MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Лайфхаки > Михаил Врубель, «Водород»: Продюсер не царь и не бог, а стартапер!

Михаил Врубель, «Водород»: Продюсер не царь и не бог, а стартапер!

Фото предоставлено пресс-службой киношколы «Индустрия»

Продюсер, сценарист и один из основателей киношколы «Индустрия», а также сооснователь компании «Водород» Михаил Врубель 14 апреля провел онлайн-лекцию на тему «Роль продюсера в кинопроизводстве». Во время встречи он рассказал о тонкостях своей профессии, какими навыками и знаниями должен обладать хороший продюсер и дал советы тем, кто мечтает связать свою жизнь с кинематографом. Приводим основные тезисы лекции.

  • В кино выживают только фанатики.
  • Кино – это способ прожить очень много разных профессий, потому что сценарист должен разбираться в актёрской игре, актёр должен понимать, что такое монтаж, звукорежиссёр должен понимать, как устроен бюджет фильма.
  • Продюсер – автор своей судьбы. Он сам придумывает или находит те идеи, которые потом превратятся в сценарий, он собирает команду, которая готова вместе с ним двинуться в это долгое путешествие, он находит финансирование и отвечает за производственный процесс, который ему удалось организовать, и фактически сам вместе с командой отвечает за результат.
  • Продюсер – это не царь и бог, он всего лишь стартапер. Есть настолько же важные роли во время съёмочного процесса, и безусловно на разных его этапах разные люди будут являться гораздо более центральными и важными фигурами, чем продюсер.
  • Продюсерами считают много кого. Есть продюсерские профессии, связанные непосредственно с оперированием киносъёмочным процессом, у нас это называется исполнительный продюсер, в американской системе лайн-продюсер, туда же относится постпродакшн-продюсер и разные виды ведущих продюсеров. Есть те, которые отвечают за организацию подготовительной части, съёмочного процесса, за сбор технической команды. Ещё продюсерами часто называют просто инвесторов, которые вложили деньги, с чем я, конечно, горячо не согласен.
  • Для меня продюсер, в первую очередь, – кинематографист. Он должен понемногу разбираться в каждой сфере кинопроизводства и иметь содержательное представление о киноматериале. Это человек, который сам, может быть, и не пишет, но способен отличить плохой сценарий от хорошего.
  • Хороший продюсер умеет отличить хорошую актёрскую игру от плохой, может быть, он не может поставить задачу актёру и тем более сам сыграть, это не требуется, но отличить он должен уметь.
  • То же самое касается режиссуры и монтажа. Именно продюсер должен не дать режиссёру сделать фатальные ошибки на монтаже.
  • Кинопродюсер занимается в том числе собственным бизнесом. Для этого необходим определенный склад ума, особенно в нашей стране, где это не так распространено, как в странах Запада. В этом должен быть какой-то азарт, желание с кем-то чем-то мериться, должны быть нотки аферизма. Особенно на первых фильмах вам придётся варить кашу из топора, собирать то, чего нет.
  • Продюсер – это человек в наибольшей степени понимающий или предполагающий, что тот или иной сюжет, актёр, фильм целиком, тема «зайдут» в ту аудиторию, в которую он метится. И этот навык сложнее всего воспитать.
  • Когда я решил заниматься кино, я взял ТОП-100 фильмов по мировым сборам, все их посмотрел и по некоторым из них сделал огромные экселевские таблички, где размещал просто кадр из фильма и делал его описание. И там сотни тысяч таких кадров, и я таким образом постепенно погружался в ткань фильма, которая включает в себя всё: и монтаж, и игру актёра, и сценарий.
  • К обязательному прочтению я указал бы книгу «Как пишутся сценарии в Южной Калифорнии» – это главная книга кинематографистов, потому что она из всех сценарных книг, где есть баланс между простотой и доходчивостью. Есть более простые книги по типу «Спасти кошечку». Есть «История на миллион», её обязательно нужно читать, но лучше в процессе обучения, иначе слишком много вещей растворятся в теоретичности.
  • Безусловно, нужно читать большое количество художественной литературы: и русской, и мировой, и классической, и современной, потому что культурный багаж – это важнейшая часть любого кинематографиста, и продюсера в том числе. 
  • Если вы решили снимать кино в каком-то обозримом будущем, то пять фильмов в неделю вы просто обязаны смотреть, причем это не пять серий одного и того же сериала.
  • Нельзя считать себя начальником режиссёра, вы его партнёр, даже если он дебютант. Егор Баранов разработал такую теорию, что продюсер – это папа, а режиссёр – мама. И если представить даже идеальную семью, как бы отец ни любил ребёнка, он его не рожал, он его не вынашивал, ребёнок не был у него внутри. Поэтому отношения кино – режиссер гораздо ближе, чем отношения кино – продюсер. В этом смысле вам нужно найти достойного партнёра.
  • Чтобы находить финансирование для первых фильмов, я бы, конечно, в первую очередь искал партнёра/студию/продюсера и вместе с ним решал, где искать деньги. Потому что во время производства и выпуска фильма с партнёром, который заинтересован в нём так же кровно, как и ты, ты получаешь не просто деньги, а опыт, который по-другому нигде не соберёшь, даже в школе.

 

Текст – Елизавета Хисамиева

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять