Будущее креативных индустрий обсудили на Гайдаровском форуме
В рамках Гайдаровского форума 14 января состоялась экспертная дискуссия «Будущее креативных индустрий».
Участники – представители органов государственной власти, медиаменеджеры, а также деятели искусства и культуры – обсудили положение креативных индустрий в России в период постпандемии.
Модератором дискуссии выступила Юлиана Слащева, председатель правления Ассоциации анимационного кино, киностудии «Союзмультфильм» и генеральный директор киностудии им. М. Горького.
Она отметила, что доля ВВП креативных индустрий в развитых странах составляет 10-14 %. В России же на данный момент нет статистики, однако по данным представителей отрасли, ежегодный рост рынка составляет более 10 %.
Юлиана Юрьевна подчеркнула, что необходимо идентифицировать креативные индустрии, после чего можно будет оценить их вклад в экономику страны.
«Количество креативных отраслей расширяется, сегодня их порядка 15 и они, несомненно, являются драйвером развития страны», – резюмировала модератор и напомнила, что Ассоциация анимационного кино провела ряд переговоров с органами федеральной власти, в результате которых у анимационной отрасли будет свой ОКВЭД.
Министр культуры РФ Ольга Любимова отметила, что в настоящее время ведомство разрабатывает концепцию развития креативных индустрий, в результате которой будет идентифицировано само понятие «креативные индустрии» и актуализирован их список.
«Креативные индустрии – это то, что мы только начинаем анализировать и создавать концепцию, где будет раскрыто это понятие. Это понятный международный термин, используемый в мире, и нам важно усвоить его, чтобы идти в ногу со временем и устанавливать связи на международном уровне», – пояснила министр.
Ольга Борисовна также рассказала о мерах господдержки, которые были оказаны деятелям культуры и искусства в прошлом году. По ее словам, помощь государства получили музеи, театры, творческие коллективы и, конечно же, аниматоры и кинематографисты, на поддержку деятельности которых в конце 2020 года было выделено более 4 млрд рублей.
«Нам было важно провести конкурсы – оказать поддержку, чтобы, несмотря на пандемию, процесс кинопроизводства продолжался», – отметила глава ведомства и подчеркнула, что особенно важно также помогать молодым кинематографистам.
При этом Ольга Любимова уточнила, что государство намерено поддерживать другие креативные отрасли.
«В остальных направлениях, помимо анимации и кино, мы будем проводить больше конкурсов для некоммерческих организаций, творческих молодых команд и объединений, чьи стартапы могут быть интересны. Это молодые дизайнеры, мастера народных промыслов и т.д.», – уточнила министр.
Сергей Новиков, начальник Управления Администрации Президента РФ по общественным проектам, рассказал о проводимых акциях, направленных на выявление молодых талантов и потребностей общества и профессиональной среды. Одной из таких стала «Российская креативная неделя» (Russian Creativity Week), которая прошла офлайн в Москве и онлайн в ряде городов страны в сентябре прошлого года. Ее участниками стали представители 14 креативных отраслей.
«После “Российской креативной недели” мы начали проводить встречи с каждым “цехом”, чтобы понять, что им нужно для развития, выстраивать взаимодействие с ними», – отметил Сергей Геннадьевич.
Также представитель ведомства подчеркнул, что российская молодежь обладает серьезным творческим потенциалом, и задача отрасли и государства – помочь ей реализовать его. Причем речь идет также о поддержке представителей «менее престижных» профессий, которые сегодня становятся все более востребованы в профессиональной среде, – звукорежиссеров, художников-аниматоров и т.д.
Кроме того, чиновник рассказал о работе с профессиональными сообществами, деятельность которых начинает оживать после распада Советского Союза.
«В советское время функционировали творческие союзы, некоторые из них пережили кризис 1990-х, но это удалось далеко не всем. Сегодня появилась возможность их реанимировать. В последние годы в России появился широкий спектр юрлиц, которые благоприятно существуют в рыночных условиях, проводят свои мероприятия, концерты и т.д. Теперь они объединяются, и это очень хорошее явление, их надо поддерживать. Взять, к примеру, кинематограф. Теперь режиссеры и продюсеры не приходят по-отдельности, они собираются вместе. И это более эффективно, потому что в таком случае государству понятно, с кем оно ведет диалог. Так и произошло в конце прошлого года, когда были выделены 4 млрд рублей. Этому примеру должны последовать остальные креативные отрасли», – резюмировал Сергей Новиков.
По мнению генерального продюсера студии Yellow, Black and White Эдуарда Илояна, пандемия явилась мощным стимулом для формирования и развития подобных союзов.
«2020 год заставил нас всех объединиться – всю индустрию кино и телевидения собраться и наконец понять, что мы являемся именно креативной индустрией. Это значит, что в первую очередь мы – творческие люди, которые умеют что-то создавать», – отметил спикер и рассказал о трудностях, с которыми кинематографу придется столкнуться в ближайшем будущем.
«Мы понимаем, что пандемия не прошла. Конечно, после пережитого локдауна у нас сформировалась схема – как снимать, продвигать и показывать. Однако кинематограф все еще находится в тяжелом состоянии. Сейчас с помощью упомянутых субсидий нам дали некую “пилюлю”, но трудностей еще достаточно. Подвинуты сроки кинопроизводства, ведь в России съемочный процесс – это сезонный процесс, порядка 85% фильмов и сериалов снимаются в летний и весенний периоды. Надо собираться и думать, как быть дальше», – пояснил Эдуард Илоян.
Также он поднял проблему пиратства в цифровой среде, рассказал о мерах господдержки кинематографистам в Европе и отметил необходимость выхода российских проектов на внешний рынок.
«Еще в 2003 году наша студия на фестивале в Каннах поставила баннер “Русские идут”. Уже тогда мы понимали, что российский контент может быть трансграничным, и наша анимация подтверждает это. Нам надо дальше думать, как выходить на внешний рынок. И у нас для этого есть все необходимое!», – заключил участник дискуссии.
Алексей Учитель, режиссер, генеральный директор Творческо-производственного объединения «РОК», отметил, что формирование и развитие творческих союзов откроет дополнительные возможности для молодых авторов, в том числе – на внешнем рынке.
«Наш конёк – дебюты. Надо создать некий федеральный дебютный центр, который даст возможность молодым режиссерам начать свой путь и реализоваться. Что касается выхода на внешний рынок, отмечу, что мы должны двигаться вперед более уверенно. И в этой связи необходимо проводить работу с начинающими кинематографистами, готовить их по части понимания специфики экспортной продукции, расширения географических границ кино. Рано или поздно пандемия закончится, и мы должны выходить на международный рынок подготовленными», – подчеркнул режиссер.
По мнению Софьи Троценко, президента Фонда поддержки современного искусства «Винзавод», на данный момент помимо кино и анимации с международными рынками связаны такие креативные отрасли, как IT, искусство и дизайн. Некоторым видам креативных индустрий (например, народным промыслам) пока сложно преодолеть внутренние границы, однако это можно сделать с помощью коллаборации, например, с модой.
Справка
Гайдаровский форум проходит ежегодно в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). На его площадке собираются представители органов власти, общественные и политические деятели, предприниматели из разных стран мира.
СМИ закрепили за Гайдаровским форумом репутацию «российского Давоса», благодаря которому иностранные гости получают объективную информацию о главных тенденциях социально-экономического и политического развития, состоянии бизнес-среды и инвестиционного климата России. Для отечественных экспертов участие в нем позволяет определить перспективы дальнейшего экономического роста и интеграции России в мировую экономику.
В 2021 году Форум проходит 14-15 января в гибридном формате. Ключевая тема – «Россия и мир после пандемии».
Текст – Аля Колдунова