Режиссёр Иван Петухов: Нужно просто свой первый фильм снимать как последний

фото: Владимир Морозов
Совсем недавно завершились съёмки дебютной полнометражной картины «Сестры» Ивана Петухова, известного российскому и зарубежному зрителю по короткометражке «Подарок» с голливудской актрисой Умой Турман в главной роли. Фильм «Сестры» расскажет о молодой домохозяйке, которая в отчаянной попытке спасти себя и своего сына от нарастающей агрессии мужа призывает на помощь мистические силы.
Редакция Moviestart поговорила с Иваном о съёмочном процессе, уникальном жанре будущей картины, а также об ошибках, которые совершают дебютанты.
— Иван, когда у Вас возникла идея проекта? Сколько времени прошло от идеи до реализации?
— Если навскидку, года два с половиной назад, когда концентрация новостей о домашнем насилии стала совсем уж невыносимой для того, чтобы оставаться просто наблюдателем. Стало понятно, что нужно что-то с этим делать, а раз уж назвался сценаристом и режиссёром, нужно было писать и снимать.
После было долгое и жуткое погружение в тему, потому что писать и снимать об этом, кроме прочего, ещё и огромная ответственность. Потом – и вплоть до последнего момента – поиск языка, которым можно на эту тему со зрителем разговаривать так, чтобы он не только узнал (все знают) и услышал (все слышали), но прочувствовал историю героини как свою собственную.
— Вы – автор нескольких короткометражек в жанре драмы и мелодрамы. Почему для дебюта был выбран жанр пост-хоррор или elevated horror? Какими проектами Вы вдохновлялись?
— Причин несколько. Первая продиктована самим материалом: изучая истории жертв насилия, понимаешь, что это не драма и уж тем более не мелодрама. Это – хоррор, только в реальности, где кнопку «стоп» не нажмёшь и из кинотеатра не выйдешь. Отсюда и язык, которым мы рассказываем нашу историю.
Вторая: я сам давний и благодарный хоррор-зритель, и мне радостно, что в мире (не в России) жанр окончательно выбрался из подросткового гетто и прописался в умах и сердцах другой публики, а знаковые авторы (Кауфман, Аронофски, Глейзер, Гуаданьино и пр.) обращаются в своих историях к жанру или подхватывают его тропы.
Третья: хоррор развязывает руки. То, что для драмы «уже слишком», для хоррора «ещё мягко». Так что выбранный жанр – способ говорить на самые сложные, актуальные, поляризующие темы, не сдерживая себя. К тому же большая часть прорывного и свежего в современном кино сейчас именно там. Значит, и нам туда.
Четвёртый пункт касается постхоррора. Или «возвышенного» хоррора. Или «арт-». Или «авторского». Термин плавает, как и его трактовка, и можно целую лекцию прочитать об Астере и Эггерсе, изображении и стиле, ритме и темпе слоубёрнера, замены скримеров медленным погружением в омут ужаса. Но главное, как мне видится, в том, что новый хоррор, в отличие от традиционного, больше сосредоточен на том, что действительно страшно, – на человеке и безднах его души. В ту же бездну смотрим и мы. А она смотрит на нас.
— В фильме смешаны несколько форматов (скринлайф, анимация), почему Вы не остановились на классическом изложении, а выбрали такой «эксперимент»?
— Мы не то что бы опрокинули ящик с инструментами и решили использовать все. Скорее, в каждом конкретном фрагменте пытались найти самый сильный и точный инструмент, чтобы добиться нужного состояния и при этом сохранить общий стиль. Если это можно считать экспериментом, пусть так.
Если конкретнее, анимация не то что бы редкость даже для жанра (см. «Коко-ди Коко-да» или «Бабадук»). Скринлайф в мейнстримном воплощении вообще начался с хоррора (см. «Убрать из друзей») и обусловлен изолированностью героини: экраны – её связь с внешним миром. Этим инструментарий «Сестёр» не ограничен, в нём есть и элементы театра, и документальные, и нарочито художественные.

— Сразу ли Вы нашли своих героев среди актёров, или был долгий кастинг?
— Бескомпромиссный – да. Долгий – смотря как считать. Так, с Ирой (Старшенбаум) мы начали обсуждать фильм ещё на ранних драфтах, и с тех пор я ни разу не усомнился в своём выборе. А то, что сложилось благодаря ей – из болезненного, сложного, изматывающего материала – и раскрылось в ней и в кадре – редкость для нашего кино, да и для кино вообще.
Каждый из тех, кто появился позже, добавил к фильму что-то важное, и я не знаю критерия выбора лучше. Общение с Никитой (Ефремовым) дало фильму несколько новых сцен, как оказалось, необходимых. С Никитой (Волковым) – живого неоднозначного персонажа. С Надеждой Маркиной мы прошли и разобрали, кажется, каждое слово в сценарии, как и с Аней Чиповской.
Для Ани, мне видится, это вообще особенная роль, для которой нужна была особая смелость – благо, у неё она есть. Наблюдать за ростом Полины (Гухман) вообще одно удовольствие, и здорово, что мы нашли Влада (Сметанина), который прекрасно ей подыграл.
Отдельный пункт – детский кастинг. Он шёл дольше всего, и ошибиться с выбором здесь было всего опаснее, но в итоге нам очень повезло с Ярославом, который, несмотря на шестилетний возраст, отработал свою немалую роль совершенно по-взрослому.
Важно понимать, что «Сёстры» не просто важное или в современном смысле жанровое, но ещё и глубоко актёрское кино, и каждый герой здесь – на вес золота. Ну вот, кажется, золото мы и добыли.
— Расскажите о своей команде. Долго ли всех собирали?
— Тоже очень по-разному. Так, с Максимом Смирновым, выдающимся, без преувеличения, оператором-постановщиком и большим художником, мы уже работали раньше, и я рад, что благодатный материал нашей истории дал ему возможность раскрыть свой талант. Остальную команду помогли собрать продюсеры из Event Horizon (aka Magic Production), которые реализовывали проект совместно с «Базелевсом». В итоге каждый был им под стать: уже опытный, но ещё «голодный». А сам я окончательно понял, что нет лучше зрелища, чем наблюдать, как люди хорошо делают свою работу. Пользуясь случаем, передаю каждому спасибо, без вас ничего бы не вышло.
— Как дебютанту собрать команду, на что ориентироваться?
— Над этим «дебютантом» в этом году мы уже успели посмеяться и с Ирой, с которой в 2018-м делали к/м фильм «Нет», и с Аней, с которой в 2020-м снимали мини-сериал «Взаперти». Поэтому всё, что я могу посоветовать дебютанту, это как можно скорее перестать быть дебютантом. А дальше – делать то, что делают все уважающие себя авторы, от начинающих до сложившихся: найти идею, которой горишь сам; зажечь этой идеей других; начать работать и не дать идее погаснуть, пока не закончишь.
— За сколько смен вы сняли фильм? Где происходили съемки?
— Благодаря тому, что многое было продумано заранее (визуальные решения, схемы, сцены, образы), фильм мы сняли за без малого двадцать смен, из которых четверть пришлась на локации в Москве и Подмосковье, а остальное – на павильон, в котором была выстроена полноценная квартира.
— Случилось ли что-то мистическое, «ужасное» во время съёмок?
— Первые смены «Сестёр» пришлись на двадцатые числа февраля, и ужасное, да, случилось, но за пределами нашей площадки. А мы, как могли, старались не пронести его внутрь.
— Чем принципиально для Вас отличается создание короткометражки и полного метра?
— Принципиально – ничем. Только с командой за время съёмок сродняешься так, будто все они твои родственники, и термос для кофе, с которым приходишь каждый день на площадку, становится больше и больше.
— Какие выводы, мысли после съемочного процесса дебюта? Чем бы Вы поделились с дебютантами, на что обратить внимание, каких ошибок избежать?
— Выводы делать, пожалуй, рано. Пока благодаря вере в проект и усилиям многих у нас в руках редкий, особенный материал, который ещё предстоит огранить и превратить в такой же редкий и особенный фильм. Работы много.
Посоветовать могу разве что меньше идти на компромиссы и не обманывать себя. Каждый раз, когда ты говоришь «нормально», «и так сойдёт», «я устал», «в следующий раз сделаем, как надо», ты обворовываешь себя, свою команду и свой фильм. Не надо так. А как надо? Пожалуй – это касается и выбора темы, сценария, кастинга, изобразительной и художественной части, костюмов, грима и каждой детали – нужно просто свой первый фильм снимать как последний. Всё!
Беседовала Юлия Свинцова