Возможности регионального кинематографа обсудили в рамках бизнес-площадки 45 ММКФ
В заключительный день работы бизнес-площадки 45 ММКФ 22 апреля состоялась панельная дискуссия «Модели развития регионального кинематографа». Участники– представители органов государственной власти и кинокластеров 15 регионов РФ – рассказали о динамике развития местных кинематографий и перспективах производства федеральных проектов в регионах.
Мероприятие открыло выступление заместителя исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК), куратора бизнес-площадки ММКФ Дмитрия Якунина. Он анонсировал проведение форума регионального кино «Новый вектор» при поддержке Министерства культуры РФ, Президентского фонда культурных инициатив и Правительства Калининградской области.
Мероприятие пройдет с 28 июня по 1 июля в Светлогорске. Планируется, что в форуме примут участие более 150-200 человек и около 40 региональных экспертов.
«Основная цель “Нового вектора” заключается в формировании стратегии и инструментов по созданию и продвижению кино и медиаконтента. Также мероприятие направлено на поиск и презентацию эффективных моделей рабты региональных киноплощадок в новой экономической и технологической реальности по различным направлениям», – уточнил Якунин.
Президент Московского международного кинофестиваля, режиссёр Никита Михалков выступил с видеообращением, в котором также рассказал о предстоящем мероприятии. Он назвал форум «чрезвычайно важным событием, потому что оно посвящено развитию регионального кино».
«Это возможность заниматься кинематографом у себя дома. Не рваться в Москву или Санкт-Петербург, а снимать кино у себя про себя с тем, чтобы его потом смотрела вся страна. Региональное кино – это документ жизни того или другого региона, отраженный кинематографическим способом», – пояснил Михалков и выразил надежду, что это «поможет возрождать кинематографические технологии, региональные киностудии».
«Я с удовольствием приветствую всех, кто принимает в этом участие, и буду помогать чем смогу. Надеюсь, что мы наконец сможем развивать кинематограф не только в центре, но и в регионах, где это, может быть, даже более важно», – заключил режиссёр.
Дмитрий Якунин рассказал о программе мероприятий, которая будет содержать форум кинокомиссий, некоммерческие показы фильмов ФПРК, хитов регионального кино. Также дни работы форума в Светлогорске пройдут питчинг региональных киностудий, II Питчинг региональных киностартапов, презентация конкурса социальных роликов «Хорошая история», запуск сценарного акселератора «Формула пути. Калининград», круглые столы, мастер-классы, локейшн-тур и пр.
При этом спикер анонсировал старт приёмной кампании на питчинг от региональных киностудий. Критерии отбора будут включать в себя техническую базу, опыт специалистов и другие возможности киностудии, а также ее сценарный портфель. По данным параметрам будут отобраны порядка 10-12 киностудий.
Кроме того Якунин рассказал о деятельности Фонда поддержки регионального кинематографа, созданного в 2022 году. По данным спикера, за первый год деятельности организации было снято 96 документальных фильмов в 44 регионах РФ, более 500 человек из 70 регионов было задействовано в проектах ФПРК. Несколько картин было представлено на 45 ММКФ.
Панельная дискуссия о возможностях регионального кинематографа в рамках бизнес-площадки ММКФ объединила представителей более 15 регионов России, а также ведущих российских продюсеров и руководителей отраслевых организаций.
Министр культуры Иркутской области Олеся Полунина выступила с презентацией и поделилась опытом кинопроизводства в регионе. Руководитель ведомства отметила важность профессиональной подготовки будущих кинематографистов.
«Молодежное сообщество Союза кинематографистов России предложило создание киноклассов. Сегодня на базе школ открываются киноклассы, где ребятам рассказывают о профессии и помогают готовиться к поступлению в вузы», – уточнила эксперт.
Также Полунина подчеркнула значимость местных кинофестивалей, рассказала о работе кинокомиссий и действии системы рибейтов в регионе.
«Три года назад была создана кинокомиссия в Иркутской области, а в нынешнем году была принята программа рибейтов. Есть интерес со стороны федеральных компаний, которые приезжают к нам. Несмотря на то, что экспедиция довольно дорогостоящая, наши локация и культурные особенности делают это направление перспективным», – резюмировала эксперт.
Заместитель министра культуры Алтайского края Алексей Бочаров рассказал, что киноотрасль региона находится на начальном этапе своего развития: в декабре 2022 года была создана кинокомиссия и в настоящий момент завершается работа по запуску системы рибейтов. Его окончательное принятие запланировано на середину мая.
«Для стартового, пилотного, года это будет 10 миллионов рублей и до 30 процентов возмещения», – уточнил участник дискуссии.
При этом Алексей Бочаров поделился, что на данный момент ключевой задачей является разработка стратегии развития киноиндустрии.
«Сейчас проект стратегии развития кинематографии в Алтайском крае до 2034 года проходит серьезную экспертизу. Полагаю, в октябре выйдем на документ о бюджете на 2024 год», – пояснил заместитель министра и добавил, что в ближайшие три года в Алтайском крае планируется открыть порядка 100 кинозалов.
Исполнительный директор Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) Ольга Жукова поделилась результатами работы за 2022 и неполный 2023 годы проекта «Кино России».
«Это способствует укреплению взаимовыгодного сотрудничества кинопроизводителей и больших компаний, а также привлекает инвестиции в регион. И, что немаловажно, это обмен профессиональным опытом», – пояснила цель проекта представитель АПКиТ.
При этом она уточнила, что соглашения о сотрудничестве подписано с 22 регионами. В этом году присоединились Северная Осетия, Ханты-Мансийский автономный округ, Алтайский край и планируется подписание соглашения с Саратовской областью.
На сегодняшний день кинокомиссии или организации, выполняющие их функции, действуют в 34 регионах и планируется создать еще в 13 России. Программа рибейтов действует в 13 регионах.
По мнению заместителя директора по социокультурным программам Фонда «Росконгресс» Галины Сыцко, региональный кинематограф может развиваться по нескольким моделям. Одна модель связана с тем, чтобы привлекать в регионы более опытных специалистов и крупные кинокомпании. В таком случае все меры поддержки направлены на развитие предпринимательской активности в регионе. В другом сценарии можно развивать местные кинопроизводства, чтобы взращивать своих авторов для создания конкурентноспособного продукта.
Также Сыцко указала на увеличивающийся объем бюджета, выделяемого на кинопроизводство.
«В 2022 году из бюджета субъектов на кинопроизводство было потрачено 500 млн рублей. Это существенная прибавка к производственному бюджету. По предварительным планам на 2023 год, эта сумма составляет уже 700 млн рублей, что свидетельствует востребованности регионального кинопроизводства», — резюмировала эксперт.
Секретарь Президиума Совета руководителей представителей субъектов РФ Николай Новиков напомнил, что киноотрасль способствует развитию внутреннего туризма страны и других отраслей экономики.
«Когда кино снимается в регионе, жители всей страны и даже мира могут увидеть локацию региона. Мы понимаем, как это влияет на гостеприимство, потому что турист хочет увидеть то место, где снималось кино», – пояснил спикер.
Также он рассказал о взаимосвязи кинематографа с другими сферами.
«У нас есть среднее профессиональное образование, которое готовит кадры для огромного числа отраслей. Система готова принимать и выпускать 10 миллионов студентов, но в прошлом году поступило только 3 миллиона человек. Люди не идут, потому что просто не знают о том, что сейчас сельское хозяйство – это очень перспективная отрасль. Уровень труда, зарплат и образа жизни другой. Кино – лучший инструментарий, способный помочь индустриям решить кадровые проблемы. Это та среда, которая меняет общество. Реклама живет одну секунду, а кино мы смотрим и пересматриваем», – подчеркнул Новиков.
Заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Елена Шумакова добавила, что таким образом кино помогает снизить отток населения из региона.
«Для нас сегодня кино – это больше чем кино. Это жизнь регионов, возможность реализации потенциала наших территорий, это новые возможности для развития и продвижения абсолютно всех отраслей. Если нет производственного кино, которое привлекает новых специалистов, то нет развития экономики», — выразила уверенность представитель администрации ХМАО.
На мероприятии также выступил Игорь Угольников, режиссёр, продюсер, создатель киностудии «ВоенФильм». Он рассказал об основании кластера в Калужской области и о возможностях для кинопроизводства.
«Студия обладает уникальной съемочной площадкой в 130 га. На территории есть реки, деревни, аэродром со взлетной полосой, железная дорога, ангары с различной военной техникой. Там можно строить, взрывать и делать многое другое», – рассказал Угольников и добавил, что сейчас киностудия ориентирована на производство военных фильмов.
Организаторы: Дирекция Московского международного кинофестиваля, продюсерский центр Фонда поддержки регионального кинематографа при поддержке Агентства креативных индустрий г. Москвы.
Партнеры: международный отдел Союза кинематографистов России, РОСКИНО, медиахолдинг «Цифровое телевидение», издательство ЭКСМО, АНО «Центр кинофестивалей и международных программ», IPex Global, компания по фестивальному продвижению фильмов Cinepromo.
Образовательный партнёр: Московская школа кино.
Информационные партнеры: издания «АртМосковия», «Бюллетень кинопрокатчика», «Кинокиоск», «Кинобизнес сегодня», «Работники ТВ», Cinemaplex, MovieStart, канал Shot TV.
О том, как прошли первый и второй дни работы деловой площадке, читайте в материалах.