MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Ольга Аликберова: Для знакомства с главой канала или продюсером платформы хватает семи рукопожатий

Ольга Аликберова: Для знакомства с главой канала или продюсером платформы хватает семи рукопожатий

фото: из личного архива О. Аликберовой

На бизнес-площадке 45-го Московского международного кинофестиваля состоялся питчинг Всероссийского конкурса сценарного мастерства в рамках образовательного проекта «Метод. Москва». В трех категориях трека «Моя Москва» «Документальное кино», «Короткометражное игровое кино», «Игровое кино и сериалы» – было представлено 28 проектов. О том, как прошел финальный питчинг, и о сценаристах, подающих надежды, мы пообщались с руководителем образовательных программ в сфере кино и медиа Школы кино и телевидения «Индустрия», режиссером и продюсером Ольгой Аликберовой.

– Школа кино и телевидения «Индустрия» выступила партнером конкурса «Метод. Москва». Почему решили поддержать?

– Мы убеждены, что будущее нашего кино за молодыми. Собственно, изначально «Индустрия» и была создана для того, чтобы бороться с нехваткой кадров в нашем кино. Проектов запускается много, а профессионалов мало. Людей не хватает. Это очевидно. При этом пробиться молодым кинематографистам нелегко. А потому, когда нам предложили поддержать конкурс сценарного мастерства «Метод», мы с радостью решили согласиться. Это отличная возможность заявить о себе, привлечь внимание инвесторов, продюсеров, режиссеров. Также это позволяет войти в рынок, почувствовать его запросы. Одно дело, когда ты делишься своим замыслом, своей историей с кем-то из близких, коллег, и совсем другое, когда фидбэк дает один из ведущих сценаристов нашего кино Андрей Золотарев или знаменитый кинодокументалист Сергей Мирошниченко. Если воспринимать вопросы жюри не как критику, а как обратную связь, то это реально может повлиять на качество сценария, поможет сделать его лучше. Опять же, у нас нет школы питчинга. Многие молодые режиссеры и сценаристы не умеют грамотно представлять собственные проекты. Такие конкурсы, как «Метод», – отличный шанс прокачать этот навык, получить опыт самопрезентации и посмотреть, как это делают другие. Например, в этот раз кто-то снял классный тизер, кто-то подготовил интересную презентацию, кто-то пригласил артиста представить проект. Вариантов было много.

– Почему, на Ваш взгляд, наибольший кадровый голод ощущается в области сценарного мастерства?

– Можно найти прекрасных артистов, собрать замечательную творческую группу, подобрать интересную локацию, но если нет истории, непонятны мотивации героев, не прописан антагонист, то все рассыплется, а фильм превратится просто в красивый набор картинок, не более того. Поэтому, мне кажется, так важно поддерживать именно сценаристов и пишущих режиссеров. Сейчас ситуация улучшается, все больше сценаристов работают сами, в паре, в сценарных комнатах. Но, конечно, за теми, кто чувствует истории, понимает технологию написания сценариев, стоит очередь. Их расхватывают сразу.

– Насколько Вам кажется важным, что финальный питчинг конкурсных проектов прошел на бизнес-площадке ММКФ?

– Конечно, это очень правильный ход. Входить в индустрию лучше всего на главном кинособытии страны. Серьезность площадки обеспечила качественную подготовку: перед питчингом финалистов тренировали, как уложиться в заданное время и как подать себя в лучшем свете.

– Насколько Вы удовлетворены результатами? Кто особо понравился?

– Среди короткометражного кино мне особо запомнился «Продуктивный человек» Анастасии Симбирцевой. Сейчас есть тенденция снимать фильмы про недалекое будущее, про искусственный интеллект и так далее. И мне кажется, что она здорово это использовала. Понравился хоррор Дины Фурсовой «Любушка». Она сделала очень симпатичную презентацию, которую аудитория просто не смогла не отметить. Из сериалов отмечу «Кто живет за шкафом?» Ольги Сафоновой. Это история девушки, которая постоянно помогает людям, предоставляя им жилье. В какой-то момент у нее начинается любовная история, и жильцы начинают ей мешать. Причем серии разбиты так, что в каждой появляется новый постоялец. Хорошую историю предложила Марина Чернцова. Ее «Суперхиро» рассказывает о том, что инопланетяне живут среди нас. Мне очень понравилось, как прописан каждый из героев, – это настоящая библия персонажей. И это получило колоссальный отклик аудитории. Хороший сериал «Хостел Олимпийский-22» Луизы Галеевой-Серегиной. Плюс у них была отличная презентация. Из полнометражного игрового кино мы отметили проект Анастасии и Юлии Лавряшиных «Волшебство Древа жизни». Удивительно, но непрофессиональные кинематографисты были очень хорошо подготовлены. Меня очень тронула их идея про магический мир, связанный с парком Сокольники, где растет древо жизни. Там есть свои правила, отрицательные и положительные герои. Все это очень хорошо проработано.

– В качестве специального приза авторы проекта «Волшебство Древа жизни» получили сертификат на бесплатное обучение в школе «Индустрия». Какие преференции это дает?

– У Анастасии была возможность выбрать из нескольких программ: продюсирование, сценарное мастерство, режиссура, режиссура монтажа и режиссура рекламы. Она предпочла курс режиссуры, который стартует этим летом. Это двухлетняя программа под руководством Алексея Камынина. В ней заложено большое количество съемок, множество этюдов, работы с актерами. Для Анастасии это отличный шанс реализовать мечту – стать режиссером. Я об этом узнала, только когда мы уже вручили ей сертификат. Но попадание идеальное. Алексей сможет дать ей максимум теории и практики, направить, поможет найти свой стиль, свой голос. К концу обучения у нее будет портфолио этюдов, короткометражный фильм или пилот сериала.

– Почему важно, что московские власти поддерживают такие конкурсы, как «Метод»?

– Я считаю, что это здорово. Мне кажется, важно показывать, что Москва не только красивый город, но и удобный для встреч, карьеры. В то же время это город, где есть свои драмы, переживания. Кому-то Москва не сразу открывает свои объятия в полной мере. Ну и конечно, Москва – кинематографичный город. Здесь столько локаций, где можно снимать что угодно. И более того, молодым кинематографистам часто идут навстречу.

– Что, на Ваш взгляд, главное в тандеме режиссера и сценариста?

– Я хоть и пишущий режиссер, но мне комфортнее работать в паре со сценаристом. Одна голова хорошо, а две лучше. В работе со сценаристом главное – найти своего человека, с которым вы смотрите в одном направлении, с которым хотите одного и того же. Конечно, очень важно, чтобы вы слышали друг друга. Это командная работа. Опять же, любая критика должна быть конструктивной и экологичной, ведь практически все творческие люди к этому трепетно относятся. Сейчас мы с моим сценаристом буквально за месяц написали замечательный короткий метр.

– Вы сказали про критику. Не так давно Вы выпустили короткометражку «Черновик», где выступили и сценаристом, и режиссером. Насколько трудно было воспринимать замечания?

– Я считаю, что произведение живет вне автора. В тот момент, когда я планировала съемки, когда снимала, выпускала фильм, то я была внутри и старалась сделать картину настолько хорошо, насколько это было возможно при тех финансовых и моральных условиях, какие у меня были. Я провела долгий кастинг и выбрала тех артистов, которых хотела. Так же и со сценаристом и оператором. Я приняла решение и несу за него ответственность. При этом я спокойно воспринимаю критику, у всех разный бэкграунд. Найдутся те, кому понравится, и те, кому нет. Главное, чтобы никакие отзывы, ни положительные, ни отрицательные, не сбивали с пути. Плюс нужно понимать, что оценивают не тебя лично, а конкретное произведение.

– В одном из интервью пару лет назад Вы сказали, что Вам нравится, как развивается российское кино и как оно расцветает. Как Вы сейчас оцениваете его развитие?

– Судя по последним премьерам, я считаю, что несмотря на все сложности, у нашего кинорынка огромная перспектива для роста. Сейчас такое количество возможностей поучаствовать в каких-то мастерских, пойти поучиться, поработать для каких-то конкурсов. В индустрии все так близко находятся друг к другу, что, если кинематографист ставит перед собой задачу познакомиться с продюсером канала, платформы, кинокомпании, это действительно семь рукопожатий, а то и меньше. И в одной команде могут быть как мэтры, так и молодые дарования. И я считаю, что все как шло два года назад, так все и развивается. И я надеюсь, что этому не будет конца.

– Что понравилось из последнего?

– Думаю, я не одинока, кому очень понравились «Актрисы». История, каст замечательный. Снято стройно, талантливо, свежо. Отмечу «Фишера». Это сериал, который действительно хочется смотреть, даже зная финал, ведь история основана на реальных событиях. Конечно, Иван Янковский прекрасно сыграл. Надеюсь, у нас и дальше будут такие классные масштабные проекты.

 

Материалы подготовлены пресс-службой Агентства креативных индустрий – специально для MovieStart

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять