Светлана Колосова: Мы планируем сделать док к 20-летию «Дозоров»
Светлана Колосова, директор Дирекции документального кино Первого канала, побеседовала с Сусанной Альпериной специально для проекта «Русский док: история и современность», реализуемого MovieStart при поддержке АНО «ИРИ». Спикер рассказала, какие документальные фильмы могут попасть в сетку Первого канала и при каких обстоятельствах, о формах взаимодействия с кинопроизводителями, по какому пути будет следовать авторское кино, а также назвала фильмы, которые в скором времени увидят зрители Первого.
— Светлана, как Вы считаете, в каком состоянии сегодня находится документальное кино в России?
— Думаю, что Интернет, в частности, существование онлайн-платформ, дали новый толчок развитию документального кино в нашей стране. Потому что появляются новые авторы, темы, за которые никогда не взялись бы большие федеральные каналы или Министерство культуры. И, как следствие, новые фильмы.
— Раньше у нас была такая картина: авторское документальное кино и телевизионное. Авторское существовало на фестивалях, телевизионное смотрели зрители всей страны. Сейчас появилось третье направление – док платформ. Что в такой ситуации будет с авторским документальным кино? Оно и раньше-то было не очень востребовано.
— Во-первых, мне кажется, Интернет дает возможности и для авторского кино, однако, пока оно все равно остается уделом фестивального движения. Но, тем не менее, новые возможности получить аудиторию для авторского кино тоже появляются.
— Насколько может проникать авторское кино в проекты, которые делают платформы, фонды, компании-производители?
— Правильно будет уточнить, что авторское кино находится немножко вне зоны моей ответственности, как телевизионного менеджера. И только какие-то интересные фильмы, которые выделяются из общего ряда, попадают в наше поле зрения. Скажем, работы Любовь Аркус, ее фильмы «Антон тут рядом» и «Кто тебя победил никто». Когда мы наблюдаем такое явление, то можем не только показывать это как Первый канал, но и, как в случае с Аркус, финансировать или софинансировать производство этих картин. Но нам нужно быть уверенными в том, что это действительно стоящие авторы.
— Как вы ищете таких авторов? Или они сами вас находят?
— Движение осуществляется с двух сторон: мы сами ищем, много смотрим фестивального кино, и они к нам обращаются. Я почти каждый день смотрю фильмы, которые приходят на Первый канал самотеком. Например сейчас крупный дистрибьютор – компания «Централ Партнершип» – прислали мне четыре фильма, которые собираются показывать, и хотели бы с нами тоже каким-то образом сотрудничать. Потому что показ по Первом канале для них тоже важен.
— Сколько фильмов в день Вы смотрите?
— Хотя бы один обязательно смотрю.
— Такие фильмы, о которых мы говорим, что они некий бутиковый продукт, как фильмы Аркус, у вас на этот год намечены?
— С Аркус пока мы не вели переговоры о какой-то новой работе для нас. У нас есть ее фильм о режиссере Алексее Балабанове, но пока нет решения, когда его будем показывать. Решает гендиректор Первого канала Константин Львович Эрнст, поскольку он – сопродюсер этого проекта. Но так получилось, поскольку Балабанов интересен многим авторам и режиссерам, что мы приобрели права и на картину «Балабанов. Возвращение». Ее снимал режиссер Константин Смилга и компания «Красный квадрат». Летом, на новом фестивале Original + Doc, где показывают документальные проекты стриминговых платформ, Смилга получил за эту работу приз за самую оригинальную режиссуру. Напомню, что эта лента, которая была сделана фактически из остатков интервью к другому фильму. И получилась полноценная и очень интересная работа. В ближайшее время мы собираемся поставить этот фильм в эфирную сетку.
Кстати, из того, что было показано на этом же фестивале, мы взяли и права на показ фильма «Медведева против Медведевой» – история прославленной фигуристки Евгении Медведевой.
— Оба фильма были в кинотеатральном прокате.
— Да, и мне вообще очень нравится такая связь, когда фильмы сначала идут в прокате, а потом на Первом канале. На самом деле, помогает и тому, и другому.
— Как меняется сейчас телевизионное документальное кино? Несколько лет назад было такое мнение, что телевизионный док – это в основном проекты с неким оттенком желтизны, которые снимают об известных людях и показывают в выходные дни с утра. В частности, на Первом канале.
— Да, у нас был очень большой пакет таких документальных фильмов и постоянная линейка фильмов о звездах. Какие-то более «желтые», какие-то менее, но во всяком случае это были фильмы, интересные широкой публике. Сейчас этой линейки нет. Но телевизионное документальное кино чаще всего привязано к новостным поводам. И, конечно же, юбилей известного человека – это для нас повод показать фильм из нашей обширной фильмотеки, заказать новый или сделать апдейт прежнего. Как, скажем, в случае с фильмом о Леониде Ярмольнике: 10 лет назад мы снимали фильм к его 60-летию. Сейчас тот же режиссер, кстати, Константин Смилга, сделал очень любопытную работу. В ней Ярмольник смотрит фильм о себе самом 10-летней давности и говорит о том, что изменилось, что осталось в его жизни. А потом замечательно прощается с авторами: «Ну а теперь оставьте меня в покое на 10 лет. А потом еще раз встретимся». По-моему, получилась очень хорошая, живая работа. И я надеюсь, многие зрители ее посмотрят.
— А по поводу того, как меняется телевизионное кино?
— Документальное кино на нашем канале всегда было немножко золушкой, которая имеет мало шансов стать принцессой. Потому что у Первого канала основные ориентиры другие: это общественно-политическое и новостное вещание, сериалы, развлекательные программы, ток-шоу. Документальное кино имеет шанс появиться в эфире только когда появляется повод. Это громкие даты, юбилеи, какие-то значительные события в жизни и политике страны. Например, сейчас, в конце февраля у нас выйдет семисерийный цикл «Цивилизация», его автор Вячеслав Никонов – известный телеведущий, депутат Государственной Думы. Этот масштабный цикл – взгляд историков и политологов на развитие различных цивилизаций в мире.
— Ушли иностранные компании со своими фильмами, которые раньше показывали и на телеканалах. Фильмы, закупали в немалом количестве на международных рынках контента. Как вы вышли из ситуации?
— Мы показывали довольно много исторического иностранного кино, циклы ВВС о природе. Из-за санкций сейчас у нас нет возможности работать с зарубежными компаниями и покупать их телевизионную продукцию. Но это дает возможность больше показывать российское кино. Мы, например, планируем показ большого фильма известного путешественника Леонида Круглова «В Арктику». Картина будет показана во второй половине года, сначала планируется кинопрокат. Леонид Круглов, с которым мы уже делали несколько работ о его путешествиях, пять лет снимал фильм об Арктике. Получилось глобальное кино, которое, как мне кажется, если бы ситуация в мире была иной, купили бы очень многие иностранные компании. Там и великолепные съемки, и интересная история освоения Арктики в прошлом и сегодня, следы древних экспедиций, чуть ли не времен Ивана Грозного. Съемочной группе удалось увидеть и снять редчайших морских животных – единорогов-нарвалов, они спасались от нападения белых медведей – мощная и красивая работа, которая вполне сопоставима с теми фильмами ВВС, которые мы когда-то показывали. Но, конечно, такие фильмы штучные. И больше трех-четырех таких картин в год у нас пока не выходит. Но, тем не менее, они есть.
— Сейчас часто подается фильм о фильме, как некий новый жанр. Платформы, в частности, снимают фильмы о сериалах. Но на ТВ в целом и на Первом канале в частности подобное делали уже давно. Более того, снимали и фильмы, сопровождающие фильм или сериал. Например, выходит сериал про Колчака, и тут же идет док о том, кем он был.
— Мне вообще очень нравится это направление – «фильм о фильме», просто потому, что всегда во время съемок происходят интересные истории, да и зрителям любопытно, как это было сделано. Действительно, мы почти всегда к нашим большим сериалам делали фильмы. И не только фильм о фильме, но и фильм о режиссере и, если какая-то значительная фигура актерская в этой картине присутствует, то и о ней тоже. И это помогает раскрутке сериала, потому что он идет две-три недели, а документальные фильмы в выходные подогревают зрительский интерес к нему. Сейчас, например, мы планируем сделать фильм к 20-летию выхода блокбастеров «Ночной дозор» и «Дневной дозор». «Дозоры» тогда были очень большим событием в российском кино. Мне кажется, это тоже будет очень интересно.
Подчеркну, что мы не отказываемся от этого направления и радуемся, что на платформах оно тоже представлено, потому что многие сериалы вызывают большой интерес публики. И зрителям тоже интересно, как снимался, скажем, сериал «Слово пацана».
— А вы берете доки у платформ? Есть ли такая тенденция?
— Мы не исключаем этого, но пока в процессе. Мы начали разговаривать по поводу документального сериала Okko «История российских компьютерных игр» во время фестиваля Original + Doc. Сериал, кстати, там победил. Но переговоры зашли в тупик.
— По качеству доки платформ достойны показа на Первом канале?
— Они же разные, тут нужно смотреть. «История компьютерных игр» была вполне качественной. Так что тут нужен индивидуальный отбор.
— Какой сегодня жанр более перспективный, на Ваш взгляд: документальный сериал или фильм? Или фильм-альманах, например?
— Если говорить о платформах, то, мне кажется, для них интереснее сериалы. А если говорить о нас, то для сетки лучше нам, конечно, документальное кино. Дело в том, что сериал требует отдельного программирования, как с «Цивилизациями», там семь серий, и они будут идти раз в неделю.
Нам очень часто авторы предлагают сделать на основании документального сериала полуторачасовой фильм. Скажем, мы показывали «Кислород», фильм об альпинистах, который есть и в сериальном варианте. И сначала нам предложили сериал, на что мы ответили, что в таком формате взять не можем, хотя история нам кажется крайне интересной. Мы сказали создателям, если у них есть возможность сделать фильм хронометражем полтора часа, то будем рады приобрести права. И для нас сделали вариант полуторачасового фильма – он уже прошел в эфире.
— Сколько времени в среднем снимается обычный теледок? Я понимаю, что некоторые фильмы создаются годами, но, если вдруг надо быстро снять телевизионный фильм, за сколько его могут снять?
— Вы правильно говорите, что некоторые фильмы годами снимаются. Например, наш главный режиссер Наталья Гугуева – документалист классической школы – всегда очень долго делает свои фильмы. Три года уже работает над историческим фильмом о тех слугах семьи Романовых, которые были расстреляны вместе с царской семьей. Трудится очень тщательно в поисках новых документов, новых свидетельств и много чего нового нашла. Сейчас фильм уже почти на выходе. Мы с нетерпением его ждем.
Следующий фильм, который ей заказан, – об Эдуарде Лимонове. Его будет софинансировать Министерство культуры. И тоже идет очень долгий, длительный поиск материалов, свидетелей. Наташа работает очень кропотливо, и раньше чем через год мы этот фильм точно от нее не получим.
У нас бывают случаи, когда надо срочно, за месяц что-то сделать. И тогда включаются наши навыки журналистов-новостников, и быстро-быстро собирается док.
— Начиная с 2020-ого года, с пандемии, мы наблюдаем повышенное количество утрат. Нельзя же подготовиться к уходу человека заранее. Как вы делаете такое кино – в память о человеке? Причем иногда приходится ставить его в эфир срочно, взрывать сетку, как сейчас было, например, с уходом Юрия Соломина.
— Всё-таки мы уже много лет этим занимаемся, и документальная фильмотека у канала огромная, поэтому практически на любого человека, который находится в свете софитов, у нас есть уже или отдельный фильм, или ленты и программы с его участием. В этом отношении мы, конечно, находимся в выгодном положении, потому что можем очень быстро собрать мозаику. К тому же наши телевизионные режиссеры умеют быстро работать. Когда возникает необходимость в таком фильме-прощании в связи с уходом человека, иногда важно даже не качество, а именно возможность вовремя выдать кино и собрать туда все значимые события его жизни, роли и так далее.
— За какими фильмами и жанрами документального кино будущее?
— Сейчас очень большой интерес к историческому кино. Какое-то время подобный бум был в 90-ые, когда открылось очень много источников. Потом мы немного от этого отошли. И, кстати, историческое кино зрители предпочитают не о далекой истории страны, им интересно вернуться в те же самые 90-е. Тоже теперь история – прошло уже 30 лет, и то, как мы из нашего времени смотрим на события того периода, многих увлекает. И какие новые вещи открываются, о которых тогда не говорили, не учитывали или видели иначе.
Беседовала Сусанна Альперина