Советский солдат, Микки Маус и Марлен Дитрих – герои войны в кино разных стран
Майские каникулы в нашей стране связаны не только с долгожданным потеплением, но и памятью о победе над фашизмом. В России сформировалась традиция – 9 мая на всех телеканалах весь день идёт военное кино.
Фильмы о Второй Мировой войне начали снимать практически с самого её начала. Однако у каждой страны свой взгляд на события тех лет. Рассмотрим, что означает Вторая Мировая война для кинематографистов Европы, Америки, России и Китая.
Россия
О кино о Великой Отечественной войне, снятом советскими и российскими режиссёрами, написано множество статей и книг. Общеизвестно, что кинопроизводство в СССР продолжалось и в военные годы.
Две крупнейшие киностудии страны – «Мосфильм» и «Ленфильм» – были эвакуированы в Казахстан ещё в 1941 году, и на базе алма-атинской студии была организована Центральная объединённая киностудия художественных фильмов. Именно в Казахстане было снято 80% всех картин, выпущенных в военные годы. В Таджикистане начала работать студия «Союздетфильм».
По данным портала «Культура.рф», всего в годы войны было снято более 100 художественных фильмов. Это и военные драмы («Секретарь райкома» Ивана Пырьева, «Зоя» Лео Арнштама, «Человек № 217» Михаила Ромма, «Жди меня» Александра Столпера и Бориса Иванова и мн. др.), и сказки («Принц и нищий» Эраста Гарина и Хеси Локшиной, «Золушка» Надежды Кошеверовой), и исторические эпопеи («Иван Грозный» Сергея Эзенштейна), и лирические комедии («Воздушный извозчик» Герберта Раппапорта, «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева).
Позднее появились «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Отец солдата» Резо Чхеидзе, «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого, «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука и многие другие – культовые кинопроизведения, на которых воспитано не одно поколение России и стран ближнего зарубежья.
Отметим, что советские зрители смотрели не только фильмы отечественного производства, но и т.н. трофейное кино. Политолог Марк Лоло в своей статье «Трофейное кино в послевоенном мире» отмечает, что в 1948 году Политбюро ЦК ВКП(б) издало постановление «О выпуске на экран заграничных кинофильмов из трофейного фонда», в котором Министерству кинематографии СССР разрешало выпустить «50 заграничных кинофильмов из трофейного фонда».
При этом в документе отмечалось о необходимости обязать Министерство кинематографии и в частности министра кинематографии Ивана Григорьевича Большакова «обеспечить в течение 1948-1949 гг. чистый доход государству от проката 50 заграничных кинофильмов на широком и закрытом экране в сумме не менее 750 миллионов рублей, в том числе 250 миллионов рублей по профсоюзной киносети».
Расцвет отечественного кинематографа в 1960-1970 гг., его упадок в 1990 гг. и возрождение, которое мы наблюдаем в настоящее время, – в разные периоды времени тема войны продолжала находить своё отражение в творчестве российских мастеров. «Ночь длиною в жизнь» Николая Хомерики, «Белый тигр» Карена Шахназарова, «Тихая застава» Сергея Маховикова, «Брестская крепость» Александра Котта, «Сталинград» Фёдора Бондарчука – эти и многие другие киноленты сохраняют память о трагедии человечества и запредельном героизме советского народа в борьбе с фашизмом. В этом месяце впервые в истории отечественного кинематографа короткометражный фильм попал в кинопрокат. И это тоже фильм о войне – «Сашка. Дневник солдата» актёра Кирилла Зайцева с 5 мая идёт в кинотеатрах страны.
Героизм советского солдата, партизана или мирного жителя является, по мнению кандидата педагогических наук Игоря Мищенко, отличительной чертой российских фильмов о войне. В своей статье «Современное кино о войне: опыт сравнительного анализа европейских и российских кинофильмов» он отмечает, что российские фильмы весьма однозначны, потому как «военный – почти мифологический герой, защитник, который исполняет долг, а не отрабатывает контракт, уровень его профессиональной подготовки не играет роли, поскольку его подготовка носит едва ли не метафизический характер, он подготовлен всей российской историей и культурой».
Европа
Иной спецификой обладают европейские военные фильмы. Для жителей Европы Вторая мировая война, как пишет Мищенко, – это «история поражения (Норвегия, Дания, Франция, Голландия, Бельгия), превозмогания (Великобритания) и вины (Германия, Италия, Австрия). Она вызывает очень сложный комплекс исторических переживаний, что прослеживается в кинематографе». В этой связи автор предполагает, что «центральной идеей европейского кинематографа становится рефлексия соучастия в преступлениях нацистов против человечности».
В фильме «В белом плену» Петера Несса рядовые немецкие военные показаны в нейтральном или даже положительном ключе, а в картине «Облава» Розлин Бош поднимается вопрос об ответственности самих французов за события Холокоста.
В числе фильмов о войне Игорь Мищенко указал «Ливан» Самуэля Маоза, «Отряд особого назначения» Стефана Рибожада, «Кориолан» Рэйфа Файнса, «Штиль» Фолькера Шлёндорфа, «Исцеление. Жизнь другой» Андреа Стака и др.
В Европе снимались и комедии: «Бабетта идёт на войну» Кристиана-Жака, «Мистер Питкин в тылу врага» Дж. Пэдди Костэйрса, «Агент поневоле» Гезы фон Радвани и пр.
Есть картины-притчи: «Сало, или 120 дней Содома» Пьера Паоло Пазолини, «Бал» Этторе Скола, «Жестяной барабан» Фолькера Шлёндорфа, «Слово» Густава Муландера т.д.
Социально-психологическая тематика и пессимизм был общеевропейским трендом в послевоенные годы. Безусловно, наиболее глубокую рефлексию пережили германские и итальянские кинематографисты. В Италии сформировалось направление неореализма в кино, авторы которого обращаются к острым социальным проблемам, а героем становится простой человек. Такое кино обладало некими лаконичностью и сдержанностью в изображении. Одними из самых известных фильмов «неореализма» являются «Рим – открытый город» Ренцо Росселини, «Солнце ещё всходит» Альдо Вергано, «Они шли за солдатами» Валерио Дзурлини и т.д.
Однако итальянский народ отличается своим жизнелюбием: вскоре на смену пришли картины, сохраняющие эффект достоверности, но с вкраплениями любовных линий, как в фильме «Бедные, но прекрасные» Дино Ризи.
В Германии размышления о войне, отражённые на киноплёнке, нередко сводились к ключевому тезису о том, что война –это безусловное зло, трагедия человечества, и каждый должен вынести из этого страшного опыта урок.
У немцев есть «свой» «Сталинград». Картину в начале 1990 гг. снял Йозеф Вильсмайер. С одной стороны, в фильме показаны ужасы войны, однако солдаты Вермахта здесь не зверствующие убийцы, а бойцы, исполняющие приказы, люди, оказавшиеся в таких условиях, в которых даже стойкий немецкий характер может дать слабину.
Фильм «Мост» Вольфганга Панцера повествует о подростках из молодёжной организации нацистской партии Гитлерюгенд. В картине герои представлены не кровожадными преступниками, а юными пассионариями, которые понятия не имеют, что такое война. Их максимализм заставляет с замиранием ожидать роковую развязку.
Одна из самых резонансных кинолент, посвященных теме Второй Мировой войны, является трилогия «Наши матери, наши отцы» Филиппа Кадельбаха. В России и Европе фильм вызвал неоднозначную реакцию: по мнению зрителей, критиков и профильных ведомств ряда стран, немцы представлены слишком идеализированно, как люди с судьбами, поломанными войной. Картину журналисты саркастично назвали пятью часами самосочувствия.
Нельзя не упомянуть и пропагандистские фильмы Третьего Рейха, активно снимавшиеся с самого прихода Гитлера к власти в 1933 году. Это киноленты Лени Рифеншталь, прославляющие гитлеровский режим, «Победа на Западе» Вернера Кортвича и Свенда Нольдана, «Поход на Польшу» Ганса Бертрама, «Бомбардировщики» Карла Риттера, «5 июня» Фрица Кирхгофа и др. Все эти и многие другие фильмы повествуют о доблести немецких солдат и успехах армии Вермахта.
Однако пропагандистской машине Йозефа Геббельса успешно противостояла хрупкая, но невероятно сильная женщина – актриса Марлен Дитрих. К моменту начала Второй Мировой войны она покорила Голливуд и благополучно проживала в США. Рейхсминистр пропаганды в своём послании призывал её вернуться в родную Германию сниматься в фильмах за приличные гонорары и жизнь в роскоши, но та ответила презрительным отказом и подала документы на американское гражданство в 1937 году.
Свой гонорар в 450 тысяч долларов за фильм «Рыцарь без доспехов» кинодива перевела в помощь беженцам. В марте 1943 года Дитрих и вовсе прервала актёрскую карьеру и до самого окончания войны выступала с концертами в войсках союзников в Северной Африке, Италии и Франции, своим примером показывая миру, что не все немцы – сторонники фашизма.
США
Америка, в отличие от стран Европы, Азии и СССР, понесла наименьшие потери во Второй Мировой войне. Более того, США обогатились на ней, став фактически основным кредитором Старого Света. Вашингтон в военный период завершил политику изоляционизма (невмешательства в дела других стран), а по его окончании вышел безусловным лидером на мировую арену, удерживая эти позиции до сих пор. Американское кинопроизводство только наращивало свои мощности, и военная тематика была и остаётся для голливудских кинематографистов одной из самых популярных. В целом наиболее известные картины посвящены сверхспособностям американских героев – как реальных, так и вымышленных, – прославляя их подвиги в Европе, Азии и Северной Африке.
Вот лишь несколько примеров: «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга, «Пёрл-Харбор» Майкла Бэя, «Ярость» Дэвида Эйра, «Флагами наших отцов» Клинта Иствуда, «Несломленный» Анджелины Джоли. Даже ироничные «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино представляют американских солдат пусть простоватых, но опасных противников, а саму Америку – лакомым куском для офицеров Вермахта.
Настоящими шедеврами мирового кинематографа признаны фильмы на тему Холокоста: «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, «Воровка книг» Брайана Персиваля, «Мальчик в полосатой пижаме» Марка Хермана.
Отдельного обсуждения требует деятельность студии Уолта Диснея в годы войны. В статье «Американское документальное кино и анимация как средства решения пропагандистских задач в период II Мировой войны» старший научный сотрудник ВГИК Максим Казючиц рассказывает о том, как искусно с помощью анимационных решений документалисты создавали фильмы, которые служили топливом для пропагандистской машины США. В военный период были сняты документальные киноленты «Разделяй и властвуй», «Война приходит в Америку» Фрэнка Капра и Анатоля Литвака, «Победа с помощью воздушных сил», «Битва Британии» (студия Диснея) и т.д. Всемирно известные «мультяшные» персонажи – от Микки Мауса и Дональда Дака до Папая Моряка и Рядового СНАФУ – «оказались достаточно эффективными для реализации локальных задач пропагандистской анимации в условиях войны».
Китай
Свой взгляд на события Второй Мировой войны у китайских кинематографистов. Многие фильмы посвящены жестокости японцев и в деталях показывают учиняемые ими зверства над мирными жителями.
Аспирант Белорусского государственного университета культуры и искусства Сунь Ао в своей статье «Экранное воплощение темы Второй Мировой войны в современном китайском кино» отмечает, что освещение этого периода является «священным долгом кинематографистов Китая». По данным Сунь Ао, с момента основания КНР было снято множество фильмов, посвящённых антияпонской войне и геноциду японскими властями китайского народа. Это картины «Человек за солнцем» (или «Отряд 731») Тун Фэй Моу, «Не плачь, Нанкин» У Цзыня, «Послание» Гао Цюньшу и Чэнь Кофу, «Багряный закат» Фэн Сяонина, «Дьяволы у порога» Цзян Вэня и т.д.
По мнению Сунь Ао, для современных китайских фильмов о Второй Мировой войне характерны «высокий гуманистический и патриотический пафос повествования, интерес к маленькому человеку», а также «отображение драматических страниц истории». Невзирая на разные художественные приёмы режиссёров, китайских зрителей объединяет общая историческая память и трагедия, поэтому все фильмы о войне вызывают «схожие чувства».
С момента окончания Второй Мировой войны прошло почти 80 лет, однако эта тема остаётся одной из самых популярных и актуальных в современном кинематографе. Однако географический фактор, а главное – исторический опыт народа конкретной страны – напрямую влияет на сюжет и фактуру фильма, формирует авторское видение и определяет характер восприятия не только отдельного режиссёра, но и общества в целом. И предельно важно изучать эти работы, попытаться иначе взглянуть на, казалось бы, хорошо изученные события, а также открывать неизведанные страницы истории. Ведь, как отметил однажды Джордж Бернард Шоу, единственный урок истории заключается в том, что никто не учит уроки истории. Возможно, кино как раз и помогает решить эту проблему.
Текст – Аля Колдунова