MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Никита Брусин: Нам нужны режиссёры, которым нужны композиторы

Никита Брусин: Нам нужны режиссёры, которым нужны композиторы

фото: пресс-служба фестиваля Kinorex

В Москве в апреле прошёл Kinorex – киномузыкальный фестиваль уникального формата, дважды обладатель гранта «Тавриды». Уже второй год молодые режиссёры и композиторы объединяются в команды и вместе работают над саундтреком и музыкальным оформлением к короткометражному фильму. Генеральный продюсер Kinorex Никита Брусин рассказал MovieStart о том, как провести международный фестиваль в сегодняшних условиях и как помочь режиссёрам и композиторам найти своего творческого союзника.

— Никита, расскажите, пожалуйста, о фестивале: в чём его значение для отрасли, для страны?

— Основная наша задача – познакомить ребят. На сегодняшний день происходит некий дисконнект в отраслях кино и музыки. В институтах, где обучаются режиссёры, нет композиторского факультета, студенты должны искать автора музыки где придётся: либо платить большие деньги профессиональным студиям, либо делать что-то самим, либо ограничиваться тем, что нашли в интернете.

Такая же история у композиторов. У нас много консерваторий, академий, институтов культуры, где учатся действительно хорошие ребята. Студенты занимаются этим профессионально, ищут возможность применить свои умения. То есть везде есть профессионалы, всем нужно собирать портфолио, но при этом площадок, куда можно обратиться, практически нет.

В 2020 году на арт-кластере «Таврида» мы впервые предложили решить эту проблему с помощью нашего фестиваля. В голове был образ условного «Тиндера»: листаешь, смотришь, что тебе больше нравится, и работаешь с этим автором. По этому принципу мы и создали нашу платформу, куда конкурсанты размещали свои заявки. После фестиваля у всех участников остались  контакты друг друга. Теперь они знают, к кому можно обращаться в дальнейшем. В идеале мы, конечно, хотим, чтобы все находили «творческую пару» на всю жизнь, как, например, Михалков с Артемьевым, но главное для нас – создать условия, в которых можно будет «свести» как можно больше творческих единомышленников.

— Как прошло мероприятие в этот раз? Сколько было заявок, работ? Чем отличились конкурсанты?

— Наш фестиваль на удивление вызвал большой международный интерес. Огромная часть заявок поступила из-за границы. Больше 420 работ зарубежных режиссеров. Были фильмы из Испании, Латинской и Северной Америки, Мексики, Колумбии, Бразилии, Чили, Аргентины, Кореи. Испанцы благодарили за возможность участвовать в конкурсе. Для них участвовать бесплатно в фестивале за гранью понимания: когда тебе и музыку дадут, ещё и с композитором познакомят. У них другое устройство общества, ничего бесплатного нет, поэтому для них это была уникальная возможность.

В этом году на фестивале получились очень неожиданные дуэты режиссёров и композиторов. Некоторые международные союзы вышли в финал и стали победителями в номинациях. Например, работа «Lus De Mar» испанского режиссёра Джона Доу и русских композиторов Игоря Тарабрина и Екатерины Евменьевой стала победителем в номинации «Оркестровая музыка».

фото: пресс-служба фестиваля Kinorex

— Вы считаете, что опыт сотрудничества с конкурсантами из других стран был успешным?

— Да, это было прекрасно. Мы опасались, что в связи со всеми событиями, которые сейчас происходят, иностранные конкурсанты могут отказаться участвовать в нашем проекте, но ребята были с нами, за что мы их искренне благодарим. У нас не было ни одного иностранного участника, который прекратил сотрудничать.

— Существует стереотип, что заказать музыку для фильма – очень дорого. Так ли это?

— Кино вообще недешевый процесс, но услуги кинокомпозитора в нём не самое дорогое. К тому же они сильно различаются в цене, в зависимости от задач и возможностей проекта. Если это немое кино и там везде нужна фоновая музыка, то это одна история. Если это музыка, как в Marvel, где создают классные треки и необходимо несколько тем для супергероев, то там предполагаются другие условия. А так, в целом, во многих фильмах можно обойтись приемлемой ценой, достойной уровня работы конкретного композитора. Опять же, если будут площадки, где авторы с демократичными ценами смогут размещать свои предложения, а режиссёры смогут сразу же оценить качество, то и вопроса этого возникать не будет. Заходи и смотри.

— В каких жанрах были произведены композиции, принявшие участие в фестивале? Если рассматривать их в контексте того, что музыка является неким отражением настроений в обществе.

— Киномузыку лучше рассматривать не как жанр, а как часть кинопроизведения. Она должна помогать раскрыть идею фильма. В 2022 году картины все были абсолютно разные, у каждого режиссера свой замысел, стиль. «Твой прямой эфир» – отличная работа на остросоциальную тематику: ясная, понятная история об опасных играх подростков. Приз зрительских симпатий и гран-при конкурса отдали мультфильму «Галчонок» – самому доброму, искреннему фильму с хорошей концовкой. Остальные работы были сложные, философские.

Но всё, разумеется, на вкус и цвет: кому-то нравится углубляться в сюжет и мучиться вопросами после фильма, а кому-то просто хочется посмотреть кино и отдохнуть. Всё индивидуально. Нам не особо важен жанр фильма, это может быть и документальное кино, потому что там работать  с музыкой также сложно, нужна «правильная» мелодия и атмосфера.

— Приведите, пожалуйста, наиболее яркие примеры коллабораций конкурсантов и кинематографистов. Можете назвать фильмы, в которых звучат их композиции?

— Наш проект молодой, а конкурсанты – начинающие в индустрии. Но чем мы точно можем гордиться, так это тем, что конкурсанты продолжают дружить и работать. Так, победители прошлого года Н. Ямов и Н. Шибалова после проекта продолжают общаться, Надежда сотрудничает с Art Masters, а с фильмом «Эхо в облаках» (победитель 2021 г.) принимает участие в других фестивалях и конкурсах. Цель Kinorex – объединить двух художников, мы эту задачу успешно решаем. Продвижение  композиторов в индустрии – следующий этап, который мы осторожно планируем в будущем. 

— По Вашему мнению, не возникнет ли проблем с музыкальным оборудованием в среднесрочной перспективе? Если мы используем зарубежную аппаратуру.

— Это, скорее, проблема не композиторская, а звукорежиссёрская. Мне кажется, что в скором времени найдутся другие страны, которые будут это всё предоставлять. В любом случае, когда-нибудь ситуация наладится, и всё вернётся на круги своя.

Какие возможности и проблемы у конкурсантов по части их интеграции в киноиндустрию и шоу-бизнес России? Как решить их?

— Одну из важнейших проблем решает наш фестиваль. В стране очень много талантливых композиторов, которые вынуждены совмещать профессию с другой работой просто потому, что не смогли найти то место, где смогут зарабатывать своим творчеством. Необходимо показывать наших композиторов, представлять их потенциальным заказчикам и работодателям. Если мы хотим развивать креативную индустрию в России, то необходимо объединять все сферы. Например, арт-кластер «Таврида» создаёт креативный университет, где будет соединение всех творческих направлений. В неформальной обстановке смогут пообщаться режиссёры и композиторы, попробуют придумать что-то новое. Самое главное – создание благоприятной среды для общения между людьми и создания проектов. Для начала, людей надо познакомить и дать понять, что они есть друг у друга.

— Как композитору и кинематографисту найти друг друга?

— Пойти на фестиваль Kinorex! Без шуток. Больше таких площадок ни в России, ни в мире я найти не смог. Полно конкурсов для режиссёров и композиторов, но площадок, где они бы знакомились, нет. У нас есть всё, и мы должны использовать возможности. Мы верим, что наш фестиваль стает неким пространством, куда будут приходить те, кто хочет создавать качественное, интересное, а самое главное, уникальное кино.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять