Авторское кино – простыми словами о сложном
У понятия «авторское кино» нет четкой даты возникновения. Как водится, концепция, появившаяся в киноиндустрии, витала и развивалась на протяжении многих лет, пока не оформилась окончательно. Еще в середине 20-х гг. XX в. различными деятелями кинематографа высказывалась мысль, что при создании кинокартины должен быть единственный человек, задающий её тон и ритм подобно композитору симфонии.
Полноценно идея сформировалась только к середине прошлого века. Одно из первых официальных упоминаний данного термина содержится в статье Франсуа Трюффо – французского режиссера, актера, сценариста, критика. В 1954 г. он печатает манифест под названием «Одна тенденция во французском кино», в котором выказывает неодобрение «качественным традиционным фильмам» со «стереотипными и однообразными современными сценариями». В то время на европейский кинематограф все еще сильно влияла Франция, где правили бал продюсеры и сценаристы, а не режиссеры, как нынче. И вот в противовес им Трюффо упоминает «авторское кино» и особо подчеркивает, что его создают кинематографисты.
К сожалению, в статье он не раскрывает понятие шире. Но дальнейшее формирование концепции «авторов» в разных странах, в особенности в США, определяет их как людей, выработавших собственный киностиль с уникальными характеристиками и приемами, заметный, узнаваемый даже простыми зрителями.
По теории авторского кино кинокартина является произведением искусства, а режиссер – автором и ключевой фигурой всего процесса. И это в корне отличалось от кинематографа первой половины XX в., где фильм был проектом киностудии с совокупной работой сценаристов, режиссера, оператора, актеров и композитора. Развитие идеи в Европе ассоциируется с режиссерами Французской новой волны. Ну а в Америке ярким представителем стал непревзойденный Альфред Хичкок.
В 1961 г. теория активно начинает использоваться в американских журналах, освещающих киносферу. Что стало дальше, мы знаем: сегодня авторское кино – абсолютно официальный и признанный в киноиндустрии термин для обозначения фильмов определенного рода.
Авторское кино и арт-хаус
Не каждый зритель улавливает разницу между первым и вторым, потому разъясним отличия «на пальцах». Сопоставление данных понятий в какой-то мере сродни вопросу о курице и яйце: не понятно, что появилось первым, что из чего вытекает и т.д. Поэтому рекомендуем просто держать в уме следующее: авторское кино – то, про что вы читали выше; арт-хаус – пласт фильмов, целая ниша, куда относят картины, не рассчитанные на массового зрителя (например, фестивальные или авторские).
А вот и список, что нужно посмотреть из авторского кино
…могли бы написать мы, если б существовал какой-то единый признанный ресурс с таким рейтингом. Но ресурсов много, и можно только посоветовать выбрать наиболее популярные – тот же IMDb или Кинопоиск, – и там уже открывать подобные списки.
Плюс порекомендуем просматривать фильмы, представленные на мировых кинофестивалях – Каннском, Берлинском, Венецианском и т.д. Большая часть из них являются как раз авторскими. Российский режиссер Андрей Звягинцев не раз получал Гран-при на различных фестивалях, поэтому обратите внимание на его картины. Ищите, смотрите, изучайте – и вы обнаружите, что авторское кино может оказаться бесконечно увлекательным и интересным!