«Дни короткометражного кино-2022»: смотрим и анализируем. Часть 1
В России и ряде стран мира до 15 февраля при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проходит международный фестиваль «Дни короткометражного кино» (Short Film Days). В программу вошли игровые, документальные и анимационные фильмы. Цифры фестиваля впечатляют: 53 фильма в конкурсе, десять тематических программ. Выпускники курса практической кинокритики Московской школы кино (куратор – Всеволод Коршунов) заранее посмотрели некоторые фильмы фестиваля и подготовили рецензии.
Пип happens
«Как с Максимом х(пип)ня случилась», Россия, 2022, реж. Виталий Дудник. Программа «Параллельная реальность»
Если «Дни короткометражного кино» – праздник, то фильм Виталия Дудника «Как с Максимом х(пип)ня случилась» – видеооткрытка с поздравлением всех причастных к кино. Юморная, задорная, с россыпью звезд – Юрия Быкова, Александра Демидова и Константина Хабенского. Получилось кино о кино, которое увлечет и зрителей, и тех, кто трудится на съёмочной площадке. Кинематографические гэги и местечковые шутки также помогают расшифровать послание режиссера.
В переводе на текст пожелание звучало бы так: «Оставайтесь верными себе и профессии. Побольше ругайтесь, размахивайте болтом и мацайте сиськи любимых. Посылайте на х(пип) тупых подруг и циничных дельцов. Короче, будьте настоящими!
Текст – Мария Онипкина
Путь воина
«Клятва», Россия, 2022, реж. Нану Тлисов. Программа «Большая страна»
Фильм, снятый при содействии Фонда поддержки регионального кинематографа, открывается и закрывается сценами произнесения клятвы воина. Ведь каратэ – это не просто восточный вид единоборств, это способ научиться мыслить и жить по-другому. Уже много лет этому пути следует наставница спортивной школы «Яматэ» Елена. Она обучает детей и подростков в городе Черкесске, практикуя особый стиль карате – «Кёкусинкай». Это одна из самых трудных и жёстких разновидностей карате, которая основывается на отречении от страха. Вместе с ученикам Елена вновь и вновь открывает им мудрость тысячелетий для того, чтобы они встали на путь воина и заслужили пояс по карате.
Елена не ограничивается занятиями в одном актовом зале. Она погружает учеников в естественную среду – выводит на природу для отработки приёмов, устраивает им настоящие спарринги друг с другом, чтобы они прочувствовали всё на себе. При этом зритель постоянно слышит звуки природы и дыхания, объединяющиеся в единый фон.
Но самое главное – режиссёр фильма показал, что наравне с изучением искусства борьбы наставница просвещает их духовно. В перерывах между взбиранием на гору и занятиями в зале Елена ведет с ними просветительские беседы. Рассуждает о жизни, о вечном, основываясь на своём личном опыте. А в момент её монологов оператор переходит на портретную съёмку. Зритель видит безмятежное лицо взрослой женщины, рассказывающей совсем не детские истории подросткам, которые покорно её слушают без малейшего страха в глазах. Режиссёр при этом держит в напряжении и зрителя – в момент накала истории Елены слышится противный звук электрической лампы, словно подыгрывающий рассказчику. Он смолкает, как только героиня подводит к финалу свой монолог.
Елена решила посвятить себя воспитанию учеников, увидев в этом своё предназначение. Но смогут ли они быть верными данной клятве, зависит только от них.
Текст – Диана Агаларови
Чёрный труд
«Чёрный вагон», Кыргызстан, 2021, реж. Адилет Каржоев. Программа «На своем месте»
Бригада шахтёров добывает уголь глубоко под землёй. Неисправная система вентиляции. Отсутствие специального оборудования и условий труда. Их связь с внешним миром – чёрный вагончик, который лебёдкой вытягивают на поверхность. Он забирает уголь, добытый таким трудом, взамен привозя чай, заботливо заваренный коллегой «сверху».
Кажется, что режиссёр картины Адилет Каржоев опередил Рубена Эстлунда с его триумфатором Канн 2022 года – «Треугольником печали» – в части критики капиталистического общества. Даже не показывая бриллианты и блюда высокой кухни, чётко прослеживается пирамида потребностей владельцев шахт, в которой личная выгода уж точно выше безопасности рабочих.
Для Кыргызстана опасность угольных шахт из-за несоблюдения техники безопасности – проблема многолетняя, но так и не решённая. Каждая официально зарегистрированная фирма ежегодно рапортует о нескольких умерших от отравления угарным газом либо потерянных под обвалами. Многие нелегальные фирмы не делают и этого, решая с родственниками погибшего вопрос деньгами, которых, к слову, у населения тоже нет. Именно бедность и безработица толкают местных жителей идти на риск и устраиваться в шахты по добыче угля.
Круговорот ресурсов остается неизменен: бедные беднеют, богатые богатеют, а Кыргызстан, к сожалению, не необитаемый остров из фантазий Эстлунда, который в силах изменить положение вещей. В мире, где цена добычи – человеческая жизнь, будущее как уголь – только чёрного цвета.
Текст – Анастасия Гончарова
А причём тут фо-бо?
«Слёзы капали в фо-бо», Россия, 2022, реж. Сергей Филатов. Программа «от А до Мы»
Амбициозная театральная актриса Софья недовольна доставшейся ей эпизодической ролью слуги в спектакле «Отелло». Она бежит к режиссёру и высказывает свои претензии о его некомпетентности и замыленном взгляде на работу, а также обвиняет в рекламе выборов и банков. Здесь режиссёр «бросает камень в огород» московских театральных мэтров. Но на этом сатира и колкие замечания в сторону богемной жизни заканчиваются.
Софья незамедлительно уволена и находит новую работу менеджером холодных звонков. Там её актерский талант, в котором у офисной Дездемоны не было сомнений, пригодится ей в неожиданном ключе. Она звонит с предложением о кредите бандиту, который влюбился в девушку криминального авторитета и собирается покончить с собой, потому что такая любовь противоречит его «понятиям». Он просит Софью по телефону сыграть ту самую девушку в разговоре с ним. В конечном итоге она получает новый словарный запас из слов «лярва» и «шнифты», что зигзагами судьбы приводит её к получению желанной роли Дездемоны.
Вероятно, фильм пытается сказать ту самую банальную истину, что сказана в Библии, – пути Господни неисповедимы. Человек не может предугадать и осознать все причинно-следственные связи между событиями в его жизни. Возможно, и зрителя просмотр этого фильма приведёт к какой-то неожиданной развязке. А может, и нет. В нём самом связей между эпизодами и сценарными ходами маловато.
А что в фильме сделано мастерски, так это обвод зрителя вокруг пальца показом супа том-ям вместо заявленного в названии фо-бо, который появится чуть позже. А зритель уже успеет возмутиться, что авторы не разбираются в азиатской кухне. Великолепный обман, которому позавидовали бы главные провокаторы современного кино, будь то Ларс фон Триер или даже Гаспар Ноэ.
Текст – Игорь Дорогов
Уикенд с бабушкой
«Шурик», Россия, 2022, реж. Александр Самсонов. Программа «Взрослые дети»
Коридор цвета больничной палаты, прерывистое мигание светодиодных ламп, пугающая горбатая фигура женщины вдали. Папа с мамой привели четырехлетнего Шурика к странной бабушке. Мальчик впервые остался без родителей, и ему страшно. Ужас наводит не только внешний вид и поведение старухи, но и её жилище: засохшие растения, горы посуды и фарфоровые куклы, на фоне которых сам Шурик будто теряется. Немного придя в себя от просмотра развлекательной передачи, ребёнок начинает изучать квартиру и обнаруживает на втором этаже матрёшки со страшными лицами, так похожими на его бабушку. Женщина запрещает мальчику впредь подниматься наверх, но он нарушает правило.
«Шурик» Александра Самсонова держит зрителя в напряжении с первых кадров, затем саспенс постепенно нарастает. Режиссёр оригинально работает с образом матрёшки. Демоническая бабушка заполняет куклами пространство, в котором живёт, и изображает на них непривычных деревенских красавиц, а саму себя – нахмуренную старуху. Как принято считать, «русская кукла» выступает символом материнства и центральной фигуры в семье, но в «Шурике» она приобретает новый смысл и указывает на глубокое одиночество главной героини. Однако фильм назван не её именем и явно намекает на автобиографичность. «Шурик» – история о мальчике, впервые столкнувшимся со взрослым миром: унылым, мрачным и безысходным.
Текст – Амалия Бабаян
Боги на местах
«Зеркало заднего вида», Россия, 2022, реж. Лидия Филиппова. Программа «На своем месте»
Дмитрий – мужчина средних лет, волей случая оказавшийся за баранкой авто. Сначала просто надо было кормить семью, а потом пошло-поехало. И вот уже он – главный герой, рыцарь на «белом коне». Зритель знакомится с водителем такси через отражение в зеркале заднего вида, которое сразу указывает на расстановку сил. Всё, что доступно пассажиру, – это отражение, а каким оно будет, решать только водителю.
Несмотря на то что «клиент всегда прав», в автомобиле именно водитель – царь и бог. Вот он вкрадчивым голосом расспрашивает девушку о причине её слёз, а уже через несколько часов поучает её молодого человека. Как Супермен, герой спешит на помощь и старым, и молодым: дедушке читает Есенина и не берёт с него денег за поездку, молодого парня предостерегает от наркотиков, пропагандируя здоровый образ жизни и ссылаясь на свой опыт (скорее всего, вымышленный).
Трансформации главного героя происходят с такой частотой, что зрителя это, казалось бы, должно держать в напряжении. Должно, но не держит. И всё потому, что формируется персонаж однобокий, нереалистичный, слишком положительный. Иногда Готэму не нужен новый герой, а Двуликий Харви Дент был бы кстати.
Текст – Анастасия Гончарова
Клюква прошлого века
«Клюква Сталина», Россия, 2022, реж. Руслан Римович. Программа «От А до Мы»
Фильм рассказывает об одном вечере из жизни водителя «воронка» – автомобиля, шума шин которого боялись услышать под своим окном сотни тысяч людей. Эпоха сталинских репрессий, ориентировочно 1937 год: работы много, и машина колесит по городу без перерыва, перевозя арестованных туда, откуда они никогда не выйдут.
Однажды вечером водитель Александр дожидается офицеров НКВД, сидя в машине, и собирается закурить, но обнаруживает, что у него не осталось папирос. К счастью, на дне пачки скопилось немного рассыпанного табака, а на заднем сиденье завалялась газета. Александр сворачивает самокрутку и предаётся наслаждению, затягиваясь сладким дымом. Наслаждение сменяется чувством первобытного ужаса, когда водитель замечает, что скрутил самокрутку, оторвав именно ту часть страницы, где изображён портрет Сталина. Причем газету успевает забрать домой один из чекистов, которых Александр и дожидался.
Из-за одного минутного пустяка жизнь Александра переворачивается с ног на голову. Страх смерти вынуждает его совершить множество поступков, которые ещё час назад и представить было нельзя. Но в итоге он отправляется с повинной к другу-чекисту, который очень неопределенно реагирует на признание товарища.
Фильм «Клюква Сталина» молодого режиссёра Руслана Римовича о том, что страх съедает душу. Но тема сталинских репрессий была взята не для того, чтобы показать страхи прошлого и отрефлексировать их, а чтобы осознать настоящее и разобраться в том, что происходит сегодня в сравнении с той преступной эпохой. Такой способ всё чаще проникает в современное российское кино. Здесь можно вспомнить так и не вышедший в прокат «Капитан Волконогов бежал» Алексея Чупова и Наташи Меркуловой.
В «Клюкве Сталина» вы не найдете ответов, стоит ли бороться со страхом или поддаться ему. Тем более, что кому-то из нас дозволено гораздо больше, чем другим, не обращая внимания на рамки единого для всех закона. Ищите ответ сами.
Текст – Игорь Дорогов
Встреча
«Выход», Россия, 2022, реж. Максим Арбугаев, Евгения Арбугаева. Программа «Большая страна»
На протяжении нескольких лет морской биолог Максим Чакилев каждую осень приезжает на Чукотку, чтобы встретиться с местным морским чудищем – моржом. В ожидании появления млекопитающих на суше он бродит с диктофоном в руках, фиксируя всё, что видит. На самом деле эта долгожданная встреча представляет собой исследование, раскрывающее серьёзные последствия климатических изменений.
В ходе глобального потепления Чукотское море оттаивает, из-за чего животным приходится выбираться на сушу, так как главное место отдыха для моржей – это ледяные глыбы. Такой выход приводит к повышению смертности моржей из-за образовавшейся давки. Человеку лишь остается наблюдать за природой, так как эти последствия уже необратимы.
Но при этом за всей серьёзностью посыла фильма режиссёры показывают романтическую сторону российской Арктики и профессии героя. Мистическая атмосфера окутывает зрителя с первого кадра. С возвышающихся скал, погруженных в туман, открывается вид на море, берег которого приютил заброшенный корабль. А в маленьком домике поодаль от моря постоянно слышится гул моржей, уставших от своего временного пристанища. В этой обстановке внутри дома сидит сам биолог и медленно поедает консервы, запасённые с собой. Режиссёр также показывает, что жизнь человека, лишённого всех благ современного общества, ничем не отличается от жизни бедных созданий, вынужденных прервать свой сформированный образ жизни. Он, так же как и они, проводит свой день: спит, пытаясь согреться, и ожидает смену погоды, чтобы покинуть это место до следующей осени.
Текст – Диана Агаларови
Суперсемейка
«Чудомобиль», Россия, 2022, реж. Валентина Коровникова. Программа «На своем месте»
Помогать – базовая человеческая потребность. Мы переводим старушку через дорогу, придерживаем дверь для женщины с коляской, добавляем мелочи дедушке на буханку хлеба. Среди сотни, если не тысячи дел ежедневной рутины эти «маленькие» поступки могут потеряться, но никак не потускнеть. Создатели и участники «Чудомобиля» – артисты, которые проводят по всей стране театральные представления для детей из детских домов, хосписов и интернатов.
История проста, вот четыре человека – четыре члена одной семьи: мама, папа и два брата. Они едут на море, ссорятся, никак не могут или не хотят найти компромисс. «Семейная лодка разбилась о быт». Удивительно, но именно «семейная лодка» их и спасает, правда, в её роли выступает «шестёрка» со спиленной крышей – настоящий кабриолет. «Чудомобиль» веселит маленьких зрителей, а, выступая метафорой семейной связи, учит дорожить близкими.
Трогая маленькие сердца, большим он всё же помогает куда больше. Актёры «Чудомобиля», раз за разом разыгрывая весёлую, карикатурную семью, пытаются исправить собственное прошлое, время детского бесправия и веры в чудеса. У маленьких зрителей эта вера есть несмотря ни на что, камера фиксирует их расплывающиеся в улыбке рты и ласковые солнечные лучи, скользящие по головам.
На контрасте выступают артисты, рассказывающие на камеру о своей жизни. Часто снятые в помещении, словно в собственной «тюрьме», они с серьёзными и грустными лицами рефлексируют о неудобном прошлом, которое привело их в эту точку. Точку, в которой помогать другим – это возможность как-то помочь себе. Фильм снят при поддержке ФПРК.
Текст – Анастасия Гончарова
Напомним, что 14 января в киношколе «Свободное кино» состоится показ конкурсной программы «На один день старше».
Регистрация – по ссылке
Международный кинофестиваль «Дни короткометражного кино» (Short Film Days) является проектом-преемником Всероссийской акции «День короткометражного кино», проводимой с 2014 по 2021 гг.
Организатор – продюсерский центр «Мувистарт» при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив и Союза кинематографистов России.
Будьте в числе первых получателей новостей Short Film Days!
Подписывайтесь на страницы киносмотра в соцсетях:
https://t.me/shortfilmdays
https://vk.com/shortfilmdays