MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Режиссёр Иван Петухов: Нужно просто свой первый фильм снимать как последний

Режиссёр Иван Петухов: Нужно просто свой первый фильм снимать как последний

фото: Владимир Морозов

Совсем недавно завершились съёмки дебютной полнометражной картины «Сестры» Ивана Петухова, известного российскому и зарубежному зрителю по короткометражке «Подарок» с голливудской актрисой Умой Турман в главной роли. Фильм «Сестры» расскажет о молодой домохозяйке, которая в отчаянной попытке спасти себя и своего сына от нарастающей агрессии мужа призывает на помощь мистические силы.

Редакция Moviestart поговорила с Иваном о съёмочном процессе, уникальном жанре будущей картины, а также об ошибках, которые совершают дебютанты.

— Иван, когда у Вас возникла идея проекта? Сколько времени прошло от идеи до реализации?

— Если навскидку, года два с половиной назад, когда концентрация новостей о домашнем насилии стала совсем уж невыносимой для того, чтобы оставаться просто наблюдателем. Стало понятно, что нужно что-то с этим делать, а раз уж назвался сценаристом и режиссёром, нужно было писать и снимать.

После было долгое и жуткое погружение в тему, потому что писать и снимать об этом, кроме прочего, ещё и огромная ответственность. Потом – и вплоть до последнего момента – поиск языка, которым можно на эту тему со зрителем разговаривать так, чтобы он не только узнал (все знают) и услышал (все слышали), но прочувствовал историю героини как свою собственную.

Вы – автор нескольких короткометражек в жанре драмы и мелодрамы. Почему для дебюта был выбран жанр пост-хоррор или elevated horror? Какими проектами Вы вдохновлялись?

— Причин несколько. Первая продиктована самим материалом: изучая истории жертв насилия, понимаешь, что это не драма и уж тем более не мелодрама. Это – хоррор, только в реальности, где кнопку «стоп» не нажмёшь и из кинотеатра не выйдешь. Отсюда и язык, которым мы рассказываем нашу историю.

Вторая: я сам давний и благодарный хоррор-зритель, и мне радостно, что в мире (не в России) жанр окончательно выбрался из подросткового гетто и прописался в умах и сердцах другой публики, а знаковые авторы (Кауфман, Аронофски, Глейзер, Гуаданьино и пр.) обращаются в своих историях к жанру или подхватывают его тропы.

Третья: хоррор развязывает руки. То, что для драмы «уже слишком», для хоррора «ещё мягко». Так что выбранный жанр – способ говорить на самые сложные, актуальные, поляризующие темы, не сдерживая себя. К тому же большая часть прорывного и свежего в современном кино сейчас именно там. Значит, и нам туда.

Четвёртый пункт касается постхоррора. Или «возвышенного» хоррора. Или «арт-». Или «авторского». Термин плавает, как и его трактовка, и можно целую лекцию прочитать об Астере и Эггерсе, изображении и стиле, ритме и темпе слоубёрнера, замены скримеров медленным погружением в омут ужаса. Но главное, как мне видится, в том, что новый хоррор, в отличие от традиционного, больше сосредоточен на том, что действительно страшно, – на человеке и безднах его души. В ту же бездну смотрим и мы. А она смотрит на нас.

В фильме смешаны несколько форматов (скринлайф, анимация), почему Вы не остановились на классическом изложении, а выбрали такой «эксперимент»?

— Мы не то что бы опрокинули ящик с инструментами и решили использовать все. Скорее, в каждом конкретном фрагменте пытались найти самый сильный и точный инструмент, чтобы добиться нужного состояния и при этом сохранить общий стиль. Если это можно считать экспериментом, пусть так.

Если конкретнее, анимация не то что бы редкость даже для жанра (см. «Коко-ди Коко-да» или «Бабадук»). Скринлайф в мейнстримном воплощении вообще начался с хоррора (см. «Убрать из друзей») и обусловлен изолированностью героини: экраны – её связь с внешним миром. Этим инструментарий «Сестёр» не ограничен, в нём есть и элементы театра, и документальные, и нарочито художественные.

фото: Владимир Морозов

Сразу ли Вы нашли своих героев среди актёров, или был долгий кастинг?

— Бескомпромиссный – да. Долгий – смотря как считать. Так, с Ирой (Старшенбаум) мы начали обсуждать фильм ещё на ранних драфтах, и с тех пор я ни разу не усомнился в своём выборе. А то, что сложилось благодаря ей – из болезненного, сложного, изматывающего материала – и раскрылось в ней и в кадре – редкость для нашего кино, да и для кино вообще.

Каждый из тех, кто появился позже, добавил к фильму что-то важное, и я не знаю критерия выбора лучше. Общение с Никитой (Ефремовым) дало фильму несколько новых сцен, как оказалось, необходимых. С Никитой (Волковым) – живого неоднозначного персонажа. С Надеждой Маркиной мы прошли и разобрали, кажется, каждое слово в сценарии, как и с Аней Чиповской.

Для Ани, мне видится, это вообще особенная роль, для которой нужна была особая смелость – благо, у неё она есть. Наблюдать за ростом Полины (Гухман) вообще одно удовольствие, и здорово, что мы нашли Влада (Сметанина), который прекрасно ей подыграл.

Отдельный пункт – детский кастинг. Он шёл дольше всего, и ошибиться с выбором здесь было всего опаснее, но в итоге нам очень повезло с Ярославом, который, несмотря на шестилетний возраст, отработал свою немалую роль совершенно по-взрослому.  

Важно понимать, что «Сёстры» не просто важное или в современном смысле жанровое, но ещё и глубоко актёрское кино, и каждый герой здесь – на вес золота. Ну вот, кажется, золото мы и добыли.

Расскажите о своей команде. Долго ли всех собирали? 

— Тоже очень по-разному. Так, с Максимом Смирновым, выдающимся, без преувеличения, оператором-постановщиком и большим художником, мы уже работали раньше, и я рад, что благодатный материал нашей истории дал ему возможность раскрыть свой талант. Остальную команду помогли собрать продюсеры из Event Horizon (aka Magic Production), которые реализовывали проект совместно с «Базелевсом». В итоге каждый был им под стать: уже опытный, но ещё «голодный». А сам я окончательно понял, что нет лучше зрелища, чем наблюдать, как люди хорошо делают свою работу. Пользуясь случаем, передаю каждому спасибо, без вас ничего бы не вышло.

Как дебютанту собрать команду, на что ориентироваться?

— Над этим «дебютантом» в этом году мы уже успели посмеяться и с Ирой, с которой в 2018-м делали к/м фильм «Нет», и с Аней, с которой в 2020-м снимали мини-сериал «Взаперти». Поэтому всё, что я могу посоветовать дебютанту, это как можно скорее перестать быть дебютантом. А дальше – делать то, что делают все уважающие себя авторы, от начинающих до сложившихся: найти идею, которой горишь сам; зажечь этой идеей других; начать работать и не дать идее погаснуть, пока не закончишь.

За сколько смен вы сняли фильм? Где происходили съемки? 

— Благодаря тому, что многое было продумано заранее (визуальные решения, схемы, сцены, образы), фильм мы сняли за без малого двадцать смен, из которых четверть пришлась на локации в Москве и Подмосковье, а остальное – на павильон, в котором была выстроена полноценная квартира.

— Случилось ли что-то мистическое, «ужасное» во время съёмок?

— Первые смены «Сестёр» пришлись на двадцатые числа февраля, и ужасное, да, случилось, но за пределами нашей площадки. А мы, как могли, старались не пронести его внутрь.

— Чем принципиально для Вас отличается создание короткометражки и полного метра? 

— Принципиально – ничем. Только с командой за время съёмок сродняешься так, будто все они твои родственники, и термос для кофе, с которым приходишь каждый день на площадку, становится больше и больше.

Какие выводы, мысли после съемочного процесса дебюта? Чем бы Вы поделились с дебютантами, на что обратить внимание, каких ошибок избежать?

— Выводы делать, пожалуй, рано. Пока благодаря вере в проект и усилиям многих у нас в руках редкий, особенный материал, который ещё предстоит огранить и превратить в такой же редкий и особенный фильм. Работы много.

Посоветовать могу разве что меньше идти на компромиссы и не обманывать себя. Каждый раз, когда ты говоришь «нормально», «и так сойдёт», «я устал», «в следующий раз сделаем, как надо», ты обворовываешь себя, свою команду и свой фильм. Не надо так. А как надо? Пожалуй – это касается и выбора темы, сценария, кастинга, изобразительной и художественной части, костюмов, грима и каждой детали – нужно просто свой первый фильм снимать как последний. Всё!

 

Беседовала Юлия Свинцова

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять