MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Обзоры > Антон Желнов: «У нас будет несоветское прочтение Бондарчука, который несоветскими глазами прочитал Толстого»

Антон Желнов: «У нас будет несоветское прочтение Бондарчука, который несоветскими глазами прочитал Толстого»

В рамках XIV Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало» режиссер Фёдор Бондарчук, а также журналисты Антон Желнов и Денис Катаев представили свой документальный фильм, посвященный Сергею Бондарчуку. Авторы показали некоторые фрагменты картины и рассказали о её создании.
Участники встречи поделились, что в своей работе они показывают советского режиссера Сергея Бондарчука с самой «несоветской» стороны. Несмотря на то, что режиссер жил и творил в закрытой стране, он сумел поработать с иностранными коллегами и существенно повлиять на развитие международного кинематографа.
Фёдор Бондарчук:
— Мне бы хотелось верить, что это кино не открытка к столетнему юбилею, а разговор о влиянии творчества Бондарчука и его картин на работы больших международных режиссеров и вообще на развитие глобального кино. Это тот период времени, в котором хотелось бы разобраться.
Антон Желнов:
— Мы пришли к тому, что охватили именно период оттепели, с 56 по 68 год. Время надежд, время, когда режиссеры стали снимать за границей, когда послевоенная Европа была открыта Советскому Союзу. Это уже другое дыхание страны и другое дыхание кино. И мы отталкиваемся от этого периода. У нас действительно Сергей Федорович рассматривается в контексте картин, которые прозвучали на Западе, повлияли на режиссеров других стран, срезонировали там.
Денис Катаев:
— Международный контекст очень важен для нас, потому что этот фильм — еще об утраченных иллюзиях той эпохи. Она дала многим надежду на новые советские лица, послом которых и был Сергей Федорович на Западе в это время. Что же было особенного там? Какие герои связаны уже неразрывно? Какие волны связаны с нашей волной советско-оттепельной? Это очень интересно раскрыть, наши герои для многих зрителей будут сюрпризом: от Годара до Кристи Пую. Это энциклопедия того времени. При этом мы хотим сделать большой спектакль, показывающий всю красоту той эпохи. Такую же красоту, которую Сергей Федорович показал в «Войне и мире», о России, которой хочется гордиться и которую мы потеряли.
Как работали
Авторы проекта долго и кропотливо собирали по всему миру факты, связанные с Сергеем Бондарчуком. Они подчеркнули, что именно эти, казалось бы, утерянные детали и создали атмосферу картины.
Денис Катаев:
Пьер Леон – известный французский интеллектуал и режиссер. Он вообще в фильм попал фактически в последний момент, это очень интересная история. В поезде из Лондона в Париж удалось с ним договориться буквально в переписке. Он очень стеснялся. Дело в том, что его мама снималась в массовке «Войны и мира», он не может ее найти и попросил нашей помощи. А папа работал корреспондентом в Москве, был на съёмочной площадке фильма «Война и мир» и сделал оттуда гениальные фотографии.
Антон Желнов:
На этой неделе мы снимали в Мэри-Лэнде, штат Балтимор. Администратор кинотеатра, который тогда работал на премьере «Войны и мира», прислал нам фотографии, где он стоит в казачьем обмундировании и весь персонал этого кинотеатра превратился в карнавал. И это была первая голливудская премьера, которая сопровождалась таким праздником. Он нам рассказывал истории о том, как люди стояли в очереди, какие были сеансы. Фактически зритель закрывался в кинотеатре на время, которое занимает перелет между Москвой и Нью-Йорком.
Новый Бондарчук
Фёдор Бондарчук:
— Безусловно, я открыл что-то новое при создании фильма «Бондарчук». Например, меня удивил материал из итальянской студии в Риме. Я такого Бондарчука не видел и такой энергии не чувствовал никогда. Многие материалы, книги и дневники появляются сами, и Антон иногда мне в ночи присылает студийные киножурналы, где я вижу своего отца, которого, казалось бы, знаю в других обстоятельствах, в каком-то совершенно другом проявлении. Я уже не говорю про рассказы друзей, которые знают его лично. После таких интервью, конечно, по-новому узнаю и отца, и его творчество.
Денис Катаев:
— Мы с Антоном узнали совсем другого Сергея Федоровича. С одной стороны советский герой, как его называют «лев», «русский медведь», а с другой стороны мы видим итальянского аристократа, которых на равных ведет себя с Феллини, Росселлини. Если не знать советского контекста, то совсем другой образ создается. Вот на этой грани, на этой двойственности, трансформации мы тоже будем играть. Это очень интересно, когда герой в процессе фильма предстает с двух сторон и не понятно, где правда, где нет. Но фильм об иллюзии, и любое кино об иллюзии. Мы знаем, что не существует документального кино именно реальности, ее невозможно зафиксировать. Мы будем творить какой-то миф.
Антон Желнов:
— Для меня поворотным моментом, который сформировал отношение этому материалу, стал поход в «Октябрь», где смотрели «Войну и мир». Мы провели там восемь с половиной часов, и я вышел потрясенным. Я увидел в этом большой эпос, большую сагу, совсем не пропагандистскую. Понятно, что у нас всегда есть предубеждение относительного советского кинематографа, есть чувство: раз это был большой госзаказ, то сейчас мы увидим пропаганду. Я был так рад тому, что ничего такого там не увидел. И потом, когда мы уже стали смотреть в архивах «Мосфильма» переписку Сергея Федоровича с Фурцевой, которая формально заказывала эту картину, мы нашли, как он отстаивает, чтобы там не было «мертвого языка». Несоветское прочтение Толстого – для него было принципиально важным. У нас будет несоветское прочтение Бондарчука, который несоветскими глазами прочитал Толстого.
Также создатели фильма «Бондарчук» отметили, что, несмотря на пандемию, им удалось отснять больше половины материала и на данный момент они в стадии завершения работы над монтажным сценарием, а вскоре приступят к самому монтажу.  Фёдор Бондарчук подчеркнул, что перед командой картины не стоит четкого дедлайна, однако они постараются представить ее до конца этого года.
ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять