MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Интервью > «Кинокомиссия – это важный ресурс, облегчающий съемки и лоббирующий интересы киноиндустрии»: Интервью с Валерием Купеевым

«Кинокомиссия – это важный ресурс, облегчающий съемки и лоббирующий интересы киноиндустрии»: Интервью с Валерием Купеевым

В свежем номере газеты СК-Новости вышел важный материал о работе кинокомиссий. Публикуем полную версию.

Все большее внимание кинематографистов в настоящее время привлекает деятельность кинокомиссий и возможность участия в программах рибейтовЭтот институт активно развивается в регионах и поддерживается местными властями. В разработке – ряд тематических региональных законопроектов, открывающих новые возможности для российского и международного кинематографа. Обо всем этом мы решили пообщаться с генеральным директором АНО «Русский офис кинокомиссий» Валерием Купеевым.

В каком виде на данный момент в России существует институт кинокомиссий и какие функции выполняет?
Кинокомиссии на данный момент в России находятся на начальной стадии.  Несмотря на то, что они развиваются несколько лет, этот процесс требует доработки в некоторых регионах нашей страны. Что касается функций, то кинокомиссия в чем-то схожа с неким туристским информационным центром. Когда вы приезжаете в определенную страну или регион, вы можете обратиться за необходимой информацией в специальный центр. В случае с кинокомиссиями, здесь можно найти ответы на вопросы о наличии съемочных локаций, информацию о местной киноиндустрии, наличии оборудования, продакшенов и сервисных компаний, павильонов. Это первоочередные задачи кинокомиссии.
Зачастую кинокомиссии также называют «службой единого окна». В определенном смысле это так, поскольку кинокомиссия может помочь не только с предоставлением информации, но и с получением разрешения на съемки.
Важно понимать, что кинокомиссия – некий офис, потому что в некоторых странах кинокомиссия назвывается не filmcommission, а film office. То есть, это не коллегиальное собрание, а люди, которые непосредственно работают с индустрией.
Если вернуться к вопросу о развитости кинокомиссий в России, то можно отметить, что сейчас они во многих случаях создаются автономно – нет какого-то единого централизованного органа, который бы объединял кинокомиссии на данный момент.

Кто может обратиться в эту «службу одного окна» и какие документы для этого нужны?
Все зависит от региона, от того, как выстроена работакинокомиссии. Если говорить о Московской кинокомисии, то коллеги работают с профессиональными организациями кинематографии. Эти организации могут обратиться в кинокомиссию и получить необходимую консультацию. Запросив локацию, они также могут получить доступ к ней по сниженной цене, по фиксированной ставке, иногда бесплатно.
По поводу пакета документов – опять же все индивидуально. Все зависит от проекта и кинокомиссии. На сайте кинокомиссий есть открытая регулярно обновляемая информация о проектах, которым кинокомиссия помогла.

Можно ли говорить о специфике работы в каждом регионе? Сколько кинокомиссий существует в России?
Количество кинокомиссий в России на данный момент – сложный вопрос, потому что в моем понимании кинокомиссия – организация, функционирующая по международным стандартам. Кинокомиссий, которые функционируют в соответствии с международным стандартом или приближены к нему, на данный момент две. Это Московская кинокомиссия и кинокомиссия Приморского края. Там система выстроена приближенно к той, которую пропагандирует Международная ассоциация кинокомиссий, и функционирует корректно. Конечно, специфика в каждом регионе есть, в этом и заключается большой интерес, потому что в каждом регионе исходные финансовые ресурсы и наличие локаций – разные. Соответственно, в этом творческая задача – выстроить работу кинокомиссии в регионе, который заинтересован в ее создании, таким образом, чтобы использовать наиболее лучшие качества региона для привлечения российских и иностранных кинематографистов.

Способствует ли появление кинокомиссий в регионах развитию регионального кино, съёмочных групп на местах или это только бонус для столичных кинематографистов, которые приезжают снимать в регионы?
Безусловно, появление региональных кинокомиссий, если они выстроены правильно, способствует развитию местной киноиндустрии, талантов, профессионализма, прокатной базы. Во многом, в этом и заключается суть кинокомиссии – лоббировать интересы местной киноиндустрии и не быть придатком более крупной индустрии, региона или страны с более развитой киноиндустрией. Поэтому кинокомиссии в правильном формате функционирования должны производить некую инвентаризацию своей индустрии – понимать, в каких объемах развита местная киноотрасль, сколько компаний способны обслуживать приезжающих кинематографистов, сколько существует оборудования, хватает ли его и, если не хватает, то какие действия необходимо предпринимать.
Задачи кинокомиссий – помогать развивать профессионализм на месте. Важным дополнительным фактором здесь, конечно, может быть развитие дополнительных региональных стимулирований кинематографистов, так называемых рибейтов. В английском языке есть более интересное слово  «inсentives»– стимулятор. Этот термин, наверное, точнее обозначает задачу финансового стимулирования. Это поощрение въезжающих кинематографистов с тем, чтобы они больше тратили денег и развивали местную индустрию. То есть, это такое двустороннее поощрение. Стоит запомнить одну важную вещькинокомиссия институционально напрямую не связана с рибейтами. Кинокомиссия – орган, который помогает развитию индустрии. Рибейты – это финансовая система. Иногда кинокомиссия может обслуживать эту систему, иногда она прекрасно существует отдельно. Но тем не менее сама система рибейтов во многом стимулирует рост и приток съемочных групп в разные центры.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о системе рибейтов.
На мой взгляд, при создании системы рибейтов крайне важно учитывать опыт иностранцев и регионов в других странах, где система работает как часы. Систему придумали не мы, она существует уже много лет, поэтому обязательным я считаю привлечение иностранных консультантов при создании подобного в нашей стране. В России есть достаточно большая путаница с тем, что такое рибейт, что такое кинокомиссия, грант и зачастую это смешивается воедино. Хотя грант и рибейт является финансовой системой, а кинокомиссия является институцией, помогающей съемочным группам, и одно с другим практически не связано. Если говорить о том, для чего нужны рибейты региону, существует много положительных факторов, которые влияют на развитие экономики в регионе. В первую очередь, рибейт – это экономический инструмент. Его задача – развить бизнес и привлечь инвестиции в регион.
Успешных примеров – большое количество. Есть всем известные примеры с развитием кинотуризма в Новой Зеландии – «Властелин колец», о котором уже говорили много-много раз. Каждый пятый посетитель этой страны – кинотурист$580 млн. чистой прибыли или 20% бюджета страны приносят туристы.
Есть и другие примеры – в индийской индустрии один фильм способен привлечь в непопулярный регион в 2,4 раза больше туристов, чем до выхода фильма. Таким образом можно привлечь инвестиции в размере 150 миллионов долларов от туризма, не считая прямой экономической выгоды, посредством расходов самой съемочной группы в регионе. 1,6 млн человек посетили Исландию в 2016 г. после выхода сериала «Игра престолов», частично снятого в местных локациях. Исландская крона выросла на 15% по отношению к доллару в результате увеличения турпотока. Каждый 5 тур в Великобританию покупается с целью увидеть места съемок : «Гарри Поттер», «Гордость и предубеждение», «Робин Гуд» «Код да Винчи», и др.
В целом, кинотуризм вдохновляет людей и на проявление патриотизма: Фильм «Спасение рядового Райана» увеличил турпоток из США в Нормандию на 40%. 

Поступают ли заявки в кинокомиссии от зарубежных съёмочных групп?
Конечнозапросы от иностранных съемочных групп приходят. Работа с иностранцами во многом отличается от работы с российскими компаниями, хотя в идеальном варианте, конечно, система работы идентична, но при работе с иностранцами важно помнить, что кинокомиссиякак исполнитель является лицом страны и по тому, как осуществлена работа, прошел съемочный процесс иностранцы будут судить о том, возможно ли работать с Россией или нет. Это очень наглядно показало предыдущее десятилетие, когда с Россией действительно было очень сложно работать, что выражалось в завышении цен, не совсем качественном сервисе и в свою очередь отразилось на том, как к России относятся сегодня в плане кинопроизводстваНа данный момент мы – так называемая terra incognita для многих стран, хотя наш уровень кинопроизводства существенно вырос. За последние два года в России уже снимали и сериалы «МакМафия» и «Чернобыль», проект Дэнни Бойла «Yesterday».
Интерес к России растет. При работе с иностранцами также важно понимать, как устроена их финансовая система, контрактная система, как работает сам продакшн. Потому что зачастую у иностранцев существуют определенные требования, например, у американцев есть система FCPA, это такой антикоррупционный чек-лист и американские компании при ведении внешнеэкономической деятельности должны требовать от себя и от иностранных партнеров соответствия этому чек-листу. Когда российский партнер проходит через эту систему, американцам гораздо проще и спокойнее с ним работать.

Что бы Вы пожелали начинающим кинематографистам по взаимодействию с кинокомиссиями и участию в рибейтах?
Пожелания те же, что и к уже действующим специалистам – относиться к работе кинокомиссии бережно и профессионально готовиться к съемкам. Кинокомиссия – это важный ресурс, облегчающий съемки и лоббирующий интересы киноиндустрии. Её работа непроста и энергозатратна, поэтому важна правильная отдача и от индустрии – своевременно предоставлять информацию о проекте, съемочных локациях, сроках съемок и, самое главное, изменениях, а также с уважением относиться к работе коллег и используемым ресурсам. Порой некоторые городские локации перестают быть доступными из-за негативного опыта с теми или иными съемочными группами – так из-за нескольких непрофессионалов страдает вся индустрия. Поэтому важно помнить, что после вас в локации будут работать другие, и выстраивать подготовительный и съемочный процесс максимально профессионально. Успехов!

Источник – СК-Новости