«Постить нельзя творить»: синтез кино и блогинга обсудили на Дне короткометражного кино
В рамках Дня короткометражного кино 19 декабря прошел open-talk «Что короткометражное кино и соцсети заимствуют друг у друга».
Параллельно с цифровизацией киноиндустрии происходит процесс стремительного развития соцсетей. Производители контента в борьбе за внимание зрителя вынуждены адаптироваться в стремительно меняющихся условиях и оперативно реагировать на запросы целевой аудитории. У кого это получается лучше? Как пересекаются интересы авторов кино и видеоблогов? В чем недостаток соцсетей? Эти и другие вопросы обсудили спикеры open-talk.
Участие в онлайн-мероприятии приняли: основатель кинокомпании Life is short и креативного бюро Letsplay.team Кирилл Алехин, основатель студии Дикий Digital Виктор Кравченко, режиссер, преподаватель высшей школы кино «Арка» Александр Володин, а также продюсер,создатель проекта Mobile Filmmaker Максим Муссель. Модератором дискуссии выступила режиссер, главный редактор портала MovieStart.ru Юлия Волкова.
Одной из ключевых тем стала успешность соцсети TikTok, факторы которой перечислили участники встречи. Прежде всего, это скорость производства и загрузки контента, возможность делиться роликами и доступность авторов видеоматериалов.
«В TikTok стираются грани между звездами и обычными людьми. Любой может снять ответ звезде. Кроме того, TikTok вобрал в себя лучшее, что есть в соцсетях, – короткие, максимально информативные клипы, которыми люди делятся между собой», – отметил Александр Володин.
Виктор Кравченко добавил, что качество контента этого сервиса уверенно растет вместе с числом юных талантов среди блогеров.
«Соцсети – настоящая кладезь талантов, где действительно много харизматичных людей. Один из ярких примеров – Даня Милохин, который сделал себя сам. Или Антон Лапенко, который “вырос” из “Инстаграма”. Молодежь понимает, что теперь не нужно учиться и тратить 5 лет жизни, чтобы “выстрелить” и стать звездой», – пояснил продюсер.
Спикеры отметили, что кинопроизводство, несмотря на цифровизацию, по-прежнему остается дорогостоящим процессом. Тогда как создание роликов для соцсетей доступно каждому владельцу смартфона, вне зависимости от его квалификации, причастности к креативным индустриям и социального положения. Однако успех в соцсетях мимолетен: работы мгновенно растворяются в огромном массиве данных, вне зависимости от их качества.
«Ролик для TikTok монтируется несколько минут, поэтому снимая даже веб-сериал или короткий метр, ты проигрываешь во времени. Однако кино – это долгоиграющая история, твой фильм посмотрят и через значительный промежуток времени, если он интересный. А ролик, даже если он наберет миллионы просмотров, забудут через месяц», – пояснил Александр Володин.
Коллегу поддержал Кирилл Алехин, который добавил, что тренды в соцсетях стремительно меняются, по большей части еще из-за того, что взрослеет аудитория конкретного сервиса.
«TikTok – это большое казино, в котором ты ставишь многочисленные ставки, и все на зеро. Делать что-то дорогое обречено на провал, потому что из 1,5 млрд роликов могут выбрать что-то, более интересное для себя. То же с “Инстаграмом”, где было снято множество хорошего контента, который тяжело сейчас вспомнить. При этом надо учитывать, что вместе с конкретной соцсетью взрослеет аудитория, и через какое-то время ее перестает интересовать этот контент», – подчеркнул продюсер.
Виктор Кравченко отметил, что несмотря на условность и непредсказуемость результата, нужно не бояться экспериментировать и использовать соцсети в своих творческих целях.
«Можно потратить время в TikTok и ничего не получить, но, представляете, что можно потратить 7-8 лет в кино, ничего не сделав… TikTok забирает своей скоростью! Тем более сейчас, в период карантинных ограничений, соцсети и мессенджеры еще больше заменяют реальность, – пояснил эксперт. TikTok сейчас – некое отображение эпохи, несущийся поезд, на который надо запрыгнуть или попробовать эффектно снять этот поезд, что тоже может дать результат».
В ходе онлайн-встречи кинематографисты обсудили также вопросы интеграции соцсетей в кино, показательным примером которой стал фильм «Каха», веб-сериалы и т.д.
По мнению спикеров, это естественный процесс, который отвечает на запросы времени – удовлетворять потребности аудитории, которая, помимо традиционной жажды «хлеба и зрелищ», уже формирует и тему этих зрелищ. Причем если контент соцсетей вырастает в веб-сериалы, то из видеоблогов иногда получается хороший док, как, например, у Юрия Дудя.
Однако Максим Муссель на первое место все же поставил творческий замысел автора.
«Когда создаешь кино, важен сюжет, актерская игра. В соцсетях все другое, хотя, конечно, в TikTok уже сняли первый российский веб-сериал с миллионными просмотрами. Но я считаю, что кино – это все же авторская идея, авторское видение, которое режиссер хочет донести до публики», – пояснил Муссель.
В заключение участники встречи напомнили о том, что главное во все времена – сохранять свою индивидуальность и стремиться создавать качественный продукт, который будет достойно смотреться даже спустя значительный промежуток времени.
Напомним, что всероссийская акция День короткометражного кино проходит с 17 по 31 декабря 2020 г. в гибридном формате. В рамках мероприятия проходят показы короткометражных фильмов России и зарубежья; лекции, мастер-классы кинокритиков, продюсеров, режиссеров и пр., дискуссии на самые актуальные темы и т.д.
Главная цель «Дня короткометражного кино» – привлечение внимания представителей киноиндустрии и широкого зрителя к короткометражному кино, способствование обмену опытом и знаниями между мастерами и молодыми кинематографистами, представление работ кинодебютантов на различных площадках, развитие киноклубного движения. Зарегистрироваться на мероприятия можно здесь.
Организаторы проекта: Союз кинематографистов России, Молодежный центр Союза кинематографистов России, продюсерский центр «MovieStart» при поддержке Фонда президентских грантов, видеосервиса Start, Национального фонда поддержи правообладателей, Ассоциации продюсеров кино и телевидения, компании CANON, агентства Vostok.
Руководитель проекта – Дмитрий Якунин.
Текст – Аля Колдунова