Феномен и перспективы регионального кино обсудили во ВГИК
Научно-практическая конференция «Феномен российского регионального кинематографа. Вопросы кинопоказа и кинопроката в регионах РФ в современной политической ситуации» прошла 9 июня в конференц-зале ВГИК им. С.А. Герасимова. Участие в ней приняли представители научного и экспертного сообщества, а также федеральных и региональных органов власти, курирующих развитие кинематографа в России.
Модераторами выступили Нина Кочеляева, начальник отдела разработки и апробации методик кинопросвещения ВГИК, и Сергей Каптерев, ведущий научный сотрудник ВГИК.
И.о. ректора ВГИК Владимир Малышев в своём приветственном слове подчеркнул важность консолидации усилий игроков киноотрасли для её развития в регионах.
«Для развития настоящего, профессионального кино нам необходимо объединить усилия и вместе содействовать тому, чтобы на местах вырастали таланты, пополнялись ряды кинематографистов и появлялись фильмы, подчёркивающие национальный, культурный колорит тех регионов, в которых или про которые они снимаются», – отметил Владимир Сергеевич.
Он напомнил, что Россия – многонациональная страна, народы которой являются носителями разных культур, и выразил убеждение, что этот фактор является определяющим в создании аутентичного регионального кино.
Заместитель директора Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ Галина Сыцко рассказала о мерах государственной поддержки киноотрасли в регионах в рамках разрабатываемой концепции развития отечественного кинематографа до 2030 года.
Она уточнила, что из года в год ведомство увеличивает объёмы субсидий на поддержку кинематографа, развивает систему рибейтов и кинокомиссий. Последнее спикер назвала первым шагом в развитии регионального кино.
«Кинокомиссия – эта некая служба одного окна, которая оказывает помощь кинематографистам. Задачей кинокомиссии является согласование съёмок с органами государственной власти. На данный момент в России кинофикация регионов происходит неравномерно, и кинокомиссии работают по-разному. Важно понимать, что создание кинокомиссий не требует больших финансовых затрат – её основные функции коммуникационные», – отметила ГалинаМихайловнаидобавила, что в России несколько лет существует нацпроект финансирования кинофикации в малых городах.
Отдельно участники конференции обсудили вопросы подготовки кадров. Галина Сыцко отметила острую нехватку специалистов т.н. среднего состава и проблему централизации кинообразования в стране.
Владимир Малышев рассказал про образовательные программы ВГИК в субъектах РФ. Он напомнил про филиалы вуза, где конкурсный отбор гораздо ниже, чем в Москве, а также про целевые наборы и дополнительную подготовку людей с профессиональным образованием.
«С этого года мы вводим подготовку специалистов среднего звена на Высших курсах кино и телевидения ВГИК, в том числе в регионах, включая с выездом преподавателей на места», – сообщил Владимир Сергеевич.
При этом он добавил, что ВГИК также возрождает систему кикноклубов: на данный момент действует около 60 киноклубов по всей стране.
Генеральный директор киностудии «Саха фильм» Сардана Саввина рассказала историю создания и развития организации. За свою 30-летнюю деятельность студия выпустила более 100 фильмов. Помимо этого на базе «Саха фильм» реализуются образовательные и культурно-просветительские проекты – киноклубы, Дни якутского кино в регионах РФ, учреждена премия «Чыпчаал».
По данным спикера, актуальной проблемой якутского кинематографа является выход в федеральный прокат. Если с региональными кинопрокатчиками производителям фильмов удалось договориться, то всероссийский рынок пока только предстоит охватить.
«Нам бы хотелось получить помощь в дистрибуции, информационную поддержку, сформировать базу данных региональных актёров, а также реализовывать копродукционные проекты с коллегами из других регионов», – резюмировала Сардана Реворьевна.
В ходе конференции был также представлен один из первых успешных кейсов межрегионального взаимодействия. Саха, Татарстан и Башкортостан в данный момент разрабатывают каталог фильмов своих регионов. Об этом сообщила Миляуша Айтуганова, генеральный директор киностудии «Татар Фильм».
Спикер перечислила проблемы, с которыми сталкивается не только татарстанский, но и региональный кинематограф в целом. Это прокат региональных фильмов в федеральных кинотеатральных сетях, участие их в программе Пушкинской карты, отсутствие системы анализа текущего состояния регионального кинематографа.
«На данный момент у нас нет полной картины, где и как развивается кино, – регионы познают друг друга, только общаясь непосредственно между собой. Возможно, в будущем появится какой-то аналитический центр, где будут проводиться серьёзные исследования этого вопроса», – пояснила Миляуша Лябибовна.
При этом спикер отметила, что татарстанский кинематограф продолжает развиваться в прежнем ритме даже в условиях геополитического кризиса.
«У нас прокат остаётся на хорошем уровне. Мы не стремились работать с голливудскими фильмами, а прокатываем картины регионального производства, фестивальные работы», – уточнила участник дискуссии.
Также Миляуша Айтуганова рассказала о динамичной жизни киноотрасли в Татарстане (фестивали, кинотеатры под открытым небом, питчинги, образовательные программы, включая интенсивы, и т.д.) и укреплении связей с другими странами (участие в международных фестивалях, региональных кинорынках и пр.).
Директор киностудии «Башкортостан» Юнир Аминев добавил, чтоотрасль в республике так же сталкивается с проблемами, обозначенными коллегами из Татарстана и Якутии.
Однако он напомнил, что благодаря поддержке Минкульта в регионе серьезное развитие получило анимационное направление. Также спикер уточнил, что на территории Башкортостана действует более 50 кинозалов, продолжается их оснащение кинооборудованием. В ближайшее время будет действовать Фонд кино Башкортостана.
Заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК), исполнительный директор Молодёжного центра Союза кинематографистов РФ Дмитрий Якунин рассказал о деятельности ФПРК, учреждённого в феврале этого года Союзом кинематографистов РФ.
Он напомнил, что предпосылками создания Фонда является многолетняя деятельность Союза кинематографистов РФ и Молодёжного центра Союза кинематографистов РФ, направленная на поддержку дебютантов, в том числе – проживающих в регионах. Спикер уточнил, что с 2013 года проводятся питчинги дебютантов по всей стране, круглые столы, конференции, мастер-классы с участием ключевых игроков индустрии и т.д.
«Результатом нашей работы стало учреждение Фонда поддержки регионального кинематографа, призванного системно взаимодействовать с регионами. Первым проектом Фонда является всероссийский конкурс “Россия – взгляд в будущее”, победителями которого стали 60 документальных кинолент. Мы надеемся, что в следующем году получим яркие и качественные работы о жизни нашей огромной страны», – подчеркнул Дмитрий Михайлович и пригласил партнёров к участию в других проектах ФПРК, которые будут реализованы в этом году: лаборатории игровых и неигровых фильмов и сериалов, а также конкурсе роликов социальной рекламы «Хорошая история».
Министр культуры Карачаево-Черкесской республики Зураб Агирбов рассказал об успехах в развитии кино в регионе. По его данным, с недавнего времени в республике начали снимать в среднем три фильма в год. Переломным этапом в развитии кинематографа министр назвал Северо-Кавказский молодёжный кинофорум, проведённый в Черкесске Молодёжным центром Союза кинематографистов России летом прошлого года.
«Северо-Кавказский молодёжный кинофорум стал мощнейшим кинособытием для всего Кавказа. Именно благодаря этому мероприятию у нас родились отличные идеи и проекты. Благодаря кинофоруму наши ребята поверили в свои силы, пересмотрели свои возможности, возможности своего региона и загорелись новыми идеями, которые начали воплощать в жизнь», – пояснил Зураб Замирович.
Он рассказал о проекте создания кавказского кинокластера, а также старте образовательной программы, в рамках которой молодые авторы учатся подавать заявки на участие в конкурсах, питчингах и фестивалях. Также представитель ведомства напомнил, что на территории северокавказских республик есть множество локаций, подходящих для съёмок, и пригласил к сотрудничеству.
«Только в одной Карачаево-Черкессии можно снимать и снег, и пустыню, и море (на водохранилище) в один сезон. На Кавказе много интересных локаций. Мы открыты для сотрудничества и готовы помогать по мере своих сил», – подчеркнул Зураб Агирбов.
Дискуссия продолжилась обсуждением ситуации на Северном Кавказе. Директор «Нарт-Арт студии», документалист Темина Туаева рассказала об успехах северокавказского кино в советский период и призвала к консолидации национальных киностудий, действующих в регионе, на базе Северо-Кавказской студии кинохроники, которая указом президента РФ перешла в собственность Северной Осетии.
Генеральный директор «Черкессия-фильм», руководитель Представительства Союза кинематографистов РФ в Республике Адыгея Аскарбий Нагаплев рассказал о проведении конкурсов «Майкоп, я люблю тебя!», «Адыгея, я люблю тебя» и выразил намерение продолжать работу с молодёжью республики. Также Аскарбий Нохович выразил надежду на то, что сможет заручиться поддержкой ВГИК и Союза кинематографистов России в организации обучения детей и переподготовки кадров.
По особому пути развития пошёл кинематограф Забайкальского края, о котором рассказала Мария Безенкова, программный директор Международного Забайкальского кинофестиваля, доцент кафедры киноведения ВГИК. По ее словам, кинопроизводство на сегодняшний день инициируется частным инициативам и поддерживается коммерческими структурами, которых довольно много в регионе. Стимулом к развитию отрасли явился Международный Забайкальский кинофестиваль, инициированный Забайкальским землячеством. В результате десятки игровых и анимационных проектов сегодня снимаются на территории региона.
Спикер уточнила, что кинематографисты активно работают с бизнесом.
«Крупные инвесторы охотно вкладывают средства в кинопроекты, популяризирующую их отрасль или сами компании. То есть это либо заказные фильмы, либо продакт-плейсмент. Эти картины имеют достаточно неплохой региональный и межрегиональный прокат и хорошее продвижение, ведь в нем заинтересованы сами инвесторы», – пояснила Мария Викторовна.
Иная ситуация сложилась в Крыму. Заместитель директора ГБУ РК «Крымский медиацент» Елена Куценко рассказала, что полуостров в целом, как в советский, так и в современный период является одной из самых популярных локаций для кинематографистов России. Ежедневно, еженедельно на территории республики проходят съёмки различных фильмов, в том числе «больших» авторов, однако пока нет предпосылок к тому, чтобы регион развивал собственное кинопроизводство.
«Крым в нашем кинематографе состоит в роли некоего пасынка или падчерицы. В деятельности Ялтинской киностудии, которой мы владеем с декабря 2018 года, пока никто не принимает участия. Эта проблема актуальна ещё с советских времен. У нас тогда не было и сейчас нет своих режиссёров. Но сам Крым является настоящей съёмочной площадкой по открытым небом размером в 26 тысяч квадратных километров», – отметила Елена Вильеновна.
Руководитель Представительства Молодёжного центра Союза кинематографистов России Самарской области Андрей Антипенко заметил, что у всех регионов примерно одинаковые проблемы, но разные акценты.
По его мнению, на данный момент в числе приоритетных задач для отрасли Самарской области стоят укрепление связей внутри киносообщества, повышение компетенций – участие в программах по повышению квалификации, подготовка целевых наборов в учебные заведения, а также формирование портфеля кинопроектов регионального киносообщества, в зависимости от запросов регионального бизнеса и политики местной администрации.
«Киносообщество самарской кинематографической площадки, начиная с 2017 года, вырабатывает и настраивает механизм, способный объединить интересы инициативных кинематографических групп, регионального бизнеса и власти, опираясь на выгоды от создания кинопроизводственного кластера в Самарском регионе», – подчеркнул участник дискуссии.
Андрей Яковлевич также сообщил, что отдельным направлением является поддержка выпускников киновузов – уроженцев Самарской области – ведётся работа по созданию максимально удобных условий для их творческой деятельности.
Кристина Фаст, заместитель генерального директора «Енисей кино», сообщила о подписании соглашения с Ассоциацией продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) о создании кинокомиссии в декабре 2021 года.
«У нас появилась база специалистов, которые снимают уже не в формате телевидения, а также создан отдел организации киносъёмок, который позволит выплачивать рибейты кинопроизводителям», – отметила Фаст и выразила желание региона привлечь индустрию к сотрудничеству.
Примеры успешного межрегионального взаимодействия демонстрирует и Иркутск. Художественный руководитель Восточно-Сибирского фонда поддержки кинематографии «Матёра», преподаватель иркутского филиала ВГИК Юлия Бывшева рассказала о развитии Байкальского фестиваля регионального кино. Благодаря тесному взаимодействию с соседними регионами организаторам удаётся собирать интересную программу и презентовать фильмы на достойном уровне.
«На данный момент в нашем фестивале участвуют пять регионов – Иркутская область, Якутия, Красноярский край, Бурятия, Забайкальский край. В этом году мы планируем привлечь к сотрудничеству Новосибирскую область. Пока мы делаем фестиваль на региональном уровне, но многие наши участники выходят на федеральный уровень», – рассказала Юлия Сергеевна.
Режиссёр-документалист, сценарист Елена Демидова заявила о потребности молодых кинематографистов в системном образовании, особенно в удаленных регионах страны. Она рассказала об участниках своей лаборатории документалистов – высоко оценила их потенциал – и выразила надежду на то, что отрасли удастся совместными усилиями решить задачу децентрализации кинообразования в обозримом будущем.
Проблему проката документального кино отдельно подняла Мария Готлиб, программный директор Центра документального кино.
«Мы занимаемся прокатом документального кино и находимся с вами примерно в одинаковой ситуации – док примерно так же, как и региональные фильмы, как правило, неохотно берут в прокат», – отметила эксперт.
При этом она добавила, что в данный момент в стране нет ярко выраженной проблемы производства кино.
«Важно, что с производством кино у нас всё хорошо, в том числе появился Фонд поддержки регионального кинематографа (ФПРК). Я была в составе экспертной группы конкурса документального кино “Россия – взгляд в будущее”, и отмечу, что там было действительно очень много хороших заявок. Но вопрос – что потом делать со снятыми фильмами? Как их ставить в прокат? Как привлекать на них зрителя? Эта задачи, которые предстоит решить ФПРК, и я надеюсь, что у коллег это получится», – резюмировала Мария Викторовна.
Итоги дискуссии подвел Владимир Хотиненко, режиссёр, заведующий кафедрой игрового кино ВГИК.
«Мне бы хотелось, чтобы феномен регионального кино вошел в норму, потому что это оздоравливает национальный кинематограф, ведь в погоне за голливудскими фильмами мы немного потеряли собственную культуру. Нужно уделять внимание развитию регионального кино в стране, вкладывать деньги в эту сферу, а проблемы, которые в том числе здесь обсуждались, надо воспринимать как вызов. И ни в коем случае не упускать возможности!» – подчеркнул Владимир Иванович.
В заключение встречи участники выразили желание проводить подобные мероприятия на регулярной основе, а между встречами – оставаться на связи и обмениваться лучшими практиками.