Николай Лупанов: Короткий метр – это вечный и честный экзамен в кино
В спецпрограмме Short Film Days был представлен фильм «Администратор прощаний», который получил финансовую поддержку на Калининградском питчингедебютантов в 2021 году. Режиссёр фильма Николай Лупанов – о том, почему фильм не был снят в 2018 году, зачем стране фестивали короткометражного кино и будет ли продолжение истории «Администратора прощаний».
— Николай, расскажите, пожалуйста, идею и историю создания фильма.
— Идея, если вкратце, заключается в том, что в будущем появляется такая профессия как «администраторы прощаний», которые эвакуируют оставшееся после ядерной войны население прямиком в прошлое.
Что касается истории создания, то она довольно продолжительная. Первый драфт сценария (на тот момент короткометражного фильма) был готов в сентябре 2018 года. Картина задумывалась как идеологическое и визуальное развитие тем, заложенных в дебютной игровой короткометражной картине «Механика». В октябре стало понятно, что сценарий ляжет на полку, несмотря на предварительный локейшн-скаутинг и состав уже найденных к тому времени актёров. Однако сценарий не понравился моему мастеру Сергею Соловьёву, и мне пришлось это как-то принять. Ещё через какое-то время стало понятно, что работу нельзя будет реализовать и как дипломный проект. Вплоть до июля 2021 года сценарий фильма так и лежал на полке, пока внезапная встреча с моим давним знакомым –сценаристом и режиссёром Алексеем Кирилиным –не вынудила его оттуда достать. За четыре дня мы освежили замысел, отполировали материал, а на пятый день Лёша предложил отправить заявку на Всероссийский питчинг дебютантов, который проходил в рамках кинофестиваля «Короче» в Калининграде.
Еще через 10 дней мы очутились на киносмотре, а ещёчерез три – взяли гран-при в размере 500 тыс. рублей, после чего я начал собирать съёмочную группу. Фактически мы стартовали в марте и закончилисъёмки в августе 2022 года.
— В Вашем фильме снялся Юрий Борисов. Что, на Ваш взгляд, его привлекло в этой истории?
— Я надеюсь и верю, что ему искренне понравилась идея. Сценарий, который в самом начале читали Юра и Алексей, – сильно больше того, что мы смогли отснять на выигранные деньги. По сути, из двух сцен исходного сценария мы создали отдельный фильм.
— Расскажите о кастинге – возможно, Вырассматривали на эту роль кого-то ещё?
— По правде сказать, вариантов на главную роль было не так много. Всех этих людей мы знаем, но Борисов был, в любом случае, первым и главным претендентом на роль Петра.
— Каковы планы по продвижению картины?
— «Администратор Прощаний. Введение» ко-эксклюзивно вышел на START и Okko. В настоящее время наша продюсерская команда во главе с Романом Свиридовым ведёт переговоры с ведущими киностудиями и стриминговыми площадками о запуске в производство большой истории об «Администраторе Прощаний» Петре в исполнении Юры Борисова.
— Вы победили на Всероссийском питчингедебютантов, который состоялся в рамках «Короче». Результат этой победы был представлен на ShortFilm Days. Фестиваль поддержал Президентский фонд культурных инициатив. Какое значение, на Ваш взгляд, имеют в принципе киносмотры для молодых кинематографистов?
— Такие мероприятия являются трамплином для начинающих, но мне кажется, что их пока не достаточно. Я думаю, что их так же мало, как людей из индустрии, готовых искренне участвовать в деятельности дебютантов, консультировать, помогать и внимательно рассматривать заявки от тысяч авторов из разных уголков нашей страны. Одним из таких представителей индустрии является ДмитрийЯкунин, за что ему огромная признательность. Хотелось бы, чтобы было побольше подобных инициатив и мероприятий в стране, ведь это именно те немногие инструменты, которыми располагают начинающие авторы, – без каких-то «зацепок» в отрасли.
— Вы имеете в виду, чтобы больше средств выделялось на проведение конкурсов и фестивалей для дебютантов?
— Да, и в целом – на развитие инфраструктуры для вхождения именно начинающих авторов в кино. Я думаю, что целесообразно сформировать некий цех специалистов, которые бы отсматривали профильные соцсети – мониторили «рынок» дебютантов. Короткий метр нужен всегда. На самом деле эта форма,возможно, важнее, чем сериал или полнометражный фильм, просто этот тип контента сложнее всего монетизировать. Поэтому короткометражные фильмы по-прежнему остаются чем-то из области упражненияили «счастливого билетика в кино». Но короткий метр, в отличие от полного метра, – вечный и честный экзамен – видно, кто тут реально «тянет», а кто нет.
Беседовала Аля Колдунова