MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > «Русский док: история и современность» > Андрей Ветров: Наш док воссоздает события, связанные с историей затонувшего в 1940 году судна «Валаамский монастырь»

Андрей Ветров: Наш док воссоздает события, связанные с историей затонувшего в 1940 году судна «Валаамский монастырь»

фото: Станислав Трофимов

В пресс-центре МИА «Россия сегодня» 18 января прошёл предпремьерный показ документального фильма-реконструкции «Пароход времени “Валаамский монастырь”». Фильм уникален тем, что при работе над ним использованы современные 3D-технологии, позволившие создать трехмерную модель корабля Walamon Luostari («Валаамский монастырь»), затонувшего в водах Ладожского озера в 1940 году, и воссоздать реконструкцию событий, предшествовавших гибели судна. Идея создания фильма возникла у руководителя Орловского клуба подводного плавания «Диво» Сергея Куликова, чья команда обнаружила обломки неизвестного затонувшего корабля. На помощь были привлечены специалисты санкт-петербургской исследовательской компании «Морская геодезия», которые помогли детально исследовать дно и найденные остатки корабля при помощи новейшего оборудования. Монахи, насельники, служащие и гиды Валаамского монастыря, в их числе пресс-атташе Михаил Шишков, провели серьёзную работу в архивах обители и Нового Валаама в Финляндии, чтобы доподлинно определить наименование затонувшего судна и восстановить его историю. Большую работу с архивами и открытыми источниками провели руководитель пресс-службы клуба «Диво» Станислав Трофимов и Светлана Гайдамака. В результате было принято решение создать документальный фильм с использованием новейших 3D-технологий, чтобы поделиться находками с максимально широкой аудиторией. Для этого руководитель проекта Сергей Куликов обратился к своему земляку, директору компании «Медиа Дивижэн» Андрею Ветрову, который занялся непосредственно продакшеном документального фильма. В своем интервью редакции платформы MovieStart Андрей Ветров рассказал, какие документальные материалы использовались для создания 3D-модели затонувшего судна, в какой программе работали специалисты и как менялся сценарий фильма по мере обнаружения новых находок на дне озера. Интервью подготовлено в рамках спецпроекта «Русский док: история и современность», реализуемого при поддержке АНО «Институт развития интернета».

 – Андрей, расскажите, как состоялось ваше знакомство с Сергеем Куликовым и его проектом?

 – Сергей, Михаил Шишков, пресс-атташе Валаамского монастыря, и я встретились в монастыре во имя Святого Кукши в 2022 году. На тот момент Сергей и его команда уже работали над проектом. У них на руках были снятые дайверами клуба «Диво» фото- и видеоматериалы затонувшего судна, сделанные геодезистами цифровые модели дна и корабля, полученные в результате сканирования дна озера. Сергей показал нам некоторые материалы и рассказал о своей задумке снять документальный фильм, воссоздающий события, связанные с историей судна Walamon Luostari.

Обсуждали ли вы какие-нибудь референсы, оговаривали, что хотели бы получить в итоге?

– Да, Сергей Куликов рассказал, что его поразил документальный фильм BBC «Что мы увидим, если осушить океан?» и особенно прием, который использовался в фильме, эпизод с отливом, смоделированный в 3D-формате, когда обнажается дно океана и становятся видны объекты, ранее скрытые под толщей воды. Меня заинтересовал проект, и мы согласились заняться производством фильма.  

А вы раньше делали реконструкции?

– Да, наша компания занимается реконструкцией с 2008 года. В 2014 году мы планировали сделать виртуальный тур по Валааму. Отсюда и началась наша дружба с монастырем. Но на тот момент в обители шли реставрационные работы, поэтому идею виртуальной экскурсии мы отложили и осуществили только в 2017 году. Ладожскую, Орловскую крепости и другие объекты мы тоже реконструировали. Мы также неоднократно делали документальные фильмы с элементами реконструкции, 3D-моделирования, в основном исторической и музейной тематики. Делаем и VR-фильмы.

Наверное, работа над таким проектом – недешевое занятие?

– Да, этот момент мы сразу оговорили с Сергеем Куликовым. Мы посчитали примерную смету и пришли к выводу, что если заниматься проектом своими силами, где-то между делом, то работа может затянуться надолго. Но если это будет оформленный проект с целевым финансированием, можно будет на нем сконцентрироваться и завершить фильм в кратчайшие сроки. Тогда Сергей начал выходить на грантодателей, подал заявку в Президентский фонд культурных инициатив – и получил финансирование. Мы приступили к работе.

– А кто писал сценарий фильма?

– Сценарий писала Елена Ветрова. Она же осуществляла работу режиссера монтажа. Как такового режиссера на проекте не было, потому что мы не выезжали непосредственно на съемки, но мы давали подробные технические задания Сергею Куликову и его команде по поводу того, что конкретно нужно снять. Все время были на связи в онлайн-режиме, корректировали их съемки.

– Я заметила, что фильм состоит из двух частей. Первая часть – это исторический экскурс в пароходство Валаамского монастыря в целом, а вторая часть – это непосредственно реконструкция корабля Walamon Luostari и связных с ним событий.

– Здесь мы поддержали идею насельников Валаамского монастыря. Когда начали работу в архивах, чтобы найти информацию о затонувшем судне, стало очевидно, как мало было известно об истории монастырского флота в целом. Поэтому было решено дополнить фильм экскурсом в историю флота обители. Здесь мы также исходили из хронометража фильма. Он составлял 26 минут.

– Почему именно такой хронометраж?

– Мы подстраивались под формат телеканала OCEAN-TV, у них основные варианты хронометража: 13, 26 минут и 52 минуты. В 13 минут вошла бы только история самого подводного объекта. Если ее дополнить историей монастырского флота, то это минимум 26 минут. Этот хронометраж и был указан в грантовой заявке.

К сожалению, весь запланированный сценарий пришлось урезать до заявленного 26-минутного формата, выбирать между интересными и информативными моментами, подгонять под смысловую и логическую цепочку, старясь не нарушить ритм и максимально заинтересовать зрителя.

– На какие материалы вы опирались, чтобы создать 3D-модель судна? Была ли информация, которую вы получили, исчерпывающей?

– Из архивных фотографий нашли максимум десяток черно-белых с изображением нужного нам судна, на некоторых корабль был изображен вдалеке. Наиболее показательных из них было три-четыре фотографии. Для фильма мы использовали дополнительные технологии, доработали снимки, чтобы придать изображениям объем. Было также архивное черно-белое видео, которое длилось буквально 15-30 секунд. На нем немного виден борт, видно, как монах проходит по палубе, несколько пассажиров сидят, есть боковые ракурсы судна – и это все.

На Новом Валааме насельникам монастыря удалось найти чертежи типовых кораблей, схожих с нашим. Многие материалы были на финском языке, их переводили. Раньше конструкции кораблей тоже были унифицированы. Кроме того, геодезисты еще на начальном этапе точно определили размеры и тип корабля. Мы сопоставили эти данные с полученными чертежами, изучили историю Walamon Luostari. И наши моделлеры, имеющие высшее инженерное образование, специалисты с большим стажем, спроектировали модель затонувшего судна. Этот корабль был, с одной стороны, достаточно типичен, и наши инженеры уже, исходя из своего опыта, если на фото чего-то не было видно, домысливали, потому что есть определенные стандарты относительно конструкции судна. Особенно интерьер внутренней части корабля – его не видно на снимках, и дайверы не могли там ничего увидеть, потому что на глубине была нулевая видимость, а пронести световые приборы в каюту не представлялось возможным.

При создании модели необходимо было учитывать и то, что назначение корабля на протяжении истории его существования несколько раз менялось, от этого и конструкция корабля претерпевала некоторые изменения. В свое время этот корабль выпускали как гидрографический, потом, когда русский купец его приобрел, он переделал судно в грузовое и внес изменения в конструкцию. Тогда оно использовалось для перевозки леса, потом, когда стало собственностью монастыря и получило свое название Walamon Luostari, судно использовалось как пассажирское.

Мы также пытались разобраться, самолеты какого типа бомбили корабль 23 января 1940 года, исходя из тех авиабаз, которые находились рядом.

Большая работа была проделана Николаем Федотовым по фотохронометрированию побережья Никоновской бухты. Большую роль играли погода и время суток. Чтобы передать более правдоподобно, как выглядит бухта, для создания ее 3D-модели, нужно было в светлое время суток сделать множество снимков с разных ракурсов. Если появлялись резкие тени на изображении, потом мы начинали делать рендеры, смотреть небольшие тесты, и понимали, что такие снимки невозможно было обработать.

– Вы использовали снимки побережья, сделанные в наше время, а в 1940-х гг. могли ландшафт и рельеф отличаться?

– Маловероятно. Мы сравнивали старые фотографии и новые снимки, карты высот-глубин, очертания Никоновской бухты. Она самая глубоководная в тех местах. За это время фундаментальных сдвигов, подвижек грунта не было, и скалы остались неизменными.

– Каким программным обеспечением вы пользовались при создании трехмерной модели?

– Мы использовали программу Unreal Engine, давно в ней работаем. Мы выстраиваем виртуальную сцену, расставляем камеры и без предварительного рендеринга можем сразу проникнуть в эту сцену и увидеть, как выглядит объект, как падает свет и т. д. Можно уже на этом этапе показать сценаристу, как объект будет выглядеть в итоге. Это программное обеспечение позволяет сэкономить время, особенно когда работаем в условиях сжатых сроков, как было в данном случае.

– Сколько времени ушло на создание 3D-модели?

– В течение двух месяцев мы фактически сделали модель. Но этому предшествовал большой этап подготовительной работы: сборка материалов, осмотр видеохроники с 2019 по 2023 годы. По мере поступления материалов и выявления исторических фактов менялся сценарий и вырисовывалась история, формировалась композиция фильма.

Например, в последней экспедиции было найдено навершие на мачту в виде креста. В последние две недели мы смоделировали финальный план уже с крестом. Эту деталь было важно добавить, ведь отличие монастырского флота и заключалось в наличии креста на мачтах.

– В чем ценность этого фильма для Вас лично?

– Во-первых, мы приобрели важный технологический опыт в реконструкции, например, работа с прорисовкой воды и др., – в общем, мы «прокачались» технологически. А в целом, сам по себе Валаам – это точка притяжения. В Старой Ладоге, первой столице Руси, уникальная почва в отношении кислотности, в ней сохранились элементы деревянного зодчества. Остались в холодной воде Ладожского озера фрагменты кораблей. Это история России, а без памяти нет будущего. Поэтому историю нужно восстановить, показать, как это было.

– Планируете продолжить работу в тех местах?

– Там, безусловно, есть потенциал для нескольких проектов. Мы начали работать в этом направлении – научно-популярном. Мы хотели показать, как обнаруживаются объекты под водой, какая работа проводится. Мы сделали задел на историю Валаамского флота. Есть куда двигаться. Это многосерийная эпопея, которую можно дальше развивать и создавать новые фильмы.

Напомним, что в рамках проекта «Русский док: история и современность» мы беседовали с Сергеем Дебижевым и Михаилом Скигиным – авторами фильма о Соловецком монастыре «Святой Архипелаг». Читать – в материале.

 

Беседовала Анастасия Сотникова

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять