Члены жюри «Сталкера» рассказали о критериях оценки фильмов
В Москве 10-15 декабря проходит XXIX Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». Показы проводятся на двух площадках: в Центральном Доме кинематографистов и в библиотеке им. А. П. Чехова. Организатор кинофестиваля – Гильдия кинорежиссеров России. Тождественная церемония открытия прошла в Большом зале ЦДК.
В этом году работы конкурсантов оценивает жюри, в состав которого вошли: Валерий Ахадов, кинорежиссер и сценарист, заслуженный деятель искусств России, руководитель режиссерской мастерской во ВГИКе на Высших курсах кино и телевидения; Алексей Мурадов, кинорежиссер, сценарист, продюсер, член Европейской киноакадемии; Андрей Осипов, режиссер, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат национальных кинематографических премий «Ника» и «Золотой орел», лауреат Премии Правительства РФ и национальной премии в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь», руководитель режиссерской мастерской во ВГИКе; Лариса Садилова, актриса, режиссер, продюсер; Алексей Симонов, кинорежиссер, сценарист, призер отечественных и зарубежных кинофестивалей; Евгений Цымбал, кинорежиссер, сценарист, журналист, киновед.
Член жюри Андрей Осипов отметил, что этот фестиваль для него связан с великими кинематографистами, которые стояли у его истоков: Валерий Фрид, Георгий Жженов, Феликс Светов, Марлен Хуциев, Анатолий Приставкин, а позже Вадим Абдрашитов. По словам Осипова, эти люди всегда делали кино честное, кино, которое являлось продолжением их жизни. В нем не было ни хитрости, ни лукавства, в нем была энергия правды, энергия художественного воплощения в кино истории и некий поиск.
«Уже обозначены все права человека, – подчеркнул Андрей Осипов, – но очевидно, что самое главное право человека – это право на достойную жизнь. В драматургии важен принцип, чтобы в кино была драматическая ситуация, когда обстоятельства больше возможностей героя. Это и в жизни нашей реально. Мы всегда находимся в драматической ситуации. Для этих картин характерно то, что они являются продолжением жизни каждого автора. Автор их выстрадал, прошел через свою историю. И зритель чувствует, подлинное кино или нет. Для фестиваля “Сталкер” характерны фильмы честные, где есть достоверность, где есть размышления о сущностных вещах нашей жизни».
Согласен с Андреем Осиповым и Евгений Цымбал. Он уверен, что любое кино, особенно документальное, должно быть правдивым. В нем не должно быть лукавства, тенденциозности, попытки подстегнуть фильм под какую-то ситуацию или конъюнктуру.
Кроме основного жюри в рамках фестиваля работает и жюри киноведов, которое оценивает документальное кино. Члены жюри киноведов: Алексей Беззубиков, научный сотрудник ВГИКа, редактор интернет-портала «Профи-Синема»; Ирина Гращенкова, киновед, историк кино, доктор искусствоведения; Илона Исмайлова, киновед, главный редактор газеты «СК-Новости»; Елена Ульянова, киновед, журналист, писатель.
Член жюри киноведов Алексей Беззубиков рассказал, на что он прежде всего обращает внимание при просмотре документальных фильмов. По его мнению, в документальном кино проще, чем в игровом, автору удариться в штампы или клише, навязанные, например, телевизионными картинами, но надо помнить, что документальный фильм – это тоже художественное произведение. Поэтому жюри смотрит на то, насколько автор успешно выполняет ту художественную задачу, которая обозначена в его фильме. В некоторых кинолентах, таких как монтажные фильмы о Великой Отечественной войне, важно, насколько автору удается передать эмоции, связанные войной, в наше время, когда ВОВ ушла на несколько поколений назад; насколько ему удается монтажными методами сделать это нетривиально и неконъюнктурно, чтобы у зрителя, особенно молодого, возникал эмоциональный отклик. Здесь все зависит от способности автора отбирать материал.
Есть картины, где автор наблюдает за людьми, явлениями. Здесь тоже важно, насколько ему удается сохранить целостность этого наблюдения, чтобы в этом потоке жизни найти некий сюжет – сначала выстроить некую фабулу на основе обыденных действий, и в этой фабуле сакцентровать внимание на неких деталях, за которыми раскрывается глубина характеров и предысторий этих персонажей. Это признак мастерства. Это не монтажное создание образа, а попытка раскрыть действительность через непосредственно наблюдение.
«Подходов в документальном кино может быть очень много. Наша задача как жюри – идентифицировать, какую художественную конвенцию автор для себя создает, и смотреть, насколько он в ее рамках успешно работает», – рассказал Алексей Беззубиков.
Всего в 2023 году в оргкомитет фестиваля «Сталкер» поступило 317 работ из разных регионов России. В конкурсную программу вошли 62 картины: 22 документальных фильма, 13 полнометражных и 17 короткометражных игровых и 10 анимационных. Это, по мнению жюри, самые заметные работы 2023 года на тему защиты прав человека.
Алексей Беззубиков рассказал, какие темы стали самыми актуальными в этом году на фестивале среди документальных фильмов. Тема Великой Отечественной войны раскрыта в таких фильмах, как «Война. Женский род», «Свет», «Тоньше нити жизни не бывает» и других. Это примеры монтажных картин о войне, где есть некий диалог между современностью и тем временем; этот диалог ведется либо только через архивные кадры, либо через беседу с очевидцами событий. Есть ряд фильмов об обретении человеком смысла существования после того, как он пережил некие темные времена в своей биографии. Примеры таких работ: «Песня о Виктории», «Миша-ледокол». Еще одна категория – биографические ленты, например, «Голубоглазый японец» – это история беженца из советской России Виктора Старухина, который впоследствии становится звездой японского бейсбола.
Продюсер фильма «Голубоглазый японец» Анна Шалашина поделилась уникальной историей создания киноленты, которая насчитывает более восьми лет.
«Я тогда работала в компании “Трикита Интертэйнмент”, которая входит в Группу Компаний “Бионика”. В “Бионике” было несколько различных креативных агентств. Креативный директор одного из них пришел к нам с небольшой заметкой из “Википедии” о Викторе Старухине, о котором в русском интернете практически никакой информации найти не удалось. Мы заказали на “Амазоне” книгу “Питчер-чужестранец”, прочитали ее и были поражены масштабом истории. Продюсер Юрий Крестинский помог запустить проект в разработку. Спустя шесть месяцев состоялась первая японская экспедиция. Там мы узнали, что у Старухина есть не только дочь Наташа, проживающая в Японии, но и дочь Элизабет, которая переехала в США. Сестры не поддерживали никакой связи в течение 43 лет. Мы нашли Элизабет в Америке и организовали встречу двух сестер в Японии», – рассказала Шалашина.
Фильм «Голубоглазый японец» уникален не только тем, что создателями картины была проведена большая (в течение целого года) и сложная работа с архивами в разных странах (NHK в Японии, Национальная библиотека в США и др.), но и тем, что создателям фильма удалось воссоединить семью через много лет. Они также смогли найти родственников сестер в Нижнем Тагиле, которые думали, что представители той ветви семьи были убиты в революционные годы.
Режиссер документального фильма «Война. Женский род» Екатерина Толдонова раскрыла тему Великой Отечественной войны – через призму судеб советских женщин, о чем написано и снято очень мало.
«Эта тема для меня очень личная, – призналась режиссер. – Это история моего рода, моей семьи. В фильме нет какой-то одной героини, а описывается массовый подвиг женщин в годы войны». Екатерина Толдонова уверена, что документальное кино – «бедное, но очень честное, здесь нельзя соврать». В игровом кино ты режиссер, в документальном кино режиссер – жизнь.
Анастасия Сарычева, режиссер документальной киноленты«Громкая песнь тишины», при работе над своими документальными фильмами всегда открывает для себя что-то новое. Это изучение нового материала, погружение в мир другого человека, как например в фильме «Громкая песнь тишины», в мир неслышащих актеров. Режиссер использовала особый прием, чтобы передать зрителю, как воспринимает мир неслышащий человек, – это звук хронометра.
«Когда неслышащие актеры танцуют, они всегда считают. У них этот хронометр все время в голове. Когда, например, в фильме героиня идет по шумной улице Санкт-Петербурга, все шумит и гудит, а потом – абсолютная тишина. Только звук хронометра. И мы понимаем, что она чувствует», – рассказала Анастасия Сарычева.
Не только опытные документалисты, но и дебютанты представили на фестивале «Сталкер» свои фильмы. Анализируя их работы, Алексей Беззубиков выразил уверенность, что смотреть на молодость режиссёра-документалиста и воспринимать его как малоопытного или недостойного внимания – большая ошибка.
«У дебютантов в документальном кино, когда они только приходят в профессию, за плечами тот отрывок жизни, который они прожили. Все, что они накопили за это время, они выговаривают впервые, и среди дебютных работ, как правило, чуть выше процент ярких, неординарных художественных произведений. Невыгоревшие эмоции, непроговоренные проблемы, непроговоренная боль… Потом некоторые режиссеры могут начать повторяться, но другие, совершенствуясь в профессионализме, сохраняют открытый, “детский” взгляд на мир, при этом совмещенный с мудростью», – поделился своим мнением Алексей Беззубиков.
Короткометражная документальная картина «В поисках Бульбы» Александра Титова, который сейчас учится на курсе режиссуры в Московской школе кино, также была показана на фестивале. Александр Титов рассказал, что в школе кино он получил задание снять документальный сюжет. Он знал, что есть закрытый мир бездомных, о котором люди знают весьма поверхностно. На Площади трех вокзалов режиссер начал снимать и там познакомился с бездомным Бульбой. Получился живой этюд. Когда нужно было снимать документальную курсовую, встал вопрос о поиске героя, и мастера А.П. Попогребский и П.П. Бардин предложили молодому кинематографисту поискать Бульбу и сделать из этого расследования фильм. Он принял этот вызов.
«В итоге я вышел на что-то большее для меня, нашел интересных героев. Например, в третьем акте появляется герой со своей болью, живой, многослойный. Документальное кино для меня – приключение. Ты никогда не знаешь, куда оно тебя выведет», – поделился студент МШК.
Фильм «В поисках Бульбы» Александр Титов делал полностью сам. Сейчас у него есть идеи для полных метров, и встает вопрос, как изыскать средства на съемку своих проектов, как войти в индустрию начинающему кинематографисту. Александр поделился, что планирует участвовать в питчингах, фестивалях, как можно больше общаться с профессионалами из индустрии на этих площадках, рассказывать о себе. Но важно иметь какие-то стартовые деньги, потому что первое кино все равно придется снимать с коллегами из киношколы, и потом, представляя уже готовые проекты, изыскивать средства на более масштабные фильмы.
По итогам фестиваля «Сталкер» участникам будут вручены 12 призов в следующих номинациях:
1. Приз «Сталкер» за лучший игровой фильм
2. Приз «Сталкер» короткий метр (режиссеру за лучший короткометражный игровой фильм)
3. Главный приз «Сталкер» за лучший документальный фильм
4. Приз «Сталкер» (режиссеру за документальный фильм)
5. Приз «Сталкер» за лучший анимационный фильм
6. Приз «Дебют – «Сталкер» (режиссеру за лучший игровой фильм-дебют)
7. Специальный приз имени Валерия Фрида за лучший сценарий
8. Специальный приз имени Анатолия Приставкина (режиссеру за идею фильма)
9. Специальный приз имени Марлена Хуциева за верность идеям «Сталкера» (режиссеру за игровой фильм)
10. Специальный приз имени актера Георгия Жженова (за документальный фильм)
11. Специальный приз имени режиссера Сергея Говорухина (за документальный фильм)
12. Специальный приз «Сталкер» за права человека (герою документального фильма).
С этого года на фестивале учрежден приз имени Вадима Абдрашитова (режиссеру игрового фильма).
Церемония закрытия XXIX Международного фестиваля «Сталкер» пройдет 15 декабря в Большом зале Центрального Дома кинематографистов.