Андрей Ермак: Региональным кинематографистам важно давать практические специальности и навыки
Министр культуры и туризма Калининградской области, член Совета Фонда поддержки регионального кинематографа Андрей Ермак – о проекте киногорода, развитии профессионального образования, обмене опытом с коллегами из разных регионов и многом другом.
⁃ Андрей Викторович, расскажите, пожалуйста, про киногород. На каком этапе реализация проекта?
— Мы планомерно реализуем проект по созданию кинокластера в Калининградской области и от использования уже имеющихся ресурсов (событийных, образовательно-методических киномероприятий, фестивалей) двигаемся в сторону создания киноиндустрии в регионе. Планируемый киногород «Балтик Синема» – это комплекс инфраструктурных объектов для кинопроизводства, который будет включать в себя павильоны и апартаменты.
Катализатор этого процесса – программа рибейтов, диктующая нам необходимость наращивания не внешних, а именно собственных региональных ресурсов для съемок.
⁃ Кафедральный собор задействован в этот проект? Или работает автономно?
— Да, Кафедральный собор, как одно из ведущих учреждений культуры региона с огромным потенциалом развития, активно участвует в реализации этой инициативы. На средства учреждения подготовлен эскизный проект, сейчас разрабатывается проектно-сметная документация. Площадь базы Кафедрального собора для этих целей – 0,8 га.
⁃ Последние годы Вы проводите серьёзную работу по развитию кинообразования. Расскажите, пожалуйста, о первых успехах, планах на будущее. Всё ли из задуманного на данный момент удалось выполнить?
— Два года подряд мы реализовываем образовательные программы совместно с Санкт-Петербургским институтом кино и телевидения. В 2021 году выпустили 23 региональных кинематографиста с «двойной» специальностью: второй режиссер (по планированию)/гаффер. В 2022 году – группу локейшн-менеджеров в составе 17 человек. На следующий год на рассмотрении находится организация образовательной программы совместно с Высшей школой экономики (Институт кино), возможные специальности: кастинг-директор/ассистент по актерам, продюсер.
⁃ Какие ещё кинопрофессии необходимо возрождать?
— Региональным молодым кинематографистам важно давать более практические специальности и навыки, так как режиссуру и сценарное мастерство возможно изучать онлайн, а вот научиться правильно подбирать локации или делать верную распарковку кинокаравана можно только «на месте». Таким образом, проводя обучение на более «рабочие» профессии, мы получаем сформированное киносообщество, которое может реализовать свои идеи самостоятельно – снимать фильмы, клипы, рекламные видеоролики на уровне профессиональных киногрупп.
⁃ Вы много времени уделяете развитию внутреннего туризма. На Ваш взгляд, насколько сопряжено развитие кино- и туристической индустрий между собой? Есть ли динамика в цифрах за последний год?
— Взаимосвязь «кинофильм-турист» бесспорна. Посмотрев, например, фильм «Хочу замуж», влюбленные пары могут выбрать Калининград для уикенда, ведь в фильме город и область презентованы наиболее романтическим, открыточным образом.
Мы видим по рейтингам, что Калининградская область регулярно входит в перечень наиболее популярных внутрироссийских туристских направлений.
На протяжении последних нескольких лет туристический поток в регион ежегодно увеличивался на 7-10 % (исключением, конечно, являлся 2020 год), по итогам 2021 года число туристических поездок в Калининградскую область составило 1925 тыс. ед. Несомненно, развитие киноиндустрии вносит определенный вклад в рост турпотока и популярности Калининградской области. При этом увеличиваются и средний чек, и общие траты туристов в регионе (объем трат туристов по картам в Калининградской области за девять месяцев текущего года – 12 млрд 223,5 млн руб., что больше показателя аналогичного периода прошлого года на 48%).
⁃ Чью модель развития вы перенимаете в рамках работы с киноотраслью в регионе?
— Я бы не стал говорить об использовании моделей, поскольку опыт зарубежный нам ещё надо подробно изучать, а внутри России Калининградская область – флагман, поэтому скорее, полагаемся на свой опыт.
У региона собственный способ работы с киноотраслью, а именно: введение рибейтов с повышенным процентом для привлечения большего количества киногрупп; проведение кинофестивалей, ориентированных на различные целевые аудитории, с целью популяризации региона для разных групп зрителей и кинематографистов и т.д.
⁃ Делитесь ли вы опытом с другими странами/субъектами РФ? Расскажите, пожалуйста, о межгосударственном и межрегиональном взаимодействии Калининградской области по линии кино.
— Продолжая ответ на предыдущий вопрос, скажу, что во многом мы первые, поэтому другие регионы России часто обращаются за консультациями, начиная от нормативно-правовой базы и заканчивая практическими действиями.
Калининградская кинокомиссия консультирует различные регионы по вопросам запуска программы рибейтов: предоставляет конкурсное положение и положение о кинокомиссии, разъясняет процессы проведения конкурса на рибейт, предоставляет фактические цифры-результаты реализации программы рибейтов. Также уже несколько лет представитель от кинокомиссии выступает с презентациями о развитии кинематографии в области на различных мероприятиях, например бизнес-площадке ММКФ (г. Москва), Международной выставке оборудования, услуг и новых технологий для кинопроизводства и новых медиа CPS (г. Москва), мастер-классах и круглых столах кинофестивалей «Одна шестая» в Екатеринбурге, «Короче» в Калининграде, «Кинолес» в Санкт-Петербурге и др.
Также представитель от региона ежегодно презентует калининградскую киноотрасль на крупнейших форумах страны: Петербургском международном экономическом форуме, Российской креативной неделе, Балтийском культурном форуме и др.
⁃ Есть ли какие-то тонкости взаимодействия с зарубежными кинематографистами, которые необходимо учитывать администрации региона?
— Мы благодарны всем профессионалам высокого уровня, которые работают с нами. Находясь в начале пути, региональной киноиндустрии, разумеется, будет интересен и зарубежный опыт, в том числе, французского кинематографа, который известен своей самобытностью и легендарными именами.
Тонкости взаимодействия очевидны – бережное отношение к российским кинотрадициям и вдумчивая интеграция лучших внешних практик.
⁃ Вы вошли в Совет Фонда поддержки регионального кино. Меньше чем за год организация реализовала ряд интересных проектов. Что бы хотелось сделать в следующем году?
— В планах реализация большого кинофорума – «Всероссийского форума регионального кино», с приглашением представителей кинокомиссий со всей страны, с проведением сценарной мастерской для калининградских сценаристов и различных кинопоказов, конференций и семинаров для обмена опытом и популяризации кинопроизводства в регионах.
⁃ Что необходимо сегодня для развития рынка регионального кино в стране, на ваш взгляд?
— Подготовка высококвалифицированных кадров в творческой и производственной частях кинопроизводства; обеспечение регионов технической базой, доступной для аренды не только крупными киностудиями, но и начинающими кинематографистами; возможно, участие кинокартин, снятых в регионах, в крупных киносмотрах и фестивалях (российских, международных).
Беседу вела Алевтина Колдунова – специально для газеты «СК Новости»
Фото – из личного архива А.В. Ермака