MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Рустам Сагдуллаев: У каждого поколения свои образчики искусства

Рустам Сагдуллаев: У каждого поколения свои образчики искусства

фото: из личного архива Р. Сагдуллаева

Культовый советский и узбекский актёр и режиссёр Рустам Сагдуллаев преподаёт в ташкентском филиале ВГИК им. С.А. Герасимова с самого его основания в 2021 году. В интервью MovieStart он рассказал о своих студентах, зрителях Узбекистана, обозначил проблемы современного кинематографа и пояснил, в чём заключается магия советского кино и почему звание народного артиста удостаиваются единицы.

Интервью с директором филиале ВГИК им. С.А. Герасимова в Ташкенте Эльдаром Юлдашевым читайте в материале.

— Рустам Абдуллаевич, что такое кино Узбекистана сегодня?

— Процесс развития национальных кинематографических школ не останавливался после распада Советского Союза. Менялись руководители министерств культуры, главы «Узбекфильма», но – хвала и честь нашей власти – производство фильмов всегда субсидировалось государством. Пусть не в том объеме, как это было в советский период, когда мы делали 15 фильмов в год, но кинематографистская жизнь не останавливалась даже в 1990-е гг. К сожалению, мы стали несколько законсервированными и последние десятилетия «варились в своём котле» – снимали фильмы, друг друга награждали на внутренних мероприятиях, но тем не менее сохранили стремление общаться, взаимодействовать с прежними партнёрами.

— Например?

— Я с 1997 до 2019 гг. входил в состав жюри фестиваля «Киношок», который проходит в российском городе Анапе. То были прекрасные годы: у меня дети выросли на этом фестивале, я привозил на киносмотр узбекские картины. Но сохранялось ощущение, что мы можем сделать больше в плане сотрудничества.

— Что мешает этому?

— У нас есть хорошие режиссёры, операторы, но многие уходят в иную сферу – делают телесериалы. Это теперь мода такая, не сочтите за брюзжание. Но создание телесериала происходит по другим принципам, тут работает иной подход. Да, мы прожили эру турецких сериалов, начиная с «Великолепного века», начали равняться на успех продукции подобного формата. До этого было время тотального бума индийского кино. Но надо всегда оставаться собой.

— Почему так происходит, на Ваш взгляд?

— Всё в какой-то степени повторяется на новом витке. В советские годы мы тоже переживали культ франко-итальянского кино: от неореалистов 1950-х годов до Жана-Люка Годара, Федерико Феллини и т.д. – мы с упоением смотрели картины этих художников, напитывались культурой Европы, вдохновлялись ею. Наверное, у каждого поколения свои образчики искусства. Но тогда картин было гораздо меньше, и мне кажется, было больше места для «своего», национального. Эти примеры способствовали не повторениям, которые всегда хуже оригинала, а воспитанию собственного вкуса и мастерства. Сейчас фильмов и сериалов снимается в разы больше – информации стало кратно больше, и молодые авторы, возможно, потерялись в ориентирах и с трудом понимают, на кого им равняться.

Встает вопрос – нужно копировать лучшие образцы или искать свой путь, культивировать национальный колорит? На первый взгляд, всё очевидно – и то и то надо. Но тут возникает другая проблема. Иногда молодым режиссёрам не хватает мастерства, своего видения и профессионального подхода. У опытных режиссёров эта школа есть, они избирательны в подходах, не соглашаются снимать низкобюджетные работы, а молодые ребята соглашаются. И получается так себе. И ещё одна проблема, в общем-то, актуальная для мирового кинематографа, – дефицит толковых сценариев.

— Помимо преподавательской Вы продолжаете актёрскую деятельность. Последние Ваши работы – в фильмах «Большое небо» и «Штрафник». Если сравнить с советским периодом, изменилась ли обстановка на съемочной площадке?

— Конечно. Сейчас на площадке задействована совсем другая техника, изменился подход к кинопроизводству – авторское кино практически ушло, на смену ему пришло продюсерское кино. Я работал во времена, когда режиссёр был царь и бог на площадке. Сейчас в большинстве своём режиссёры зависят от продюсеров.

— Насколько изменился зритель?

— В кино ходит в основном молодёжь 16-20 лет, люди постарше работают, им некогда ходить к кино. Пенсионеры смотрят телевизор дома. У нас ушла культура посещения кинопремьер, кинотеатров – раньше мы ждали анонсы, посещали кинозалы. «Казахстан», летний кинотеатр «Ласточка» – выходили после просмотра, активно обсуждали фильмы, дискутировали. Сейчас этого нет.

— Ваши личные кино-предпочтения?

— Мне нравятся советские, французские фильмы. Я и своим студентам часто советую советские фильмы к просмотру – для расширения кругозора, эрудиции, для того, чтобы они переняли оттуда что-то для своих работ.

— В чём непреходящая сила советских фильмов?

— Советское кино доброе, душевное, оно о людях, оно показывает жизнь. Взять к примеру тот же фильм «В бой идут одни старики». Люди влюблялись, радовались, грустили, умирали. И эта доброта, которая присутствовала во всех советских фильмах, завораживала. Было в них что-то настоящее, что брало за душу. А сейчас важны зрелищность, спецэффекты. Кино делает невозможное возможным. Для производства это хорошо, но как быть с искусством? И помогут ли технологии искусственного интеллекта в продвижении и обогащении киноискусства – это большой вопрос.

— Расскажите, пожалуйста, о преподавательской деятельности. Как проходит Ваша работа со студентами?

— Мы передаем знания, накопленные мастерами за 70 лет. Работу со студентами можно сравнить с процессом воспитания собственных детей, потому что мало просто обучать их ремеслу, важно быть чутким в общении с ними, взращивать в них высокие моральные качества, помогать находить нравственные ориентиры. Воспитание студентов – все по программе, но без эмоциональной составляющей, невозможно.

Мы работаем всего два года, на следующий год планируем приступить к практике – снимать этюды, короткометражные фильмы. Ещё мы заняты созданием актёрской студией филиала ВГИКа – я очень хочу, чтобы она заработала как можно скорее, и мы все усилия прикладываем сейчас на то, чтобы это произошло.

— Какой конкурс сейчас на актёрское отделение ташкентского филиала ВГИК?

— Пять человек на место.

— К чему стремятся потенциальные студенты, когда приходят к вам на вступительные испытания? В чём их профессиональная мотивация?

— Многие хотят быть актёрами. Но мы говорим, что для этого нужно потрудиться – научиться азам профессии, почувствовать её специфику.

— Помимо актёрского какие факультеты действуют на сегодняшний день в вузе?

— С момента основания вуза у нас действовали актёрский, режиссёрский факультеты, затем продюсерский, а в этом году открылся факультет киноведения. Наши ребята радуют меня своим стремлением к знаниям. Это первые выпускники филиала ВГИК в Ташкенте, и я уверен, что они войдут в историю кинематографа Узбекистана.

Наш вуз отличается от других. Родители учащихся приходят и спрашивают, почему наши дети проводят так много времени в институте? Что они делают в его стенах до позднего вечера? А они учатся. Мы стараемся предоставить им комфортные условия. И вот к нам хотят поступать ребята из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана.

— Что нужно сделать для того, чтобы Вы снялись в дипломной работе?

— Просто позвать – снимусь с удовольствием. Как не сняться, не поддержать человека? Это обязательно нужно делать. Это наш общий дом, в котором мы должны растить молодое поколение кинематографистов.

— Когда Вы сами почувствовали себя актёром?

— Я до сих пор не чувствую себя актёром – я ещё учусь. Актёр с большой буквы – это великий человек. Он может сделать то, чего не сделать другим. Неслучайно есть звание народного артиста – на советскую 300-миллионную страну таких было не много. Народ даёт это звание за особые заслуги и талант. Сейчас, к сожалению, можно предвзято ко всему этому относиться, но важно помнить о его значении – «народный», то есть признанный народом, значит человек заслужил это звание перед зрителем.

— Что бы Вы пожелали юношам и девушкам, желающим реализовать себя на ниве кинематографа?

— Чувствовать нерв времени, смысл того, что ты создаешь. Кино – это не только для глаз, через его оптику видно душу. И этой душой обладало советское кино. Мы прошли уникальную школу, но знаем и современное кино. Теперь нам надо соединить эти эпохи и передать свой опыт молодому поколению. А что они почерпнут из этих знаний, увидим – это будет их выбор, их путь. А мы пока рядом, поможем.

 

Беседовала Алевтина Колдунова

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять