New Distribution в мае: Одна комедия, две драмы и три биографические ленты
За прошедшие с конца февраля три месяца, ознаменовавшиеся уходом с российских экранов голливудского кино, закономерно выросло количество российских фильмов, выпускаемых на экраны порой даже компаниями, для которых кинопрокат не является основным видом деятельности. Пожалуй, первым в истории современной российской киноиндустрии опытом выпуска на большие экраны короткометражного фильма самостоятельно, а не в составе альманаха, стал релиз режиссёрского дебюта актёра Кирилла Зайцева «Сашка. Дневник солдата». Эту ленту эксклюзивно в своих кинотеатрах показала киносеть «Синема Парк», которая, прямо скажем, нечасто берётся за роспись самостоятельно.
За первые четыре дня военная драма, поднимающая тему выбора и ответственности за принятые решения, собрала в 73 кинотеатрах сети 58 708 рублей. Всего же за шестидневный праздничный уик-энд Дня Победы бокс-офис 38-минутной картины составил 112 174 рубля. За две недели проката фильм собрал 242 390 рублей: говорить о сборах на копию, прибыльности или убыточности, пожалуй, в данном случае не стоит. Безусловным успехом можно назвать уже сам факт выхода короткометражного фильма на большой экран – пусть и в довольно ограниченный прокат. Будем надеяться, что этот опыт не останется незамеченным, и его смогут расширить компании, для которых кинопрокат – основная сфера деятельности. В нынешних условиях дефицита «больших» фильмов показ короткометражного кино, особенно в многозальных кинотеатрах, при грамотной организации может оказаться весьма успешным.
В кинотеатрах 12 мая стартовала драма «Нелегал», выпущенная компанией MVK, специализирующейся на детском контенте. Фильм известного якутского режиссёра Дмитрия Давыдова («Пугало», «Ыт»), строго говоря, нельзя назвать региональным релизом, поскольку снимался он на средства столичных продюсеров из компании «12кадр». Однако мы решили включить картину в наш обзор, потому что, во-первых, она полностью снята на якутском материале, и во-вторых, поднимает крайне сложные и актуальные в современном обществе вопросы взаимоотношений мигрантов с коренным населением. В фильме, как и в предыдущих лентах Давыдова, заняты непрофессиональные актёры, что, безусловно, добавляет ему естественности, но скорее отрицательно влияет на коммерческую привлекательность. Другими словами, «Нелегал» – картина, однозначно «заточенная» под кинофестивали, и большое спасибо компании MVK за то, что они решили дать возможность ознакомиться с ней «нефестивальному» зрителю.
За дебютный уик-энд сборы «Нелегала» составили 305 819 рублей на 68 площадках. Весьма неплохо для региональной, повторимся, по тематике картины, да ещё и с непрофессиональными актёрами. По состоянию на 29 мая сборы фильма подросли до 569 254 рублей, прокат продолжается.
Следующий четверг, 19 мая, стал особенно «урожайным» на релизы, относящиеся к выбранной нами категории.
Компания «Кинотайм» выпустила в этот день документальную ленту «Андрей Сахаров. По ту сторону окна». Нетрудно догадаться, что в основу сценария легли воспоминания друзей, архивные документы и хроника, однако «главными героями» фильма стали даже не люди, а рисунки Андрея Дмитриевича, которыми пестрят его рабочие тетради и дневники.
Очевидно, что документальный проект о создателе водородной бомбы, самом известном диссиденте и правозащитнике, немного опоздал с выходом на экраны. Современному киноходящему поколению Сахаров неизвестен абсолютно, а привлечь в кино тех, кому это имя что-то говорит, практически невозможно, потому что они привыкли смотреть подобный контент дома, в уютной обстановке. Логичными выглядят и сборы проекта: за премьерный уик-энд 36 675 рублей на девяти площадках, и 95 274 рубля за первые 18 дней (прокат продолжается).
Также 19 мая в кино вышли два больших дебюта: это полнометражная драма Василисы Кузьминой «Ника», снятая ею по собственному сценарию, и комедия Юрия Ярушникова «Приплыли!».
Биографическая драма «Ника», рассказывающая историю поэтессы-вундеркинда Ники Турбиной, спродюсирована Александром Андрющенко и Михаилом Врубелем (студия «Водород»), а также Фёдором Бондарчуком (Art Pictures Studio). Надо ли уточнять, что при таких продюсерах картине была гарантирована массированная медиаподдержка: материалы о ней вышли как в большинстве профильных изданий, так и в «Коммерсанте», «РБК Стиль» и «АиФ». Прокатывает картину «Централ Партнершип», возможности и опыт которой невозможно преувеличить, и результат налицо: более четырех миллионов рублей за первый уик-энд и свыше восьми – за первые 11 дней на 559 площадках. Для биографической драмы, не слишком привлекательной для основной киноходящей аудитории, это весьма неплохой результат, о чем косвенно свидетельствует небольшое (60%) падение сборов за второй уик-энд.
Комедия «Приплыли!» мало того, что снята Юрием Ярушниковым по собственному сценарию – он написал для своего полнометражного дебюта музыку и сам его смонтировал. Картина представлена на киноэкранах ещё одной дистрибьюторской компанией, съевшей не одну собаку на выпуске российского кино и прямо заявляющей об этом в своем названии – «Наше кино». Комедии про лето и российское разгильдяйство всегда пользовались у отечественной публики стабильным спросом, и «Приплыли!» не стала исключением, хотя и не смогла приблизиться к успеху таких образцов жанра, как «Горько!». За первые четыре дня в прокате фильм заработал почти 8,5 миллиона рублей на 1236 площадках, и за 11 дней касса проекта превысила 13,7 миллиона (прокат продолжается).
Пожалуй, главным и самым интересным релизом мая из картин, подходящих для нашей рубрики New Distribution, стала историко-биографическая драма «Аманат», снятая дагестанской компанией «Даггер Филм». Лента режиссеров Антона Сиверса и Рауфа Кубаева, выпущенная на экраны 26 мая, рассказывает о жизни и любви Джамалутдина, сына имама Дагестана и Чечни Шамиля. Слово «аманат» в восточных языках означает «заложник», и в 1839 году Джамалутдин в был отдан отцом качестве залога его преданности правительству Российской империи. В России Джамалутдин получил военное образование, нашёл свою любовь и спустя годы был обменян отцом, продолжившим конфликтовать с Россией, на заложников из числа русской знати.
«Аманат» можно смело назвать первым крупным проектом кавказской компании, снятым в России и выпущенным на экраны одной из крупнейших в индустрии дистрибьюторской компанией «Каропрокат». Первый показ картины в Дагестане зрители встретили десятиминутной овацией и, хотя всероссийский релиз не принес кассовых рекордов, интерес к «Аманату» представителей кавказских народов весьма высок, благодаря чему у неё есть все шансы на долгий прокат. Пока же за первый уик-энд принес продюсерам и прокатчику 19,5 миллиона рублей на 1790 площадках, и по сборам на копию (почти 11 тысяч рублей) показал третий результат среди премьер недели. Мы будем следить за бокс-офисом «Аманата» и обязательно расскажем о его кассовых успехах спустя месяц в обзоре за июнь.
Текст – Евгений Володин