MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Главный режиссер телеканала «24_DOC» Алена Смирнова: «На питчинге не теряйте время на волнение»

Главный режиссер телеканала «24_DOC» Алена Смирнова: «На питчинге не теряйте время на волнение»

Объявлен шорт-лист  – IX Питчинг Дебютантов вышел на финишную прямую. А потому мы начинаем публикацию серии интервью с деятелями киноиндустрии, экспертами питчингов, которые болеют за молодое российское кино и хотят помочь дебютантам достойно в него войти.  Главный режиссер телеканала «24_DOC» Алена Смирнова уже несколько лет является постоянным членом Отборочной комиссии  секции «Документальное кино» Питчинга Дебютантов.…

Объявлен шорт-лист  – IX Питчинг Дебютантов вышел на финишную прямую. А потому мы начинаем публикацию серии интервью с деятелями киноиндустрии, экспертами питчингов, которые болеют за молодое российское кино и хотят помочь дебютантам достойно в него войти. 

Главный режиссер телеканала «24_DOC» Алена Смирнова уже несколько лет является постоянным членом Отборочной комиссии  секции «Документальное кино» Питчинга Дебютантов. Алена дала оценку рынку документального кино в России и несколько очень важных советов начинающим документалистам, а также прокомментировала скорое закрытие канала.

Алена, можно ли говорить о том, что в России есть рынок или индустрия документального кино?

— Если рассматривать понятия «рынка» и «индустрии» в общепринятом экономическом значении, они, безусловно, есть. И снимается кино, и прокатывается, и фестивалей в России много, – даже по совокупности мероприятий отрицать это невозможно. Другое дело, что ни одна индустрия невозможна без внятного регулирования и некоторых правил, которые в нашем случае – крайне спонтанны. К сожалению, давняя прекрасная система киностудий сегодня развалена, режиссеры самостоятельно занимаются поиском денег на производство, государственное финансирование получают единицы, а разговор о качестве почему-то считается неуместным. Хотя, если мы говорим о рынке, то на нем такое сложное произведение, как документальный фильм, – это продукт. Если режиссер ищет поддержки у телеканала, он должен понимать, что его аудиовизуальный продукт должно быть, как минимум, хорошо видно и слышно, он должен пройти ОТК. Я намеренно не говорю о смыслах, о содержании картин, ведь мы рассматриваем рыночную составляющую. Нас часто просят о письмах поддержки от телеканала «24_DOC», в которых мы бы выразили готовность принять фильм к эфиру в случае успешной реализации. Девяносто девять процентов режиссеров, получив такие письма, с фильмами не возвращаются.

Способно ли конкурировать российское документальное кино с западным и в чем?

— Нет, о конкуренции с Западом, к сожалению, говорить пока невозможно. Редкие примеры – только  исключения, подтверждающие общее положение дел. В России есть большие режиссеры, они снимают настоящее документальное кино, но  конкуренция – это прежде всего разнообразие качественного продукта. Именно с этой целью развивается индустрия, именно в таких условиях формируется рынок. Постепенно, надеюсь, мы придем к тому, что каждый профессионал ответственно займется своим делом и все вместе мы дадим возможность нашим режиссерам снимать кино на международном уровне, а индустрии – стать конкурентоспособной.

Где документалистам искать партнеров? Как выходить на студии и каналы?  

— Определитесь с целью. Вам нужны деньги на производство? Участвуйте в питчингах, подавайте заявки на гранты, привлекайте возможных спонсоров. Знайте, что деньги есть. Вам только нужно найти ВАШИ. Конечно, условная компьютерная корпорация вряд ли поддержит Ваш фильм об экологии таежных зон, но есть Всемирный Фонд дикой природы, есть профильные организации и телеканалы, частные компании, есть государственные программы, в которых заложены деньги на освещение этих проблем. Только не забывайте, что чужие деньги в Вашем фильме – это почти всегда компромисс. Если Вам важно, чтобы Ваш фильм остался таким, каким Вы его видите, договаривайтесь, что называется, на берегу.

Вам нужно показать свой фильм? Ходите на мероприятия, знакомьтесь с разными людьми, говорите о себе и своем кино – для этого сегодня организовано множество площадок, фестивалей, встреч, мастер-классов. Связывайтесь через социальные сети, мир сегодня невероятно открыт, все возможности доступны. Начните с того, что о Вас узнают. Не знаю, где Вы учились или еще учитесь, но, если Вы режиссер и хотите быть независимым, найдите продюсера на соседнем факультете, всеми этими вопросами должен заниматься он. А Вы – снимайте кино.

Как должна выглядеть заявка на документальный метр, чтобы продюсер или потенциальный заказчик захотел прочитать сценарий (режиссерскую экспликацию)?

— Заявка, как бы субъективно это ни звучало, должна быть внятной. Из пяти предложений иногда бывает больше видно, каким будет фильм, чем из трех страниц реферата на заданную тему. Если Вы снимаете фильм о человеке – не пишите его биографию, Вы расскажете ее в фильме. Лучше расскажите, почему он Вам интересен, каким и как Вы хотите его показать, что скажет зрителю это кино, зачем Вы его снимаете? Если у Вас уже есть рабочий материал, трейлер или референсные картины – обязательно укажите их, это поможет составить впечатление. В любом случае отборщикам и жюри интересен именно Ваш взгляд, Ваша подача, заявите о ней. И главное – не бойтесь, что Вашу идею украдут. Идея сама по себе – это только слова и без большой работы, которую только Вы точно знаете, как сделать, она в документальный фильм не превратится.

Как выгодно представить свой проект на публичной защите? 

Первое – не теряйте времени на волнение; помните, что никто из присутствующих не знает о Вашем проекте больше Вас, говорите о его необходимости и уникальности, упоминайте все преимущества, которые сделают Ваше будущее кино в глазах жюри бесценным и необходимым. Если Вы здесь, Вашу идею уже оценили, именно Вам из многих дали реальный шанс на ее воплощение, покажите, что Вы пришли не зря, поволнуетесь позже.

Второе – будьте готовы к вопросам; от Вас ждут видения не только готового фильма, но и производственного процесса, Вы должны понимать, какими средствами Вы хотите рассказать историю.

Третье – четко представьте себе свою аудиторию и судьбу фильма; Вы должны понимать, чем кинотеатральный показ отличается от телевизионного, честно признайте, кто Ваш зритель, это поможет и Вам в производстве, и жюри – в консультировании и советах.

Четвертое – Вам дают время по регламенту, укладывайтесь; это условие питчинга, уважайте всех присутствующих, это расположит к Вам жюри, как к человеку, способному четко сформулировать главное в короткий срок. Мы уже читали Вашу заявку, пересказывать ее точно не надо. И, кроме того, если Вы сумеете заинтересовать своим проектом, обо всех подробностях Вы расскажете во время ответов на вопросы, на что дается дополнительное время.

И пятое – сформулируйте Вашу цель и Вам помогут. «Хочу снять кино» – это не цель Вашего выступления, как это ни странно. В таком утверждении нет ничего, что Вы сами готовы сделать для того, чтобы фильм был. Скорее всего Вам или нужен продюсер, или не хватает определенной техники, Вам нужен бюджет на постподакшн или спонсорство. Будьте конкретными, Вам будет легче помочь. Насколько я помню, ни на одном питчинге Молодежного центра Союза кинематографистов России не было ни одного финалиста, которому не нашлась бы помощь. Это редкая площадка, на которой призов много и раздаются они вдумчиво, по потребностям соискателей. Среди членов жюри представлены очень разные профессионалы – и режиссеры, и продюсеры, и представители киностудий, и телеканалов. Если Вы ждали, когда у Вас появится шанс – вот он!

Недавно стало известно, что телеканал «24_DOC» закрылся. Это, безусловно, очень плохая новость. С чем это связано? И где теперь смотреть классное документальное кино тем, кто, как и мы, с удовольствием следили за вашим каналом?

— О закрытии канала руководство сообщило нам несколько месяцев назад. Это было решение совета директоров Цифрового Телевидения, поэтому свое решение лучше прокомментируют они сами. Результатом нашей работы стало объективное увеличение зрительской аудитории и среднего времени просмотра телеканала. Мы много внимания уделяли популяризации и внеэфирным показам документального кино на разнообразных площадках российских городов: сотрудничали с музеями, редакциями журналов и радиостанций, возили кино на фестивали. Отдельная огромная работа и большая гордость – это онлайн-кинотеатр. Каждую неделю на нашем сайте обновлялись 3-4 прекрасно переведенных и озвученных картины мирового уровня, их смотреть можно было бесплатно. За то, как мы провели эти два с половиной года, за свободу в выборе фильмов и формировании программы, мы благодарны нашему руководству. К сожалению, возможности продолжить работу в прежнем режиме больше нет. Телеканал прекратит вещание с 1 июля.

До этого времени у наших телезрителей есть еще возможность смотреть кино, как и раньше, согласно программе. Мы надеемся, что в скором времени мы сможем вернуть нашему зрителю возможность смотреть качественную документалистику, как зарубежную, так и российскую.

За новостями Питчинга Дебютантов следите в наших социальных сетях:
ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять