MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Новости > Как Россия поддерживает экспорт контента и сотрудничество с зарубежными партнерами

Как Россия поддерживает экспорт контента и сотрудничество с зарубежными партнерами

На виртуальном рынке контента Key Buyers Event: Digital Edition, организованном компанией “Роскино” при поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Москвы, обсудили государственную поддержку креативных индустрий.

В панельной дискуссии «Государственные игроки. Как Россия поддерживает экспорт креативных индустрий и сотрудничество с зарубежными партнерами» приняли участие  заместитель Министра культуры РФ Максим Ксензов, руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин, генеральный директор компании «Роскино» Евгения Маркова, старший вице-президент Российского экспортного центра Никита Гусаков и генеральный директор «Москино», ответственный секретарь Московской кинокомиссии Светлана Максимченко. Сессию провела редактор гуманитарного блока «Российской газеты» Сусанна Альперина.

Евгения Маркова, генеральный директор “Роскино”, отметила важность государственной поддержки для успешного развития отрасли за рубежом.

“Очень важно, что российский контент вышел на мировой рынок с обновленным продуктом. За последние четыре года произошел настоящий прорыв. Среднегодовой рост международных продаж отечественных проектов составил 25%. В 2019 году более 90 российских фильмов вышли в зарубежный прокат, а это в два раза больше, чем несколько лет назад. Количество стран присутствия российского контента увеличилось с 23 до 120, учитывая кинотеатральный прокат, телевизионные права, релиз на VOD платформах… Зарубежные кассовые сборы выросли в три раза, выросло количество фестивальных наград. Россия вошла в топ-10 главных экспортеров сериалов, по версии международной компании The Wit… Все эти успехи говорят о том, что только грамотные и системные меры со стороны государства вкупе с самими усилиями игроков дает необходимый результат и позволяет перейти на новый этап развития. Мы благодарны нашим государственным партнерам за такую поддержку”, – отметила Евгения.

Евгения Маркова рассказала о главных задачах “Роскино” на новом этапе. Среди них – разработка единой стратегии международного развития и консолидация усилий отрасли и государственных партнеров в этом вопросе. Компания также стремится повысить прозрачность российского рынка для зарубежных партнеров и стать для них единым центром информации по российскому рынку, его игрокам, проектам и возможностям, а для отечественной индустрии – стать главным консультантом по новым возможностям зарубежного рынка.

По словам Максима Ксензова, в последние годы внимание уделяется не только творческим, но и инфраструктурным, экономическим, образовательным вопросам развития отрасли, благодаря чему индустрия развивается не только в России, но и за рубежом. Министерство культуры со своей стороны поддерживает отрасль на ключевых международных кинофестивалях и кинорынках – в прошлом году на продвижение отечественного кинематографа было выделено порядка 95 миллионов рублей. Министерство планирует оказывать масштабную информационную поддержку российским проектам, и Key Buyers Event стал важным инструментом такой поддержки, а также одним из первых шагов “Роскино” в новом формате.

Максим Ксензов также прокомментировал возможные даты возобновления кинопроизводства в России.

«Каждый субъект принимает решение по возобновлению съемок самостоятельно на основе заключений главных эпидемиологов субъекта, но, насколько я понимаю, в июне достаточно большое количество субъектов уже разрешит съемки. Поэтому надеюсь, что то, чего все боялись, и что до сих пор находится под вопросом, – сезон не совсем будет потерян для тех, кто планировал съемки летом», – отметил Максим Ксензов.

«В московской индустрии кино и анимации сегодня работает более 9 тысяч компаний и более 5 тысяч из них – индивидуальные предприниматели. В этой отрасли занято свыше 14 тысяч сотрудников, а ее суммарная выручка составляет порядка 182,7 миллиардов рублей. Поддержка кино и анимации является одним из ключевых направлений в деятельности Департамента», — рассказал руководитель столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы Алексей Фурсин.

С помощью субсидий Правительство Москвы финансирует до 100 процентов затрат на участие предпринимателей в международных выставках. Алексей Фурсин также рассказал об организации бизнес-миссий за рубеж для столичных компаний – в пяти прошедших бизнес-миссиях, организованных Московским экспортным центром, приняли участие 70 организаций отрасли кино и анимации из Москвы. 

«По их итогам заключено более 60 контрактов на общую сумму свыше 7,1 миллиона долларов США», — отметил Алексей Фурсин. 

Кроме того, теперь Правительство Москвы компенсирует расходы на экспорт не только товаров, но и услуг и результатов интеллектуальной деятельности, а также услуг по адаптации продукции для вывода на международный рынок. Представители отрасли кино и анимации могут компенсировать расходы на наложение субтитров или дублированный перевод фильмов отечественного производства для зарубежного проката.

Российский экспортный центр (РЭЦ), как государственный институт по развитию экспорта, присоединился к поддержке отрасли креативных индустрий в 2017 году.

Благодаря реализуемой программе МADE IN RUSSIА РЭЦ поддержал более 25 международных мероприятий для отрасли киноиндустрии, разработал и выпустил две новые субсидиарные программы – постановления Правительства РФ №1420 и №1596. 

«Мы разработали и выпустили постановление, позволяющее внедрить инструмент рибейта для международных продакшн-сервисов на территории РФ, вскоре выйдет обновленная версия постановления Правительства, позволяющее поддерживать адаптацию контента на международные языки и маркетинговое продвижение на зарубежных рынках. Мы рассчитываем, что эти меры позволят расширить географию наших проектов за рубежом и заинтересуют международных байеров», – рассказал генеральный директор АО «ЭКСАР», старший вице-президент АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ, Группа ЭЦ) Никита Гусаков.

Никита Гусаков отметил, что для усиления доверия обеих сторон (покупателя и продавца) к международной сделке важно использовать банковские гарантии, которые будут защищать одновременно и продавца и покупателя. Так, кредит на предэкспорт, при наличии контракта, позволит получить недостающую сумму денег для завершения процесса производства на финальных этапах, а кредит под дебиторскую задолженность позволит сократить кассовый разрыв при отсрочке платежа от иностранного покупателя. Группа РЭЦ также готова прокредитовать иностранного покупателя в случае совершения сделки с российской компанией.

«В период международной финансовой нестабильности банковские и гарантийные инструменты особенно актуальны для обеих сторон сделки», – отметил Гусаков.

Светлана Максименко, глава «Москино», рассказала о деятельности Московской кинокомиссии, созданной в феврале 2018 года по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина. За это время кинокомиссия оказала содействие более чем 900 съемкам, среди которых есть и международные проекты, например, «Yesterday» Денни Бойла и сериал HBO «Чернобыль». 

По словам эксперта, Многие международные компании считают, что снимать Москву дорого и проводят съемки в других городах. Но практика показывает, что в подобных кадрах сложно узнать настоящую Москву. Кроме того, съемки в России стоят дешевле, чем на европейских площадках. 

«Создание Московской кинокомиссии — сигнал руководству города, что мы готовы сделать Москву дружелюбным местом для съемок, дружелюбной локацией, как для российских производителей, так и для зарубежных. Мы надеемся, что Москва станет местом съемки новых международных проектов. —  отметила Светлана Максимченко.  — И хотя съемки в Москве были остановлены 30 марта, прием заявок на летний период продолжался. С 9 июня Московская кинокомиссия продолжит оказывать содействие в организации и согласовании съемок в городе. Также мы планируем провести совещание с региональными кинокомиссиями, чтобы синхронизироваться и обменяться опытом».

Справка
Первый виртуальный рынок российского контента Key Buyers Event: Digital Edition, организованный компанией “Роскино” при поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Москвы, пройдет онлайн  с 8 по 15 июня

Более 120 российских компаний представят 300 новых фильмов, сериалов, анимационных и документальных проектов, телевизионных шоу 400 закупщикам и продюсерам из 55 стран мира

Мероприятие открыла Аня Чиповская, ставшая лицом Key Buyers Event в этом году.

Генеральными партнерами мероприятия стали крупнейшие российские холдинги: “Национальная Медиа Группа” (Art Pictures Studio, “Водород”, СТС Медиа, more.tv, 5 канал) и “Газпром Медиа” (субхолдинг ГПМ РТВ, “Централ Партнершип”, телекомпания НТВ), а также кинокомпания СТВ и студия Yellow Black and White.

Помимо показов фильмов и сериалов, презентаций российских медиа компаний и питчингов, на площадке пройдет международная конференция. В рамках 14 дискуссионных панелей российские и зарубежные эксперты обсудят актуальные проблемы и вызовы российской и мировой кино- и телевизионной индустрии, поговорят о возвращении к производству после пандемии, международном успехе российских проектов, развитии формата screenlife и многом другом. Расписание панельных дискуссий здесь.

Участникам Key Buyers Event будет доступна и уникальная культурная программа: показы концертов классической музыки, онлайн-экскурсии по Москве и главным музеям столицы, и специальная детская программа.

Подробнее – на сайте мероприятия: http://keybuyersevent.com/

Или у нас напрямую:
pr@roskino.org
+7 985 151 92 77