покрыт полностью, какая-то аренда оборудования также будет закрыта. Чтобы это была твердая сумма, на которую продюсер будет точно рассчитывать», – пояснил Чистов.

Ольга Каверзина, директор «Фестивальной дирекции» в городе Калининград, в том числе поделилась проблемами, с которыми сталкиваются представители отрасли. Как известно, Калининград с 2017 года начал активно выплачивать рибейты, однако зачастую кинематографисты сталкиваются с трудностями в оформлении документации.

Еще одна ключевая проблема для развития кинематографа в регионе – это недостаточное количество ренталов. Правительство города не может вмешиваться в бизнес и выделить деньги из областного бюджета для закупки техники, поэтому они готовы предоставлять субсидию или давать бесплатные помещения для потенциальных предпринимателей. Но, несмотря на трудности, по словам спикера, в Калининграде отлично отлажена система снабжения и обеспечения кинопроизводства всем необходимым.

«Сам регион является частью всемирной киноиндустрии, существует много маленьких юридических лиц, которые готовят еду, выступают реквизиторами, водителями. Все умеют, готовят документы. В этом смысле в Калининграде уже очень большая часть зрителей активно учувствует в производственном процессе. Есть у нас кафедральный собор, который в прошлом году выиграл грант и сделал проект кинопавильонов. Как только они запустят это строительство, и у нас появятся кинопавильоны, мы сделаем дополнительный повышающий фактор, который позволит получить рибейт до 40%», – отметила Каверзина.

В Мурманской области из-за географической отдаленности и сложных климатических условий, как рассказала Светлана Осминина из Nordfilm, настоящая беда с транспортом и техническим оснащением. Иногда декорации и реквизит, который привозила одна съемочная группа, потом используется другими кинематографистами. Однако и в этом регионе есть свои плюсы: надежная кадровая база, обученная в прошлом году при поддержке кинокомпании «Гамма», обширная карта локаций, расположенная в разных климатических поясах, и система рибейтов.

«Как региональный центр кинопроизводства, мы ни в коей мере не замещаем собой ваших продюсеров, локейшн-менеджеров, мы просто им помогаем – советами, направлениями, связями. То есть мы знаем регион, умеем работать, всегда поможем. В прошлом году у нас было снято 17 киноработ (среди них “Баренцево море”, “Полярный”, “Три минуты молчания”, “Везет”). Мы понимаем, что потенциал нашего региона еще не раскрыт, и приглашаем съемочные группы, чтобы его показать», – резюмировала участница дискуссии.

Еще один региональный представитель также рассказала о кинопроцессе в Челябинске. Оксана Карымова, генеральный директор студии «Челфильм», поделилась, что в регионе все еще нет рибейтов и кинокомиссии, а оборудование, как правило, продюсеры привозят с собой. Пока что регион может привлечь внимание только красивыми аутентичными локациями и помощью с массовкой и размещением.  

Региональную часть обсуждения на конференции завершила Анастасия Зуенко, руководитель Московской кинокомиссии. Поскольку Москва – это отдельно стоящий регион, где сочетаются федеральная и региональная власти, процесс согласования съемок является одним из самых сложных и долгих на этапе предпродакшена. И, по словам спикера, этот процесс порой затягивается еще больше из-за не всегда профессиональной работы локейшен-менджеров, переговоров с жителями города, которые иногда отказываются проводить съемки в своих районах, а также из-за того, что киносъемочный процесс на законодательном уровне приравнивается к массовому мероприятию.

«В Москве есть огромный минус: согласно постановлению правительства Москвы, обращение в кинокомиссию носит только рекомендательный характер. К нам могут обращаться по желанию, но на сегодняшний день уже намного больше кинопроизводящих организаций понимают, что без наших документов на улице им будет сложно. <…> У нас киносъемочный процесс приравнивают в массовому мероприятию, и ни одного аргумента в противовес этому у нас нет, потому что ни в одном законодательном акте не прописано, что такое киносъемочный процесс. Это должно быть приравнено к работе, как асфальт укладывают на территории города или трубы ремонтируют, потому что это рабочий процесс, это не массовое мероприятие, не концерт», – подчеркнула Зуенко.

Также участники мероприятия высказались на тему того, что бы они хотели видеть в городе, чтобы поехать туда снимать. Продюсер Александр Жигун перечислил несколько основных критериев: наличие кинокомиссии и рибейтов, соответствие цены качеству, предоставление скидок и страховки, а также сильная кадровая база. 

«У регионов должны быть договоренности со страхующей компанией, как только я буду приезжать в регионы, и мне будут говорить – мы вам можем посоветовать компанию по скидке застраховать все это, то я буду очень рад. Еще, конечно, хорошо, если регион подумает о сотрудниках, потому что, привозя каждого сотрудника, я трачу на проживание и на перелет очень большие суммы. Если вдруг я приезжаю в регион, а мне предоставляют кого-то из сотрудников, то это потрясающая история», – пояснил Жигун.

Галина Лифанова, представитель кинокомпании «Гамма», заявила о необходимости наличия в регионе жилого фонда для приезжих кинематографистов и «киношного транспорта», сформированных компаний, готовых поставлять питание и, конечно же, сотрудников, которые смогут помогать на съемках. При этом она выразила солидарность с коллегой.

«Очень важно воспитывать специалистов именно для киноиндустрии, потому что туризм – это немножко другое. Надо их обучать и объяснять, что это такое, они должны представлять, что такое 12-часовая смена. Важно в регионе иметь людей, которые хорошо знакомы с местностью. Это не экскурсоводы, которые умеют водить по музеям и достопримечательностям – нужно, чтобы мы не везли своих локейшнов в регион, чтобы они с нуля там начинали все изучать», – заключила эксперт.

Оператор Иван Поморин в завершение конференции дал несколько практических советов как для кинематографистов, приезжающих в регионы, так и для принимающей стороны. По его мнению, важно понимать, что в каждом городе у людей свой менталитет и темп жизни: где-то все решается по звонку, а где-то царит бюрократия. Поэтому нужно привозить опытного директора, который будет коммуницировать с людьми на местах. Региональные студии, в свою очередь, должны показать, в чем главная выгода приезжать в ту или иную область, должны обучать персонал и обратить внимание на выпускников творческих специальностей. Кроме того, по словам эксперта, для региона важно всегда получать обратную связь и учиться на своих ошибках.

18-я международная выставка оборудования, услуг и новых технологий для кинопроизводства и новых медиа CPS 2022 прошла 23-25 марта на территории киностудии «Амедиа».

 

Текст – Елизавета Хисамиева

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять