MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Новости > Док про ингушские колыбельные снят при поддержке ФПРК

Док про ингушские колыбельные снят при поддержке ФПРК

фото: Таисия Спектор

С 15 по 31 августа в Республике Ингушетия при содействии Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК) проходили съёмки проекта «Даха, илли, Даха. Живи, песня, живи». Фильм повествует о старинных ингушских колыбельных и важности сохранения ингушского языка.

Сквозной темой фильма является путешествие колыбельной песни: она летит через горы и башни, летит над ребенком, качающемся в деревянной люльке, над девушкой, идущей к реке за водой, над всадником, который учит своего сына кататься на лошади. По мнению режиссера проекта Мадины Костоевой, это и есть воплощение ингушской истории, которую необходимо сохранять.

«Первые слова на родном языке, которые слышит ребенок, – это слова колыбельной. С исчезновением колыбельных исчезает и ингушский язык. Этим фильмом мы хотим внести свою лепту в сохранение ингушской культуры и языка», – пояснила режиссёр. 

По её словам, идея создания картины зародилась благодаря книге Илеза Матиева «Г1алг1ай ага иллеш» (Ингушские колыбельные песни).

Мадина Костоева знакома с писателем уже давно. Она отмечает, что он является одним из главных популяризаторов ингушского языка и радеет за его сохранение.

«Когда в 2018 году я познакомилась с книгой Илеза, то подумала, что мне хотелось бы увидеть интервью с участниками его книги на экране. Мне было мало просто читать колыбельные песни, я поняла, что хотела бы их слышать и видеть этих людей. Именно тогда и родился сценарий фильма. Когда мы начали работать с Илезом Матиевым, то осознали, что многих из этих людей уже не осталось в живых: из 35 участников книги осталось только трое. У двоих из них мы смогли взять интервью», – поделилась режиссер.

Она также рассказала о колыбельной из книги Матиева, которая произвела на нее особенно сильное впечатление.

«Ее смысл заключается в следующем: мать не рожала сына, чтобы отдавать его войне, она не рожала его, чтобы он был продажным, низким и недостойным человеком, она не рожала сына, чтобы тот стал предателем. Мать говорит сыну, что будет растить его в смелости, похвалах и верить в него. К сожалению, человека, который ее рассказывал, уже не было в живых на тот момент. Но Илез помнил мотив этой колыбельной и в фильме он ее напел. Под эту колыбельную мы сняли несколько кадров, где всадник-отец сажает своего сына на лошадь и вместе с ним скачет по горам», – продолжила рассказ режиссёр.  

Илез Матиев выступил одновременно и консультантом картины, и участником интервью. Именно он сохранил в памяти напевы каждой из колыбельных в исконном виде, посвятив их собиранию около 16 лет. 

Проект снимался в горах и на равнине Республики Ингушетия. Съемочному процессу мешала аномальная жара, которая установилась там в августе. Первая неделя была посвящена интервью с героями – хранителями колыбельных песен. Вторую неделю съемочная группа провела в горных сёлах.

По словам Мадины Костоевой, на съёмочной площадке не обошлось и без казусов.

«В одном из кадров замужняя девушка должна была идти за водой, напевая колыбельную. Мы взяли в аренду реквизит – старинный кувшин. Дело в том, что кувшины замужней и незамужней ингушской девушки различаются между собой. У девушки, которая ещё не вышла замуж, горлышко и талия кувшина более продолговатые, а у замужней – кувшин широкий и приплюснутый. Когда ассистент принесла мне кувшин, у меня появились сомнения. Я показала его нашему консультанту Илезу, спросив, что с ним не так. Оказывается, этот сосуд предназначался для того, чтобы омывать умерших. В итоге в горах нам удалось найти настоящий старинный кувшин», – рассказала она.   

В съёмках принимали участие местные жители, которые всячески содействовали проекту, постоянно предлагая свою помощь.  

Напомним, что проект «Даха, илли, даха. Живи, песня, живи» является победителем конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее», проведённого Фондом поддержки регионального кинематографа (ФПРК) весной 2022 года. Призовой фонд составил 150 миллионов рублей, 50% из которых направлено на поддержку киноальманахов хронометражем 75-90 минут, 50% – на создание отдельных короткометражных документальных фильмов продолжительностью 15-25 минут.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять