MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Short Film Days > Лоран Крузе: «Будущее — в копродукции, свобода — в коротком метре». Беседа с исполнительным директором кинофестиваля и кинорынка в Клермон-Ферран

Лоран Крузе: «Будущее — в копродукции, свобода — в коротком метре». Беседа с исполнительным директором кинофестиваля и кинорынка в Клермон-Ферран

В рамках образовательной программы «Дня короткометражного кино» состоялся open-talk с исполнительным директором кинофестиваля и кинорынка в Клермон-Ферран (Франция) Лораном Крузе. В общих чертах Лоран описал историю продвижения короткого метра в Европе, а также рассказал о важности международной копродукции и перспективах для российских авторов. Модератором и одним из организаторов встречи выступила Янна Буряк— продюсер, генеральный директор дистрибуционного агентства VOSTOK.

Лоран, Вы много лет работаете на кинофестивале в Клермон-Ферран. Как пришли к созданию Euro Connection?

Действительно, более 20 лет я занимаюсь отбором фильмов для кинофестиваля в Клермон-Ферран. Ещё мы разработали платформу Shortfilmdepot, однако сейчас больше усилий я вкладываю в форум совместного производства Euro Connection и кинорынок короткого метра.

Расскажите о них, пожалуйста, подробнее.

Euro Connection проводится с 2009 года и начинался как национальный питчинг. Со временем он превратился в форум совместного производства и вырос в одно из крупнейших мероприятий международной индустрии, ежегодно собирающее в Клермон-Ферран сотни участников со всей европы. Сейчас мы работаем с создателями фильмов по всему миру.

Если говорить о кинорынке, то он сформировался приблизительно в середине 1980-х гг. — для продвижения короткометражного кино на телевидение. Тогда в этом принимало участие буквально несколько каналов. Нашей целью было показать представителям телевизионной отрасли, что во Франции производится большое количество достойных короткометражных фильмов, которые можно показать на ТВ. Мы рассказывали о том, что эти картины нестандартные, что это новый формат для телевидения.

Сегодня мы — огромный хаб, на базе которого создаются новые проекты, осуществляются продвижение и  продажа короткометражных фильмов по всему миру. Ежегодно на кинорынок стекается более 3,5 тысяч представителей креативной индустрии Франции, Европы и всего мира.

Как происходила трансформация кинорынка?

Вначале мы занимались только продвижением короткого метра на телевидение. Затем начали думать, где ещё можно показывать эти фильмы, и стали организовывать показы в кинотеатрах, на закрытых мероприятиях, в необычных локациях и т.д. Сейчас мы проводим онлайн-мероприятия, а также стремимся развиваться в сторону новых киноформатов.

Общеизвестно, что фестивали – это огромное пространство нетворкинга, где авторы и продюсеры находят друг друга.

Конечно! Наши фестиваль и кинорынок — не исключение. Euro Connection называется «форумом совместного производства», поскольку он объединяет представителей различных отраслей производства, дистрибьютеров, бродкастеров, различных VOD платформ и организаций.

Расскажите как происходит это взаимодействие на уровне участия в Euro Connection. И подробнее об этапах, пожалуйста.

В мероприятии принимают участие представители порядка 30 стран Европы. Они презентуют свои короткометражные фильмы, продолжительностью не более 30 минут. Работы могут быть самые разные: игровые, анимационные, документальные, экспериментальные.

На начальном этапе, который занимает несколько месяцев, идёт подготовка пакеты документов: досье, переводы, синхронизация каналов финансирования (в разных странах поддержка кинематографа происходит в разные сроки). Одним из важнейших требований является наличие финансирования от третьей стороны. Оно может быть официальным или неофициальным. Участники должны предоставить наличие всех имеющихся у них видов помощи, и важно отметить, что это должно произойти до того, как авторы начнут искать или приглашать иностранного продюсера на проект!

Говоря об официальной поддержке в рамках международной копродукции, мы подразумеваем финансирование странами-участницами своего заявителя.

Неофициальная же поддержка может осуществляться разными способами, даже не всегда финансово: это и написание музыки для фильма, и вовлечение других специалистов, и региональная поддержка, и предоставление помещения или сервисов студии на этапе пост-продакшна. 

Финансирование третьей стороной — это поддержка, осуществляемая сторонней организацией. Это не ваша студия, не ваша производственная компания или же личные средства режиссёра или продюсера, а именно средства третьей стороны.

Что происходит дальше?

Сам конкурс объявляется в начале сентября, и до 20 октября идёт приём заявок. Далее — процесс отбора. В первом этапе участвуют национальные комитеты стран-заявителей, в результате выбирается один финалист от каждой страны. Затем команда-победитель должна отправить заявку на английском языке, которую рассматривает уже общеевропейское жюри. В среднем мы получаем 25-30 работ, но к питчингу допускается в итоге 12-13 проектов.

Участвуют ли в конкурсе представители других стран, помимо европейских?

В основном это авторы и продюсеры из Европы. В прошлом году мы запустили проект La Petite Fabrique, нацеленный как раз на прочие международные проекты. На «фабрике» были отобраны работы из Колумбии, Ливана, Ямайки, Конго и Гавайев. Для нас это довольно экзотичные проекты, поскольку мы не так много знаем о кино и самой жизни в этих государствах.

К сожалению, из-за ограничений, вызванных пандемией, деятельность La Petite Fabrique приостановлена. Однако мы надеемся, что к 2022 году наша «фабрика» заработает вновь и со временем вырастет в отдельное крупное международное направление, на базе которого нам удастся привлечь участников из разных стран мира.

В чем заключается важность копродукции, на Ваш взгляд?

С одной стороны, это здорово, когда в производстве фильма принимают участие представители разных стран. Конечно, тут не обходится без сложностей во взаимодействии, и порой кажется, что многие вопросы проще решить в рамках одной страны. Но важно развивать и укреплять эту связь.

В Европе сейчас производится много артхаусного кино, вторым эшелоном идут короткометражные фильмы, и конечно, молодые авторы нуждаются в поддержке. Поэтому, если у них появятся возможности принимать участие в международных проектах, это пойдёт только на пользу им и отрасли. Мы видим в международном сотрудничестве большой потенциал и рассматриваем его в долгосрочной перспективе как почву для создания ярких работ – игровых, анимационных, документальных,  экспериментальных, ХR-проектов и т.д. Мы нацелены на будущее и приглашаем российских авторов к сотрудничеству.

Как проходит конкурс Euro Connection в этом году?

Из-за пандемии нам пришлось кардинально скорректировать программу мероприятий и увести всё в онлайн. Пока на начало февраля запланированы встречи с участниками. Конечно, мы до последнего будем надеяться какие-то мероприятия провести вживую, но несколько дней назад у нас ещё был карантин и связанная с ним масса ограничений… Однако есть небольшой шанс, что местные участники смогут присутствовать. Если получится организовать часть мероприятий офлайн, это будет здорово. 

Кинорынок же пройдёт в этот раз в цифровом формате. Это единственный способ объединить участников со всего мира, потому что путешествовать сейчас практически невозможно.

Как российские продюсеры смогут принять участие в Euro Conection и La Petite Fabrique? 

В этом году мы в течение 5 дней будем работать в онлайн-формате, поэтому отчасти это даже упрощает участие. Единственное, что нужно будет сделать,— это купить билет на кинорынок, который стоит 60 евро. Вся информация доступна на нашем сайте. Вы сможете прогуляться по виртуальным залам, найдёте список байеров, агентств и пр., получите доступ к видеобиблиотеке — одним словом, вам будет предоставлена вся необходимая информация в зависимости от ваших интересов и целей. Там её очень много.

Также вы сможете переписываться с участниками. Если у вас есть фильм, с которым вы участвуете в фестивале Клермон-Ферран, вы получите всю статистику: количество просмотров, голосов, рейтинг и пр.

Что касается La Petite Fabrique, как я уже сказал, мы планируем вновь открыться в 2022 году. На первой «фабрике» мы не требовали наличия финансирования до подачи заявки, но сейчас трудно сказать, как будет в следующий раз. Основным требованием было лишь наличие опыта работы: нам важно, чтобы это была некая группа творческих людей, нацеленных на работу с короткометражным кино.

Кстати, если говорить о российских фильмах, хотелось бы отметить, что мы в этом году получили около 200 работ. Я и мои коллеги не только в этот раз — гораздо ранее — отмечали, что в вашей стране есть талантливые мастера, работающие в разных форматах. И мы выбрали два российских фильма, которые примут участие в международной конкурсной программе кинофестиваля.

Анимационный проект школы-студии «Шар» Дмитрия Геллера и документальный фильм?

Именно. Это «Хозяйка медной горы» Дмитрия Геллера, анимационной школы-студии «Шар», основанной Андреем Хржановским. А также, «Фабричная этнография» Анастасии Ксенофонтовой.

В России часто задаются вопрос: «А насколько вообще актуален короткий метр?». Очевидно, что в коммерческом плане это не очень прибыльно. В связи с этим вопрос к Вам, Лоран. Почему Вы свою карьеру посвятили короткому метру?

Мне нравится креативность и творческий подход. Короткий метр для меня — это всегда что-то необычное. Я уяснил ещё с юности, что эквивалента нет нигде — ни на телевидении, ни в полном метре. Все эти фильмы настолько уникальны, это целый пласт культуры! Для меня ещё важно то, что их авторы свободны — над ними никто не довлеет, никто не диктует темы, жанры и форматы. Именно это мне и нравится в коротком метре. И я хочу сказать авторам: если вы хотите заниматься коротким метром, занимайтесь. Да, может быть, это и не весьма прибыльно, но зато вы будете чувствовать пульс этого мира, понимать его, возможно, лучше других. Кто знает, к чему это может привести. 

Проект «Moviestart: серия интервью для молодых кинематографистов» реализуется с использованием гранта, предоставленного Федеральным агентством по делам молодёжи (Росмолодёжь).

Проект знакомит начинающих кинематографистов, живущих в разных российских городах, со спецификой творческого процесса от дебютантов и мэтров кинематографа. 

Подробная информация о проекте на сайте.

#Росмолодежь, #Росмолгрант, #Ресурсцентр, #ВКМП, #Россиястранавозможностей

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять