Док и зритель. Проблемы и перспективы
Документальное кино становится всё более востребованным среди широкой аудитории. Цифровизация, свойством которой являются доступность технологических решений и избыток информации, обнаруживает у зрителя потребность в полезном контенте, содержащим яркие и «трушные» истории из жизни как знаменитых, так и обычных людей. Как отмечает «Коммерсантъ», док стал альтернативным предложением сериалам, которые запоем смотрят жители разных уголков планеты. В числе первых компаний, выступивших к аудитории с подобным предложением, стала Netflix.
«За годы работы сервиса здесь подобралась внушительная коллекция лучших документальных фильмов последних лет, включая, например, легендарные проекты Би-би-си о дикой природе. После того как Netflix начал производство собственных сериалов (первым был, как мы помним, “Карточный домик”), на портале через какое-то время стали появляться и документальные фильмы под собственным брендом. За последние полтора года здесь вышли хитовые документальные сериалы “Создавая убийцу” (Making a Murderer) и “Шефский стол” (Chef’s Table), фильмы “Разыскиваются горячие девушки” (Hot Girls Wanted), “Вирунга” (Virunga), “Что случилось, мисс Симон” (What Happened Miss Simone)», – отмечается в статье.
Одним из главных документальных хитов Netflix стал сериал «Король тигров» (Tiger King) – фактически журналистское расследование о том, как работает система частных зверинцев и зоопарков, главным героем которой стал Джо Экзотик, владелец частного зоопарка и человек, обвиненный в ряде преступлений. По сути, развивавшийся как обычное документальное расследование, этот сериал вдруг преображается в настоящий полиформатный детектив, в сюжете которого нет ни правых, ни виноватых, и зритель, сперва настроенный против жестокого (и отчасти безумного) Джо, вдруг понимает, что он – дитя странной, бескомпромиссной и очень сложной экономической и социальной системы, в которой напрочь отсутствует мораль ка таковая. Раньше такое практиковалось исключительно в художественном кинематографе, который уже научился смещать авторскую точку зрения в различные точки нравственного восприятия, а теперь этот прием начали использовать и документалисты.
Российские кинопроизводители также активно работают с документальными проектами. По данным компании «Невафильм Research», в 2014 году было закончено производство 390 документальных фильмов, из которых 227 кинолент произведено с государственной поддержкой в размере 333,7 млн рублей. Было создано 87 полнометражных картин, из которых 44 получили государственную поддержку (Исследование предоставлено порталом «Молодой ученый»: Захаров, С. М. Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России / С. М. Захаров. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 253-261. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21002/).
По данным издания «Бюллетень кинопрокатчика», в 2004-2014 гг. в российский прокат вышло 125 документальных фильмов. В числе наиболее кассовых в тот период – «Пина: Танец страсти в 3D», «Майкл Джексон: Вот и все», «Земля медведей 3D», «Большое путешествие вглубь океанов 3D», «Последний герой: 20 лет спустя», «Здорово и вечно» и др.
Как продолжает в своем исследовании С.М. Захаров, в десятку лидеров по показу документального кино в 2014 году вошли телеканалы «Звезда» (1488 ч.), «РенТВ» (1439,7 ч.), «Россия-К» (1432,8 ч.), «Россия-2» (1418,8 ч.), «ТВ-3» (1289,7 ч.), ТВЦ (972 ч.), «Домашний» (908 ч.), «Первый канал» (365,2 ч.), «Пятый канал» (337 ч.), «Россия-1» (246,8 ч.).
Начиная со второй половины 2010-х гг. доля документального кино в эфире федеральных каналов, по данным некоторых исследователей, начала снижаться. Илья Тарасов, специалист Уральского федерального университета, в своей статье «Производство и демонстрация документального кино на федеральном и региональном телевидении» отмечает, что телеканал «Россия К» в 2019 г. «занял лидирующую позицию по трансляции документалистики, в десятки раз опередив три главных федеральных телеканала»: «Первый», «Россия-1» и НТВ.
«В рассматриваемый период (16 недель в 2019 г. – ред.) доля неигрового кино на “России К” составила 533 часа 45 минут, в процентном соотношении это почти четверть от общего объема эфирного времени – 23,24 %. Следом идет Первый канал. Несмотря на колоссальный разрыв с “Россией К”, он на порядок обошел “Россию 1” и НТВ. Доля документального кино в его эфире составила 76 часов, или 2,82 %. Третье место занял телеканал НТВ, показавший за 16 недель документального кино на 24 часа и 30 минут, или 0,91 %. Хуже всего ситуация на “России 1” – доля документального кино там составила 0,74 %, или 20 часов и 5 минут. Хотя в общем объеме телепотребления данный канал занимает сегодня первое место среди всех остальных. И это – с минимумом документалистики! Следовательно, значение последней невелико. Согласно данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в период с 2016 по 2018 г. доля документального кино в эфирах НТВ и “России 1” снизилась с 2-3 % до 1 %, а у “Первого” сохранилась в пределах 3 % от общего объема», – уточнил Тарасов.
По данным исследователя, телевидение осознает необходимость обновления и совершенствования документального контента. Тарасов уточняет, что руководство телеканала «Россия 1» «устало от закадрового текста, даже озвученного профессиональными и известными артистами». По их мнению, зритель предпочитает сам сделать выводы после просмотра материала, а не получать готовый ответ», при этом необходимо говорить с ним, с одной стороны, на современном языке, а с другой – на языке, понятном широкой аудитории, прежде всего 55+. Иными словами, учитывая специфику бизнес-модели телекомпаний, скоростей вещания, охвата, целеполагания, можно сделать вывод, что потребность в документальном кино у телевидения есть, однако это должен быть качественный продукт, положительно воспринятым широким слоям населения в тот или иной момент времени.
Параллельно в это время на рынке медиа начали появляться и развиваться стриминговые платформы. Россия, как и другие страны мира, пережила сериальный бум. После обострения геополитической ситуации в мире и ухода зарубежных игроков с отечественного рынка в 2022 году киноотрасль активно обсуждает нехватку контента и проблему импортозамещения аудиовизуальной продукции. Кроме того, запуск и развитие отечественных стриминговых платформ влечет за собой и усиление правосознания потребителя: зритель привыкает смотреть легальный контент в хорошем качестве, и это, в свою очередь, создает устойчивый сегмент рынка, который приносит прибыль и поддерживает создателей нового кино, в том числе и документального. Кроме того, с учетом изменения экономико-политической ситуации и оттока зрителей из кинотеатральной системы после карантина, вызванного эпидемией коронавируса, фактически изменились поведенческие привычки зрителя, и просмотр стриминговых платформ стал одним из ключевых видов массового досуга.
Более того, всё более ощутимым становится тренд на региональное кино: зрители проявляют всё больший интерес к историям, помогающим осознать свою идентичность, углубиться в корни, познакомиться с культурой народов своей страны, а также – через кино – друг с другом.
Об этом запросе 30 октября 2023 года упомянула министр культуры Ольга Любимова, в рамках своего участия в образовательном интенсиве для режиссёров «Искусство питчинга», организованном медиахолдингом «Цифровое телевидение» при поддержке Минкультуры России.
«Если вы обратите внимание и на сериалы, и на полный метр, то увидите, что немножко центр смещается от Москвы и Санкт-Петербурга. Появляются новые города, новые регионы. <…> Нам очень важно, чтобы появлялись проекты, где главные герои не только на Новом Арбате живут, не только на Тверской ссорятся, не только на Новодевичьем кладбище прощаются», – подчеркнула министр.
В этой связи нельзя не отметить конкурс документального кино «Россия – взгляд в будущее», проводимый Фондом поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России. По итогам состязания 2022 года было снято 10 киноальманахов и 50 документальных фильмов, иллюстрирующих жизнь в разных уголках современной России. В них – истории древних обрядов, герои мифов и легенд, представители рабочих профессий, заброшенные храмы, заводы, фабрики и даже целые деревни, некоторые из них восстанавливаются предпринимателями и общественными деятелями страны, имена которых зритель узнает не в «Форбсе», а благодаря фильмам ФПРК. С каталогом кинолент можно ознакомиться по ссылке.
Проведенный летом этого года второй конкурс «Россия – взгляд в будущем» показал аналогичные результаты. В числе победителей – фильмы об активных жителях нашей страны, аутентичные истории того или иного региона, фильмы, подчеркивающие богатство и красоту природы, обозначающие проблемы окружающей среды и пр. Список победителей конкурса 2023 года – по ссылке.
Само учреждение ФПРК в начале 2022 года свидетельствует об интересе государства консолидировать рынок регионального кино. Представители Союза кинематографистов России, в частности его Молодежного центра, проводя с середины 2010-х годов питчинги, конкурсы и мастер-классы для кинематографистов, проживающих в разных субъектах РФ, накопили экспертную базу, позволяющую сформировать детальное представление о рынке регионального кино и оценить потенциал кинопроизводителей на местах.
Связь документального кино с регионами прямая – многие кинематографисты начинают с дока и продолжают работать с данным жанром на протяжении практически всей своей творческой деятельности. Как известно, оно более мобильно, менее затратно по сравнению с игровым кино, имеет более короткий цикл производства и т.д.
В конце прошлого года компания Reflexion Film провела исследование, в котором отразила динамику развития рынка документального кино. Согласно исследованию, в 2022 году в российский прокат было выпущено 19 документальных кинолент, которые посмотрело порядка 50 тыс. зрителей. В числе наиболее кассовых – фильмы «Ласточки Христовы», «Балабанов. Колокольня. Реквием», «Русские грузины. Фильм второй», «История гражданской войны», «Крым небесный», «Пелевин».
Платформы, наиболее активно работающие с документальным контентом на данный момент, – Okko (четыре сериала), Premier (пять сериалов), KION (три фильма и три сериала). Среди наиболее успешных кейсов – «Баста. Суперигра», «История российских тюрем. Бутырка», «Михаил Горшенев. Легенда о Короле и Шуте», «Исход», «Рок за гранью» и т.д.
Интервью с режиссёрами фильмов «Михаил Горшенев. Легенда о Короле и Шуте» Дарьей Иванковой и «Баста. Суперигра» Азатом Григоряном читайте в рубрике «Русский док: история и современность».
Свою заинтересованность в доке выразила и платформа Wink. На фестивале «Послание к человеку», прошедшем в конце октября в Петербурге, генеральный директор компании Антон Володькин отметил, что документальный жанр стремительно интегрировался в линейку контента онлайн-платформ.
«Еще несколько лет назад мы даже не думали об этом. Казалось, что это телевизионный формат для взрослой думающей публики. Но оказалось, что вовлекаться готовы все, нужно лишь найти правильный формат и темы», – отметил спикер и уточнил, что на платформе Wink в 2023 году вышло три документальных проекта, которые имеют показатели, не уступающие успехам игрового кино.
Reflexion Film условно разделяет док на три категории: авторское кино («Уральское дерби», «Анатолий Крупнов. Он был», «Свобода в квадрате», «Руками»), контент для телевидения и интернета («100 лет СССР», «Карпин Валера», «Асмарал», «Кто ты, волонтер?»), документальные сериалы для онлайн-платформ («Герои подполья», «Лица енисейской Сибири», «Не провинция»). При этом деление это в целом условное, так как и у телевизионного контента, и у платформенного также наличествует авторский почерк, а авторский контент неотделим от последующего телевизионного и платформенного проката.
В 2022 году производителям документальных фильмов была оказана финансовая поддержка государственных структур на сумму 791 млн рублей. Всего было выпущено 202 проекта, 119 из которых – короткометражных фильмов, 53 – полных метра, девять – научно-популярных фильмов, а также 21 дебют.
Основными источниками финансирования документалистов на данный момент остаются Минкультуры России, Президентский фонд культурных инициатив, Институт развития интернета, а также вышеупомянутый Фонд поддержки регионального кинематографа. Также 37 сценаристов документальных проектов получили поддержку всероссийского общества «Знание» – в рамках конкурса «Умное кино».
В период 2021-2022 гг. 400 российских компаний и физлиц получили прокатные удостоверения, а 36 юрлиц и физлиц выпустили четыре и более документальных фильма.
На данный момент кинотеатры не являются основными каналами дистрибьюции документального кино: помимо онлайн-платформ док можно увидеть на фестивалях, в интернете или в рамках специальных проектов. Таковым является «Страна.Doc», на долю которого в 2022 году пришлось 20% российских неигровых релизов. Аудитория проекта составила более 10 тыс. зрителей.
Показательным инструментом продвижения кино в регионах является проект «Социальный кинозал». Созданный в Пермском крае президентом документального кино «Флаэртиана», руководителем «Пермской синематеки», режиссёром, продюсером Павлом Печенкиным, проект призван делать кино доступным для жителей малых городов. На данный момент в системе «Социального кинозала» более 130 кинотеатров. Данная модель подходит для применения и в других регионах страны.
В числе российских кинофестивалей, где можно посмотреть документальное кино, помимо «Флаэртианы», – «Послание к человеку», «Мир знаний», «Одна шестая», Beat Film Festival, «Будем жить», «Дни короткометражного кино» (Short Film Days), прием заявок на который идет до 5 ноября 2023 г., и др.
Работы российских документалистов также отмечаются экспертами и зрителями на зарубежных киносмотрах. Пожалуй, наиболее успешным документальным фильмом современной России является картина Максима и Евгении Арбугаевых «Выход», номинированная на «Оскар».
По данным агентства по фестивальному продвижению Eastwood Agency, 22 документальных фильма, представленных в портфеле компании, приняли участие в 88 российских и 70 зарубежных фестивалях в 2022 году.
Агентство Cinepromo в этот же период представило 13 неигровых кинолент в фестивалях Австралии, Азербайджана, Армении, Боливии, Индии, Индонезии, Италии, Норвегии, Португалии и Узбекистана.
Немаловажным в среде документалистов является вопрос образования. Сегодня в России обучиться искусству создания документального кино можно не только в Москве и Петербурге. Будущих художников, работающих в этом жанре, готовят в Институтах культуры в Казани, Краснодаре, Орле и Челябинске. Помимо вузов в России успешно действуют киношколы и лаборатории: Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, Мастерская Евгения Гиндилиса в Московской школе кино, Мастерская неигрового кино Дмитрия Губасова в Московской школе нового кино, Лаборатория документального кино для кинематографистов из регионов, Лаборатория научного кино на базе Сколтеха, Лаборатория научного кино в рамках фестиваля «Мир знаний» и т.д.
Исходя из вышеуказанных данных, можно сделать вывод, что документальное кино становится всё менее нишевым, более понятным зрителю и востребованным видом искусства. Оно позволяет оперативно зафиксировать важные для разных категорий аудитории события и рассказать о них разными художественными способами. Документальное кино создает дополнительные окна возможностей для начинающих кинематографистов, а также кинематографистов, работающих в удалении от традиционных центров кинопроизводства. Подобный контент вносит свой вклад в формирование общественного мнения, особенно среди молодежи, и, понимая это, современные кинопроизводители делают док нескучным, но содержательным. Тем не менее, неигровому кино еще предстоит пройти определенный путь, чтобы встать наравне с игровыми картинами и другими типами развлекательного контента. С другой стороны, оставаясь продуктом, несущим просветительскую функцию, док может глубоко интегрироваться в «большую» киноиндустрию и занять в ней достойное место.
Материал подготовлен в рамках проекта «Русский док: история и современность», реализуемого при поддержке АНО «Институт развития интернета».