Стало известно, что ожидает индустрию неигрового кино в ближайшие три года
Документалисты разработали дорожную карту развития отрасли в условиях изменившихся условий рынка.
23-24 декабря в московской «Точке кипения» прошла двухдневная стратегическая сессия по развитию неигрового кино. Целью мероприятия был поиск путей развития и разработка дорожной карты для индустрии документального кино на ближайшие три года. Последний раз такая масштабная деловая игра проводилась более 10 лет назад, с тех пор изменилось все: рыночные условия и механизмы, касающиеся производства, дистрибуции, проката, появились новые возможности, которые документалисты еще не умеют использовать.
Модераторами сессии стал руководитель экспертно-исследовательской компании «Киноэкспертиза», член экспертных советов Минкультуры России и Фонда кино Олег Иванов и эксперт по развитию территорий и социальным проектам, руководитель Евразийского центра территориального развития им. П.А. Столыпина Иван Карпушкин.
Стратегическую игру предваряло выступление члена правления Гильдии неигрового кино Григория Либергала, который за отведенный ему час рассказал о современном положении отрасли, и о тех изменениях, которые произошли в индустрии с 2006 года. Он перечислил все существующие для нынешнего кино источники финансирования, производственные структуры и формы проката фильмов, привел примеры самых успешных в кинопрокате картин, не обошел вниманием и альтернативные формы проката: фестивали, киноклубы, а основной упор в финале выступления сделал на стриминговые платформы как наиболее перспективную форму проката документального кино.
«Стриминг – это то, что интересует всех сегодня. С трудом верится, что эта новомодная штука существует уже 14 лет. Если во всем мире говорят о феномене Netflix, и у него 160 млн подписчиков по всему миру, а также работают Apple TV+, Amazon, коммерческий Youtube, в России у всех этих гигантских мировых игроков подписчиков совсем не густо. А это значит, что есть место для российских игроков. Среди них такие гиганты, как МТС медиа, Билайн и Мегафон, Теле-2 с Ростелекомом и Яндекс-медиа с КиноПоиском. Всего за последние 1,5 года появилось около 20 стриминговых платформ, они заявляют о себе все громче, хотя находятся на стадии становления. В будущем они будут финансировать производство, прокат, но никто из нас не знает, как нам выстраивать отношения – ни они, ни мы. Главное преимущество интернет-сервисов – это прозрачный результат, возможность отследить посекундно каждого зрителя. Это чрезвычайно важный инструмент, открывающий принципиально другие возможности для коммерциализации нашей отрасти», — отметил Либергал.
Далее началась непосредственно сессия, проходившая в игровой форме. Сначала участники представились и коротко рассказали, зачем они здесь. Среди принявших приглашения документалистов оказались и представители известных региональных студий — из Перми, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Хабаровска. Список участников можно посмотреть. Затем состоялся групповой разбор и первичная обработка поданных при регистрации онлайн инициатив, сортировка их по разным критериям, чтобы понять общую картину болевых точек присутствующих. Всего оказалось таких 68 инициатив (Инициативы А). На следующем этапе были обозначены ключевые игроки рынка (стрейкхолдеры): дистрибутор, прокатчик, кинотеатр, фонд, стриминговый сервис, продюсер, автор и так далее – вплоть до зрителя. Всего было выявлено 25 стрейкхолдеров, после чего каждый участник выбрал для себя одну роль. Например, Евгений Григорьев стал «фестивалем», Евгений Гиндилис — «фондом», Сергей Почин – «меценатом», Алексей Ханютин представлял НКО.
В процессе игры стейкхолдеры предлагали инициативы и выставляли запросы другим стрейкхолдерам. В длительном процессе перемещения по залу разноцветных бумажек, обсуждений, голосований, сформировался короткий список инициатив (Инициативы В, Запросы, Инициативы С), которые были детально разработаны и включены в дорожную карту.
Все этапы сессии – также доступны для ознакомления.
«Собрались лучшие, от кого реально могут зависеть будущие изменения. Собрали дорожную карту с ясными целями и амбициозными результатами до 2023 года. Поздравляю всех причастных… Гильдия неигрового кино жива, в отличие от множества их коллег, которые только и претендуют на перераспределение в свою пользу денег Минкультуры», — написал на своей странице в ФБ Олег Иванов, который провел это мероприятие с подачи Гильдии.
Мы попросили прокомментировать результат сессии президента Гильдии неигрового кино Алексея Ханютина, рассказать, насколько, по его мнению, удалось осуществить задуманное, соответствует ли действительность ожиданиям и что с этой Дорожной картой нам делать дальше.
«Гильдия неигрового кино является индустриальным НКО, и ее главная задача – лоббировать интересы документалистов, продвигать, защищать и развивать нашу индустрию. Но что конкретно мы должны продвигать, защищать и развивать? Какие цели ставить? Тут у нас по сей день царит «полный разброд и шатание». Одни мечтают возродить кинолетопись, другие требуют, чтобы государство воссоздало сеть государственных киностудий, третьи просят обязать государственные телеканалы показывать отечественное неигровое кино. Четвертые, наоборот, хотят, чтобы государство как можно меньше вмешивалось в развитие индустрии. Прошедшая сессия, как мне кажется, навела некоторую ясность в этом вопросе. Мы определили конкретные цели, показатели и объемы, которые наша индустрия должна достигнуть к концу 2023 года. Выделили 12 инициатив, иными словами, 12 механизмов, посредством которых мы превратим неигровое кино в полноценную киноиндустрию. Рисуя картину будущего, мы опирались не только на пожелания творцов – режиссеров и продюсеров. Мы учитывали интересы прокатчиков, дистрибуторов, фестивалей, кинотеатров и киноклубов, киноархивов, киношкол и, разумеется, зрителей. Мы постарались найти финансовые и организационные ресурсы, не связанные с государственным финансированием. Теперь дело за малым: реализовать хотя бы часть нашей дорожной карты. Если нам удастся осуществить хотя бы 25% задуманного – наше индустрия сделает серьезный шаг вперед».
Источник: rgdoc.ru