Франсуа Серр: «Короткий метр — это пространство для экспериментов». Беседа с директором фестиваля и форума иммерсивного и интерактивного кино Courant 3D
Директор фестиваля и форума иммерсивного и интерактивного кино Courant 3D, педагог, программный директор секций «новых технологий в кино: Nouvelles technologies/nouvelles écritures» нескольких международных кинофестивалей Франсуа Серр принял участие в акции «День короткометражного кино», которая проходит до 31 декабря в России.
В беседе с генеральным директором агентства VOSTOK, продюсером Янной БурякФрансуа Серр рассказал об инструментах искусственного интеллекта в кино и их доступности для молодых авторов, о Платоне и цифровых аватарах азиатских блогеров, а также об экспериментах Netflix.
Франсуа, расскажите, пожалуйста, о фестивале Courant 3D в Ангулеме, который Вы проводите.
Это достаточно нетипичный фестиваль, открытый для широкой аудитории, с одной стороны, но в рамках которого происходят важные профессиональные встречи. На фестивале мы занимаемся так называемым новым кино и демонстрацией новых творческих методов и новых технологий. Как мне кажется, именно новые технологии порождают новые формы.
Отмечу, что на сегодняшний день в мире есть 3 аналогичных фестиваля: Фестиваль нового кино в Монреале (Montreal Festival of New Cinema), Courant 3D в Ангулеме (Angoulême Festival Courant3D) и недавно появился новый фестиваль во Вьетнаме.
Возвращаясь к Ангулему, отмечу, что это в целом удивительное место, где всегда царит творческая атмосфера и проводятся различные мероприятия. Здесь встречаются люди, которые пытаются пробовать что-то новое, экспериментируют с современными технологиями. Ангулем — это французская столица анимации. Помимо этого в городе есть Национальная школа видеоигр и Национальный центр комикса и изображения.
Courant 3D — прежде всего фестиваль короткого метра, а короткий метр, в свою очередь, является для меня неким пространством эксперимента и развития для кинематографа и аудиовизуальной сферы в целом. В соответствии с этим мы ищем молодые таланты — от режиссёров до продюсеров — тех, кто готов применять новые концепции и технологии, экспериментировать с новыми творческими методами. Конечно, это проще делать в коротком метре, нежели в полнометражном фильме. Короткий метр отвечает определённым требованиям в рамках хронометража и поэтому он кажется более актуальным для нас. Соответственно на нашем фестивале всегда представляются какие-то любопытные творческие формы, но особенно нам интересны именно технологии.
В рамках фестиваля проводятся конкурсы по следующим направлениям: «Виртуальная реальность», «Дополненная реальность», «Интерактивность», «Искусственный интеллект», «Вертикальный формат» и т.д. Недавно добавился формат под названием VTube — ролики, героями которых являются мультяшные виртуальные персонажи. Это направление совсем недавно зародилось в Японии и сегодня очень быстро набирает популярность среди молодёжи.
Что вы вкладываете в понятия иммерсивность и интерактивность?
Когда я говорю о погружении, иммерсивности, я обращаюсь и к философии. Само понятие погружения появилось ещё у Платона. Знаменитый древнегреческий мыслитель охарактеризовал его как совокупность ощущений, полученных от зрелища, не являющихся точным отображением реальности, а лишь представление о ней. Существуют разные уровни погружения. Когда я читаю книгу в тишине, у меня ощущение глубокого погружения, но, если я сяду с ней на оживленной дороге, моё погружение в историю будет совсем иным. Этот принцип действует и с приходом инновационных технологий, в том числе в кино. Кинозал играет определенную роль, обеспечивая как раз то самое погружение в историю. Как мы видим, технологии дополняют историю, появляются новые методы погружения, и именно над ними мы работаем.
Что касается интерактивности, на сегодняшний день существует множество исследований, есть крайне мощное программное обеспечение. Здесь можно отметить, что чем лучше проработана интерактивность, тем лучше погружение. Взять, к примеру, компьютерные игры или smart TV— в них есть интерактивность. Netflix начал эксперименты с интерактивностью, транслируя фильмы, на развитие сюжета которых влияет сам зритель. Из нашего кинофорума выросла такая интерактивная картина Tantale (2016) которую вы могли увидеть на нескольких крупных фестивалях, в том числе в Клермон-Ферран. Мне кажется, что все эти процессы чрезвычайно интересны.
Почему Courant 3D — это сначала про технологии и уже потом про само кино?
Мы крайне озадачены тем, чтобы знакомить фильммейкеров с новыми технологиями. Кино немыслимо без технологий, а они стремительно развиваются. Вместе с этим появился «новый язык», который подразумевает рождение специфической «артикуляции», связанной с дополненной реальностью. Для этого нужен новый нарратив и новый рассказчик. И, как мне кажется, здесь существует большое пространство для деятельности.
Кино меняется, оно развивается, и это очень важно понимать. На мой взгляд, сегодня формат нового кино — это формат 5.0. Если провести аналогию с web-технологиями, web — это версия 1.0, это просто набор контента. Далее появилась интерактивность, возможность участия пользователей — это 2.0. Затем появился персонализированный контент, когда вы купили в интернете ботинки, а через неделю вам начинает приходить реклама похожих ботинок — это 3.0. Потом добавился искусственный интеллект, с помощью которого упростился и ускорился процесс обработки ваших данных, чем как раз занимаются Netflix и Facebook. Это 4.0.
Но сегодня появилась еще одна модификация — акселерация, ускорение всех процессов — на фоне пандемии всё уходит в онлайн. Мне кажется, то, как трансформируется наша реальность — серьёзный повод для размышлений. Возьмем те же фестивали. Изначально они были ориентированы на присутствующего зрителя, а сегодня перешли в цифровой формат. Что будет потом? Скорее всего, онлайн никуда не денется.
Аналогично с другими сферами нашей жизни. Возьмём хотя бы спорт. Спортсмены не могут соревноваться на стадионах, кортах, полях. Спонсоры задались вопросом: куда теперь вкладываться? И начали инвестировать в киберспорт.
То же самое произойдёт в кино — на мой взгляд, нам будет сложно вернуться в офлайн, и возникнет новая онлайн-кинематографическая культура.
Согласна. И наше дело — её развивать. Теперь к вопросу об искусственном интеллекте. Вы так же фундаментально подошли к этой теме, даже открыли кафедру во Вьетнаме?
Да, вместе с местным политехническим институтом (Hanoi University of Science and Technology– ред.) мы открыли кафедру ИИ (здесь и далее ИИ —искусственный интеллект — прим. ред.) в Ханое. У нас есть магистерская программа по новому кино, в рамках которой мы задаёмся всеми этими вопросами. Нужно знать, что этот институт является пятым по масштабу институтом изучения ИИ в мире.
В целом отмечу, что как таковой интеллект в ИИ ещё не существует. Это просто некие компьютеры — очень мощные, способные перебирать огромное число вероятностей. Да, мы знаем, что в основном эта технология применяется в сфере безопасности, военной сфере, экономике, переводах. Но в 2018 году в цифровом искусстве были заданы определённые тенденции использования ИИ. Было решено, что ИИ может являться автором произведения искусства. И обратного пути нет.
В настоящее время существует ряд потенциальных направлений для использования ИИ в сфере кино и аудиовизуального искусства — это написание сценариев, реставрация старых фильмов, постпродакшн картинки и звука, отбор проектов, продюсирование, управление бюджетами, субтитрирование, дубляж и работа в продвижении контента.
Уже 2 года мы принимаем заявки от режиссёров, которые снимают фильмы, прибегая к помощи ИИ.
Расскажите об этом подробнее.
Как известно, первым фильмом, снятым по сценарию, полностью написанному ИИ, является Sunspring (2016). Автор сценария — робот по имени Бенджамин.
В Ангулеме мы работали над одним анимационным фильмом, при создании которого его продюсер использовал инструмент под названием «золотые рыбки». Этот инструмент позволяет делать автоматические анимационные фильмы. И вот режиссёр сама написала подробный сториборд, а далее ИИ на основании этого сториборда создал фильм. И притом весьма неплохой.
Затем этот принцип был применён в полнометражном анимационном фильме Josep (2020). Примерно половину этого фильма создал ИИ.
Инструменты искусственного интеллекта успешно начали применяться для создания массовки. Теперь, вместо того чтобы приглашать актёров массовых сцен, вы сможете заполнить кадр людьми с помощью ИИ. Можно будет перемещать героев при помощи джойстика, а можно заранее задать алгоритм их действий, и тогда они начнут двигаться сами. Кроме того, вы сможете создавать места, куда они будут ходить или наоборот — не будут. Программа учтёт это, и далее персонаж начнёт жить собственной жизнью в вашем фильме. Все эти инструменты уже используются в компьютерных играх и, скорее всего, мы очень скоро увидим их в кино.
Сейчас набирают популярность цифровые аватары, через которые представляют себя инфлюенсеры. Они танцуют под музыку, написанную искусственным интеллектом, ведут репортажи и, я уверен, в скором времени начнут сниматься в кино. В этой связи в 2021 году на фестивале мы открываем секцию VBeat (VTube & AI). Нас удивило, насколько быстро этот формат развивается, особенно во время пандемии. Поэтому такого рода работы теперь мы отдельно будем отбирать для участия в конкурсе.
Технологии ИИ помогают в реставрации старых фильмов. Возьмем, к примеру, картину «Прибытие поезда». Если увеличить исходник, качество будет плохим, но если использовать инструментарий ИИ, можно «достроить пиксели», уменьшить количество артефактов и получить более высокое качество материала. Таким же образом ИИ позволяет перерабатывать в 8К кадры, выполненные в HD.
Крупные компании, тот же Netflix, использует ИИ при дубляже, без привлечения актёров озвучки.
Сегодня доступны хорошие программы для субтитров. YouTube и программу Google Translatotron, — продвинутые инструменты для автоматического перевода. Мне кажется, эти инструменты можно и нужно использовать авторам короткометражных фильмов, потому что сегодня короткий метр становится всё более заметным на международной арене.
Нужно ли начинать применять новые технологии обработки кадра? Важно ли эстетическое качество работ, отправляемых на фестивали? Ведь фильмы, снятые на веб-камеру и на «Алексу», имеют совершенно разное качество.
Что касается эстетики, здесь можно привести пример с дроном. За короткое время дроны вторглись во вселенную кинематографа. Ещё несколько лет назад это было немыслимым, но сегодня эти летающие устройства активно участвуют в производстве аудиовизуального контента. Как мне кажется, в творческом процессе всегда есть два направления: одно связано с техническим качеством, второе — с качеством содержания. И на любом фестивале всегда предпочтение отдаётся качеству содержания, то есть если у вас красивые кадры и техника хорошая, тем лучше, но тем качество содержания и качество техническое не всегда должны сходиться, иногда они расходятся.
Вспомните, когда появилось новое поколение камер, экстремальные спортсмены начали снимать собственные прыжки с парашютом и прочие подобные вещи. И, конечно, это довольно быстро повлияло на жанр экшн. Получилось так, что в экшне уже не могло быть кадров более низкого качества, чем то, что выдавала такая любительская съёмка. И вскоре устройства данной категории начали массово использовать в кинопроизводстве.
Франсуа, скажите, как максимально повысить шансы на успех своей работы?
Многие компании задаются этим вопросом, и ответом на него снова будет ИИ. Все тот же искусственный интеллект позволяет максимизировать шансы на успех фильма на разных уровнях. В частности, на финансовом уровне, но также на уровне запечатления в историческом моменте, такие инструменты есть. Например, Cinelytic — анализатор сценариев, который выкупила компания Warner Brothers. Теперь все сценарии, которые попадают к ним, проходят фильтрацию посредством данной программы.
Нужно понимать, что Netflix и аналогичные платформы (Facebook, например) уже давно анализируют ваше поведение, потому что у них тоже есть свои цели. Соответственно, когда Netflix выбирает сценарии для своих сериалов, они обрабатывают громадное количество данных пользователей для того, чтобы понять, как публика отреагирует на тот или иной проект. То есть, в зависимости от вкусов зрителей, от рентабельности, высчитывается вероятность успеха того или иного сценария, причём довольно-таки эффективно. Да, конечно, это немного смущает, но теперь это — наши реалии, нужно их принять.
Мне кажется, авторам ещё очень важно понимать, что все эти форматы активно финансируются государственными и региональными властями.
Согласен. Причём финансирование идёт не только со стороны государства — частных инвесторов тоже можно найти. Человек так устроен, что он всегда вкладывается в исследования чего-то нового, это заложено в его природе.
К тому же короткий метр, пожалуй, наиболее восприимчив ко всякого рода технологическим экспериментам.
Да. Если, например, взять виртуальную реальность, я бы сказал, что 99% фильмов с виртуальной реальностью — это программы, которые длятся не более 30 минут. То есть формально это всё — короткий метр. И сейчас идёт поиск людей, которые умеют писать и рассказывать истории в новом формате. Для нас это всё ещё соответствует кроткому метру. Если мы снимаем вертикальные видео, это сейчас очень распространено в TikTok и онлайн-рекламе, то здесь речь идёт исключительно о короткометражных фильмах, поскольку их задача — рассказать историю за короткое время.
В России за последний год стал очень популярен формат Screenlife. Скажите, он представляет интерес для Франции?
Как мне кажется, этот формат будет всё более и более популярен в будущем, потому что сейчас есть синтез творчества инфлюенсеров и аудиовизуального формата. Сегодня один из способов заработать деньги — стать инфлюенсером. И если вы им станете, это изменит вашу жизнь, а заодно и нашу. Поэтому мне кажется, что этот феномен будет занимать всё больше и больше места во Франции.
Вообще сейчас вертикальный формат очень популярен, потому что это определенный способ повествования. Многие приложения уже ориентируются на вертикальный формат.
Посмотрите, как быстро телевидение приспособилось к вертикальному формату. Журналисты поняли, насколько это популярно, и теперь у них за спиной — сцены из Screenlife. Полагаю, что это тоже окажет влияние на наш короткий метр в перспективе.
Расскажите о ваших проектах с российскими партнерами.
Недавно я выступал с докладом в Эрмитаже, на круглом столе «VR и AR в музеях: развлечение или новый источник знаний?», организованный в партнерстве с Institut Français. Благодаря агентству VOSTOK у нас теперь есть партнеры в России. В скором времени мы запустим конкурс вертикального кино и конкурс в формате VBeat в России. Также мы работаем над созданием фестиваля нового кино в вашей стране, так что ожидайте.
Беседу провела продюсер, генеральный директор агентства Vostok Янна Буряк.
Проект «Moviestart: серия интервью для молодых кинематографистов» реализуется с использованием гранта, предоставленного Федеральным агентством по делам молодёжи (Росмолодёжь).
Проект знакомит начинающих кинематографистов, живущих в разных российских городах, со спецификой творческого процесса от дебютантов и мэтров кинематографа.
Подробная информация о проекте на сайте.
#Росмолодежь, #Росмолгрант, #Ресурсцентр, #ВКМП, #Россиястранавозможностей