Алина Засобина: Лучшие уроки актёрства – на съёмочной площадке
В российский прокат 23 марта выходит мелодрама «СпимГоворим», главную женскую роль в которой сыграла молодая актриса Алина Засобина. В интервью MovieStart она поделилась мнением на тему того, как сочетать в работе несколько профессий, можно ли в индустрии обойтись без кинообразования, а ещё о том, без чего в кино обойтись точно нельзя.
— Алина, к своим годам Вы много чего успели сделать – и поработать моделью, и в рекламе, и сняться в крутых проектах («Домашний арест», «Лучше, чем люди», «Кухня» – ред.), а главное – создать семью! У Вас всегда так всё стремительно и легко?
— Да, мне очень нравится высокий темп жизни, в принципе. Я не разряжаюсь, а, наоборот, заряжаюсь от него. Не люблю откладывать что-то, когда можно сделать что-то здесь и сейчас. И мне кажется, когда человек живет на определенной скорости, искренне получает от этого удовольствие, то и события вокруг него начинают разворачиваться в этом же темпе, что-то быстрее притягивается, нужные обстоятельства быстрее складываются в нужный пазл. При том условии, что человек деятелен, а не сидит на месте.
— Как Вы попали в кино? Это была случайность или закономерность?
— Скорее, счастливая случайная закономерность. Все началось с моделинга, куда я тоже попала по счастливому стечению обстоятельств, сначала выиграв конкурс красоты Ibiza Model Awards, подписав первые контракты, получив первые большие гонорары. Потом была судьбоносная, опять же случайная, встреча с известным турецким фотографом, который буквально подарил мне первое портфолио. Оно и стало входным билетом. А затем меня попросили записать пробы на роль хостес в сериал «Кухня» (пятый сезон – ред.). Я их записала, и меня утвердили. Так я оказалась на первой большой площадке, где была практически год с большим количеством смен. У моей героини не было слов. Это была роль второго плана, но так получилось, что география ее жизни в кадре была заметна почти со всех локаций, поэтому у меня было много съёмочных дней. И это стало настоящей школой – видеть воочию таких актеров, как Дмитрий Назаров, Елена Ксенофонтова, Елена Подкаминская, Сергей Лавыгин и многие другие. Наблюдать за их игрой, впитывать каждое движение – это была лучшая практика. Вообще, ни один мастер-класс не научит так, как один день на съёмочной площадке.
— Многие начинающие актеры тратят годы на то, чтобы попасть в большую индустрию. Снимаются в короткометражках, авторском кино. Вы же сразу оказались среди крупных игроков. Почему так получилось, по Вашему мнению?
— На самом деле, это со стороны выглядит так, как будто все и сразу. Безусловно, в этом есть огромная доля везения, но также за всем стоит труд. По образованию я политолог, ещё два года училась на дипломатического журналиста. Я очень благодарна своему образованию, потому как оно пригодилось в актёрской профессии. Я много читала, что делаю до сих пор, занималась с личным коучем, посещала мастер-классы и интенсивы. Параллельно я работаю на телевидении и снимаюсь в рекламе. Это тоже влияет на сферу кино – знакомства, связи, нетворкинг. Так что как бы то ни было, успех – это совокупность таланта, труда, желания, силы воли и веры в себя и, конечно, благосклонности звезд.
— Что нужно знать модели или актёру рекламы для того, чтобы суметь работать в кино? Помнится, Ирина Шейк, сыграв эпизодическую роль в одном из фильмов, отказалась от этой затеи. Так же, как и в своё время Синди Кроуфорд.
— Кино нужно просто любить, им нужно интересоваться, его нужно изучать, отдавать ему часть, большую часть своей энергии и сердца. Если такого желания нет, то лучше и не начинать. Потому как это сложное занятие. Оно не для всех. Оно как дает, так и забирает. Когда в сердце живет любовь к кино, хочется становиться лучше, развиваться в этом направлении, тогда и отдача будет.
— Расскажите, пожалуйста, о картине «СпимГоворим». О чём фильм?
— Это история о любви. О том, что это такой же труд – обоюдный труд двух людей, каждодневная работа над собой. Кино про умение слушать и слышать, желании понимать, а не жить исключительно эгоистичными желаниями, об отсутствии у современного поколения ответственности, невовлеченности до конца в другого человека, потому что страшно. Вот об этом тоже кино – об огромном страхе быть отвергнутым.
— Как Вы получили главную роль?
— Банально, но я прошла пробы. Причем, это были самопробы. Камера, штатив, естественный свет от окна, и вот она – ссылка на самопробы. Так получилось, что я оказалась в очень похожих жизненных обстоятельствах. И боль героини была мне очень близка, поэтому и пробы получились очень естественными. Что ещё раз доказывает, что не бывает ничего на 100% негативного. Просто нужно время, чтобы оценить его плюсы.
— Почему согласились принять участие в проекте? Чем ещё Ваша героиня привлекла Вас?
— Во-первых, меня очень заинтересовал съемочный процесс. Это настоящий вызов – история снималась четырьмя кадрами за две ночи. И на каждый кадр был только один дубль. То есть мы с партнером четыре раза сыграли полноценный спектакль по 70 минут. От начала и до конца без слов «стоп, давайте ещё дубль». Это страшно во всех смыслах слова – и страшно ошибиться, и страшно не справиться, страшно подвести команду и не оправдать своих собственных ожиданий, но, прежде всего, это страшно интересно. А я из тех, кто идет в страх. Вот и пошла. И раскрыла невероятный потенциал, и это дало веру в свои силы ещё больше. Во-вторых, меня привлек сценарий. Это же какой кайф – играть настоящего человека, который открыто говорит о своих переживаниях, о своей боли. Это же открытый диалог со зрителем. Мне очень хотелось попробовать свои силы в драме. И это был мой первый опыт в таком направлении.
— Расскажите о киносъемках. Где проходили? Что примечательного случилось на площадке?
— Съемки фильма «СпимГоворим» проходили в Башне Федерация на 60-м этаже (точную цифру забыла). И это тоже вносило определенные сложности в процесс. Мы снимали в июле, когда ночи самые короткие, у нас был короткий съемочный день, потому как режим. С рассветом мы не могли снимать: история кино ночная. Плюс апартаменты на высоком этаже по всему периметру с окнами в пол, это значит, что в этих стеклах отражалось всё и все. Вся съёмочная группа пряталась. Оператор – настоящий герой: 70 минут он буквально исполнял с нами этот танец. Параллельно ребята-осветители синхронизировались с нами, ещё звукорежиссер. Мы должны были двигаться по определенному направлению, которое изучалось на репетициях. Их было много до съемок. Фильм в формате настоящего спектакля. Алексей Зюзин разводил мизансцены, и мы должны были не просто знать свой текст и текст партнёра. Мы должны были знать, где, в каком месте ту или иную реплику сказать, когда открыть партнера, где не мешать световому рисунку.
— Вы учились в киношколе? У Вас есть кинообразование?
— Моё образование, повторюсь, не связано с актёрской профессией. При этом я занималась с личным коучем, читала всю ту же литературу, что и в актёрских ВУЗах, ходила на тренинги и мастер-классы. И у меня большой съемочный опыт – здесь спасибо нужно сказать рекламе и телевидению. Практика – лучшая школа.
— Некоторые звёзды кинематографа не имеют профессионального образования, на эту тему ведутся определенные дискуссии. Каково Ваше мнение на этот счет? Нужно ли получать профподготовку артисту и почему?
— Ох, как долго я работала с синдромом самозванца именно по этому вопросу. «Не имея высшего актерского образования, я снимаюсь, а, значит, занимаю чужое место» – вот такие мысли регулярно посещали голову, сковывали и буквально мешали развиваться. Вообще, любые страхи и ограничения мешают и тормозят. Поэтому важно добавить, что сейчас я работаю с психотерапевтом, занимаюсь психоанализом. Это тоже очень помогает при разборе роли и работе над характером персонажа. Психология и актёрская профессия очень связаны. Так что, мне кажется, если у человека есть талант, он развивается, старается, обучается, то нужно смотреть на это, на его органику в кадре, а не наличие бумаги, которая не является никаким гарантом.
— Вы присоединились к благотворительной организации «Гольфстрим». Сколько времени занимает данный вид общественной деятельности, на Ваш взгляд?
— Я только присоединилась, и пока это не занимает особо много времени. Но я привыкла жить в высоком темпе. И перед тем, как на что-то согласиться, объективно оцениваю свой ресурс. Так что, сомнений в том, что я справлюсь, у меня нет.
— Среди профессионалов индустрии ведутся дискуссии на предмет того, как подавать инклюзивный контент и героев со специальными потребностями. Как бы Вы их сняли, если бы решили попробовать себя в качестве режиссёра?
— Хороший вопрос. Постаралась бы без приукрас показать обычный бытовой день такого человека. Чтобы камера была его глазами – каким взглядом он видит этот мир, какими глазами видят его окружающие люди.
— Есть ли у Вас собственные сценарии или режиссёрские амбиции? Поделитесь, пожалуйста, планами на ближайшее будущее.
— До сценария и режиссерских амбиций я пока не доросла. В планах на ближайшее время – продолжать развиваться в актёрской профессии, рекламе и телевизионной деятельности, получать от этого удовольствие и наслаждаться этим развитием.
Беседовала Алевтина Колдунова