MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Эльдар Юлдашев: С помощью 100-летнего опыта ВГИК мы постараемся поднять узбекское кино на качественно новый уровень

Эльдар Юлдашев: С помощью 100-летнего опыта ВГИК мы постараемся поднять узбекское кино на качественно новый уровень

фото: из личного архива Э. Юлдашева

В преддверии Международного фестиваля кино России и стран ближнего зарубежья Lendoc Film Festival (LEFF), который пройдет с 25 по 29 августа 2023 г. в Санкт-Петербурге, мы знакомим читателей с кинематографиями стран ближнего зарубежья. Директор ташкентского филиала ВГИК им. С.А. Герасимова Эльдар Юлдашев рассказал в интервью MovieStart о первых успехах учреждения и его студентах, планах на ближайшее будущее, международном взаимодействии, а также охарактеризовал кинорынок Узбекистана и перечислил его ключевых игроков.

Напомним, что ключевым событием деловой программы кинофестиваля является Питчинг копродукционных проектов России с дружественными странами, который состоится 28 августа. С шорт-листом можно ознакомиться по ссылке.

— Эльдар Садыкович, почему в Узбекистане появился филиал ВГИК?

— Идея открытия филиала ВГИК им. С.А. Герасимова в Ташкенте принадлежит нашему Президенту Шавкату Мирзиёеву. Во время визита в Российскую Федерацию эта инициатива была обсуждена и поддержана российским Президентом Владимиром Путиным. На данный момент это единственный зарубежный филиал ВГИКа.

— В каждой советской республике кинематография и в частности кинообразование получили своё развитие. Чем отличался Узбекистан?

— Действительно, если обратиться к истории наших государств, то можно увидеть, что практически в каждой советской республике была своя киностудия. Производство фильмов в Узбекистане началось даже не в Ташкенте, а в Бухаре, на студии «Бухкино». Первый немой фильм – «Минарет смерти» – появился в 1924 г. Затем появился и киновуз – Ташкентский государственный театрально-художественный институт (ТГТХИ) имени А. Н. Островского, где готовили кинокадры для всего Центрально-Азиатского региона. Так шаг за шагом в стране развивалась кинематография.

— Наблюдается ли некая преемственность советского кинообразования в современном Узбекистане?

— Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан № 5238, учебные программы, весь учебный процесс утверждается в головном вузе, то есть во ВГИКе. Однако на базе его филиала в Ташкенте возрождаются национальные традиции. Сегодня в Узбекистане снова выстраивается система кинодинастий, когда к нам поступают потомки ведущих кинематографистов, включая уже ушедших – народных артистов СССР Камиля Ярматова, Шухрата Аббасова и др. Главная задача, которую поставило руководство Узбекистана, – это подготовка кадров, развитие узбекского кино, переход отрасли на качественно новый уровень. На основе накопленного опыта, традиций, программ, наработанных за 100 лет ВГИКом, мы стараемся сделать всё для того, чтобы это положительно отразилось на развитии узбекского кино.

Кроме того мы второй год наблюдаем, и это нас очень радует, что к нам поступают ребята из соседних республик – Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, то есть деятельность вуза заметна на региональном уровне.

— Вузу ещё нет двух лет, а он интенсивно развивается. Расскажите, пожалуйста, об этой динамике подробнее. Каковы ваши первые успехи?

— Мы стартовали в ноябре 2021 года, торжественное открытие филиала прошло в рамках XIII Ташкентского международного кинофестиваля «Жемчужина Шелкового пути» (проходил 28 сентября – 3 октября 2021 г. – ред.). Возрождённый киносмотр является преемником Международного фестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки.

В первый учебный год мы запустили два направления – драматургии и продюсерства, потому что как в Узбекистане, так и в центральноазиатском регионе кинодраматургов и кинопродюсеров никто не готовит. На сегодняшний день количество направлений увеличилось до пяти: добавились отделения операторского и актерского мастерства, а также режиссуры игрового кино. В наступающем ученом году мы открываем отделение для киноведов и кинокритиков, а также магистратуру направления «Драматургия». В первый год мы приняли 68 студентов, сейчас в вузе обучается 147 человек. В этом учебном году добавим еще 130 учащихся.

— Расскажите о педагогическом составе.

— После распада СССР Узбекистан пережил утечку высококвалифицированных специалистов. Некоторых нам удалось вернуть, и теперь они обучают наших студентов. Народный артист Узбекистана Эльёр Ишмухамедов, лауреат государственных премий, профессор Одельша Агишев, заслуженный деятель искусств Узбекистана Юсуп Разыков, один из ведущих операторов в СНГ Улугбек Хамраев – признанные мастера, заслуженные кинодеятели вернулись в родную гавань, и это для нас очень ценно.

— Как вам это удалось? Почему они согласились работать во ВГИКе?

— Во-первых, каждому специалисту мы дали возможность создать свою мастерскую – теперь они мастера, в степени профессора. Но главное для нас то, что эти выдающиеся специалисты решили передать накопленные знания подрастающему поколению своей страны. Мне кажется, помимо финансовых и социальных благ, предложенных администрацией вуза, ими двигало ещё и чувство патриотизма и любви к молодым кинематографистам Узбекистана.

— Расскажите о своих студентах. Видите ли вы потенциал в ком-то из них?

— Наше поле – некое пространство эксперимента. Понятно, что есть каноны и установленные рамки, но благодаря позиции ректора ВГИКа Владимира Малышева нам было дано поручение выстроить эффективную политику практических занятий. Буквально с первых дней студенты погружаются в практику. Мы находимся в некоем киногородке. Уже на финише первого учебного года начали зажигаться первые звездочки. Гран-при Ташкентского фестиваля получила работа нашего студента Тимура Муродова «Кассета». Председателем жюри был режиссёр Кшиштоф Занусси. Летом Тимур выиграл грант и отправился на двухмесячные курсы в Нью-Йорк. На Нью-Йоркском кинофестивале он получил приз виде гранта и снял документальны фильм «Соотечественники», съёмки которого проходили в Италии и США.

Наша студентка Муниса Магаметова была отмечена в России: её короткометражный фильм «Скотч» стал лучшим дебютом «Золотого витязя». Ещё одна наша протеже, вольный слушатель Гульнара Иванова, которую мы поддерживаем на протяжении её пути становления как режиссёра, выиграла конкурс One Dollar Baby и таким образом смогла заключить контракт со Стивеном Кингом на экранизацию его рассказа. Иными словами, у нас есть ребята, которые ярко себя проявляют с первых дней обучения. Сложилось так, что Узбекистан за последние 30 лет ещё ни разу не принимал участия в конкурсных программах мировых фестивалей. Надеемся, что благодаря нашим студентам и выпускникам эта ситуация изменится в лучшую сторону и узбекские кинематографисты ещё о себе заявят.

— Как часто к вам приезжают из ВГИКа?

— У нас 50 % преподавательского состава – из головного вуза. На каждой сессии они индивидуально оценивают учащихся. Помимо этого в Узбекистан с мастер-классами и в рамках образовательных программ и спецпроектов приезжают кинематографисты из разных стран.

— Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

— В мае в Узбекистане стартовал международный культурный проект «Русские сезоны», реализованный при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Республики Узбекистан. В рамках мероприятия проходили образовательные программы – мастер-классы от ведущих кинематографистов обеих стран.

В планах – дальнейшая организация подобных мероприятий, а также творческих встреч с деятелями кино и других видов искусства. Когда я говорил об экспериментальной платформе, то подразумевал как раз то, что в своем учебном процессе мы совмещаем западную и советскую школы, а также практики кинематографий Индии, Турции, Китая, Ирана и Южной Кореи – как одних из самых успешных на данный момент.

— Устанавливаете ли вы контакты с вузами других стран?

— Помимо мастер-классов и творческих встреч у нас работает программа обмена студентами. Нашим партнером выступает Турция: подписано два меморандума о сотрудничестве с Университетом Бахчешехир (Bahcesehir University – BAU) и Стамбульской киноакадемией (Istanbul Film Academy). Помимо этого есть проекты с Сорбонной – Парижским университетом (Université de Paris). Как я рассказал ранее, наш студент Тимур Муродов обучился на курсах Киноакадемии Нью-Йорка (New York Film Academy). Если вернуться в Центрально-Азиатский регион, отмечу, что мы начали плотное взаимодействие с Казахстаном и Кыргызстаном: подписаны меморандумы с Казахской национальной академией искусств им. Т. К. Жургенова (КазНАИ), Университетом «Туран» (Turan University) и Ошским Государственном университетом.

— В Алматы подписан меморандум о создании Ассоциации киношкол мира. Планируете ли вы выстраивать взаимодействие с организацией?

— Да конечно, нас уже пригласили в данный проект: с 5 по 12 сентября я принимаю участие в фестивале короткометражного кино «Байконур» и на Форуме киноведов стран СНГ в Алматы, на полях данных мероприятий планируется много событий с нашим участием, в том числе и вступление в данную ассоциацию.

— Что сдерживает развитие вуза на данный момент?

— Пока мы реализуем задуманное и справляемся с решением поставленных задач. Единственная загвоздка, наверное, заключается в том, что мы подняли планку – у нас весьма амбициозные цели, и на их достижение потребуется приложить дополнительные усилия. К примеру, чтобы принять те же 130 студентов «свыше установленной нормы», нужно наращивать мощности уже сейчас. Я бы не сказал, что это проблема, это лишь повод для дополнительной работы. Также у нас есть желание и намерение открыть направление анимации, но в этом году не получится – необходимы дополнительные средства, студии, оборудование, программное обеспечение. Но в планах есть: Президент подписал стратегию развития Нового Узбекистана на период с 2022 по 2026 гг., в числе поручений главы Республики – создание национальной школы анимации.

— Есть ли у вас как у представителя отрасли понимание кинорынка? Будет ли спрос на ваших выпускников?

— Рынок кинематографа Узбекистана начинает восстанавливаться после небольшой «паузы», и я бы не сказал, что ситуация проблематичная. Идут вложения со стороны государства, у нас огромное количество частных телеканалов и киностудий (телеканалы Milliy TV, MY5, Uzreport TV, Zoʻr TV, Sevimli TV, киностудии Uzbekfilm, Bayram Film, Dilshoh Media, Fox Music Cinema, Ezgu Film). Помимо этого развивается дистрибьюция, кинопрокат, но, как и во многих странах, остро стоит проблема нехватки кадров. Уже сейчас мы формируем портфель партнеров. Наши ребята, снимающие студенческие фильмы, делают их в том числе на спонсорские средства. Рынок есть, и я надеюсь, он пополнится в ближайшее время нашими выпускниками. Мы готовим специалистов, прежде всего, на внутренний рынок Узбекистана. Некоторые ребята уже работают в «Узбекфильме», «Киностудии документальных и хроникальных фильмов», телеканале Zoʻr TV, других киностудиях.

— В каких киностудиях они работают и какие компании входят в число ваших партнёров на данный момент?

— Наши главные партнёры — это киностудия Bayram Film, Dilshoh Media, сеть кинотеатров Salom Cinema, в том числе студии Yoshlik, O’zbekfilm и «Киностудия документальных и хроникальных фильмов».

— Как вы прокомментируете проблему нехватки кадров второго состава?

— Средне-специальное образование получают не в вузах, поэтому этими задачами заниматься должны не мы. Однако, на мой взгляд, некое решение со своей стороны мы предложим: у нас есть операторская мастерская, в которой сейчас занимаются 15 человек. Наверное, все они не станут топовыми операторами, возможно, кто-то из наших учащихся хотя бы частично закроет потребности рынка в специалистах второго состава.

— Где сейчас молодые специалисты Узбекистана реализуют себя?

— В основном в медиасфере – кино, реклама, клипы, ТВ. Кстати говоря, порядка 30% наших студентов – дипломированные специалисты. Для меня как для директора филиала это хорошо: это уже практически готовые кадры, которые приходят за знаниями, то есть знают, чего хотят. Плюс некоторые из них уже задействованы в индустрии.

— Какие жанры кино востребованы сегодня у зрителя Узбекистана?

— В крупных городах смотрят в основном зарубежный контент. В глубинке – в основном местный, национальный контент, отчасти ещё из-за языкового барьера. Качественный российский контент заходит хорошо. Тот же «Чебурашка», например, хорошо собрал у нас в прокате. Не столь важен жанр, сколько качество фильмов.

 

Беседовала Алевтина Колдунова

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять