MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Рецензии > Будущее уже изменило прошлое – о фильме «Довод»

Будущее уже изменило прошлое – о фильме «Довод»

После множества переносов 3 сентября в прокат выйдет блокбастер Кристофера Нолана «Довод». Мы уже писали о режиссёрском стиле художника, а теперь рассказываем о повторяющихся фокусах и превалировании формы над содержанием в его новом творении.

Безымянного героя «Довода» (Tenet, 2020), агента ЦРУ зовут «Протагонистом» (Джон Дэвид Вашингтон), он стал свидетелем захвата террористами оперы. Во время освободительной операции мужчина замечает, что некоторые объекты начинают двигаться инверсивно, то есть в обратную сторону. Мировая катастрофа произойдёт, кто-то из будущего посылает сигналы, что её надо остановить.

Кристофер Нолан продолжает снимать кино об искажениях времени, памяти и пространства. В «Интерстелларе» (2014) прошлое, настоящее и будущее соприкоснулись друг с другом, а в «Доводе» будущее прямо вмешивается в события прошлого. Главный герой фильма напоминает Леонарда Шелби (Гай Пирс) из «Помни» (2000): он тоже ведомый, тоже пытается осознать произошедшее и происходящее по крупицам информации. Нолан опять показывает события-фокусы, понимание которых происходит в последующих кадрах. В «Престиже» (2006) это случилось с трюком с птицей, в «Интерстелларе» со странными знаками в комнате героини Мёрф, а в «Доводе» почти каждая сцена приобретает второе, истинное значение по ходу продвижения истории. Поэтому сюжетом фильм похож на уробороса, змею, кусающую себя за хвост.

В «Доводе» человеческих чувств ещё меньше, чем в «Начале», они заменяются экшеном. Та глубокая связь людей, которая легла в основу «Интерстеллара», исчезла в «Доводе», где отношения героев подменяются описательными диалогами: «дама в беде» Кэт (Элизабет Дебики) всё время будет говорить о любви к сыну, но зритель увидит их вместе лишь пару раз.

Сложная архитектура «Довода» доказывает мастерство режиссёра, но с каждым проектом Нолану интересней визуальное воплощение идей, чем сам концепт. Чем дальше время уходит от первых, наиболее изящных фильмов автора, тем больше становится трюков и спецэффектов, тем больше локаций и масштаб действия, тем меньше человека и его жизни. «Довод» является голливудским шпионским боевиком, внешне построенным на псевдонаучной теории со сложными словами о перемещении во времени, но остающимся в глубине типичной нолановской историей о ценности семьи и силе любви.

 

Дмитрий Елагин